Академики РАН не нашли ошибок в школьном пособии, учившем, что голубь бывает быстрее самолета
Комиссия РАН проанализировала претензии Минобрнауки и пришла к выводу, что большинство из них не имеют под собой оснований. Все замечания «являются вздорными, кроме двух», сообщил РИА «Новости» вице-президент РАН Валерий Козлов, председатель комиссии академии по экспертизе школьных учебников.
В числе ошибочных академики признали данное в учебнике изображение компаса, у которого оказались перепутаны восток и запад, а также масштаб на одной из карт. При этом в РАН заявили, что обе допущенные неточности лежат не на совести авторов пособия, а являются результатом типографской ошибки.
«Действительно, в учебнике картинка с компасом перевернута и есть опечатка в масштабе. Но это полиграфические проблемы», - сказал Козлов. По его словам, дело в том, что предметом экспертизы РАН являлся не учебник, а оригинал-макет, а в нем был правильно нарисован компас и нет опечатки в масштабе.
Все остальные содержательные претензии к учебнику Козлов назвал безосновательными. В частности, он подтвердил, что высота земной атмосферы, действительно составляет около тысячи километров, а не 120 км, вопреки мнению некоторых критиков учебника. «На этой высоте происходят полярные сияния, а это - атмосферные явления», - пояснил ученый, добавив, что свой ответ РАН отправила в Минобрнауки.
Скандал вокруг учебника разгорелся с подачи кандидата физико-математических наук Георгия Алфимова. В статье на сайте «Правда.ru» он заявлял, что в пособии присутствуют ошибки в изображении компаса и в масштабе карты, указана неверная оценка толщины земной атмосферы, а также даны утверждения, из которых дети могут сделать ложные выводы, в том числе о том, что голубь летает быстрее самолета.
Например, автор статьи в «Правде» цитировал задание из учебника: «В конце ХХ в Прибалтике, например, провели эксперимент: кто быстрее доставит письмо адресату - самолет, почта или голубь? К удивлению исследователей, первым с поставленной задачей справился голубь. Ему удалось избежать бюрократии при оформлении и доставке письма и опередить современные средства связи».
«С последней фразой все встает на свои места. После прочтения же текста учебника у всех опрошенных детей сложилось впечатление, что голубь может летать быстрее самолета, - писал Алфимов. - Попутно замечу, что у меня вызвало удивление дословное копирование довольно безграмотного текста - как можно сравнивать «почту» и «самолет», если письмо по почте часто доставляется именно что самолетом?"