Результативность «предсказаний» акима Алматы – ниже 50%

Краткий пересказ, что из обещаний А. Есимова исполнилось, а что – нет.
Почти 2 года назад Ахметжан Есимов, аким Алматы, на отчётный встрече с населением во всеуслышание сделал ряд обещаний: «К концу 2013 года мы сделаем и построим…». «Мегаполис» всё записал и теперь сверяет слова с делом. Скажем сразу – счёт не в пользу акима.

СДЕЛАНО!
1. «Будет запущено экологически чистое муниципальное такси на газе и «газовые» автобусы».
Сделано! Экотакси бегают по городу, а число экоавтобусов в 2014 году акимат Алматы обещает довести до 1000 единиц, что составит 60% всего общественного транспорта.

2. «Запустятся 6 новых развязок, одна из которых будет в «Орбите» на Саина – Мустафина».
Сделано! Пожалуй, самое точное исполнение обещанного. Практически всё сдано в срок, всё работает.

3. «Будет модернизирован Музей народных музыкальных инструментов».
15 мая 2013 года музей был открыт после реконструкции.

4. «Реконструируют Алматинский государственный театр кукол».
В июне 2013 года театр открылся после реконструкции.

5. «На здоровье в 2012–2013 потратят 40 млрд тенге. Деньги пойдут на три поликлиники, две семейно-врачебные амбулатории, пристройки к существующим поликлиникам и дополнительного корпуса к диагностическому центру».
Почёт и уважение – новые поликлиники в Алматы были открыты в 2013 году. Стала ли от этого медицина лучше – другой вопрос. Но по крайней мере «храмов здоровья» в Алматы стало больше.

ИСПОЛНЕНО ЧАСТИЧНО
1. «Завершится и реконструкция ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 – главных производителей алматинского смога».
Реконструкция завершена частично – проект крайне дорогой, инвестирует в него Республиканский бюджет. Это можно отнести к серьёзным достижениям Есимова – снять такое бремя с бюджета городского, но в то же время сделать крайне полезное для здоровья всех горожан дело.
На текущем этапе реконструкции ТЭЦ-1 построена бойлерная, теплопроводы, соединяющие станцию с ТЭЦ-2, в будущем планируется газотурбинная установка. Но полное завершение реконструкции запланировано на 2015–2017 годы – успеть бы к «Универсиаде-2017». Уже потрачено 65 млрд тенге.

2. «Строительство Кок-Жайляу решено на высшем уровне, проекту – быть!»
Надо отдать должное алматинцам, сумевшим организовать общественную кампанию по противодействию превращения заповедника Кок-Жайляу в курортное место. Народ не верит, что там обойдётся без особняков и курорт будет действительно общедоступным. И правильно не верит – осенняя проверка Иле-Алатауского национального парка вскрыла просто вопиющие факты: в заповедной зоне было построено 16 объектов безо всяких правоустанавливающих документов. То есть в заповедной зоне вовсю резвились те, кто сумел договориться с нужными людьми. И нет абсолютно никакой гарантии, что с Кок-Жайляу не произойдёт то же самое. Любопытно, что общественное мнение пусть и не отменило строительство, но создало серьёзные проблемы в реализации проекта, хотя Есимов изо всех сил намекал, что вопрос решён даже не элитой Алматы.

НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
1. «От центра города можно будет добраться до аэропорта на лёгком рельсовом транспорте. ЕБРР выделяет под это заём в 200 млн долларов».
На деле лишь запущен автобус в аэропорт от Центрального стадиона, чьи часы работы – с 22.00 до 6.00. Это вроде как конкуренция «серым» таксистам, которые оккупировали воздушные ворота Алматы и досаждают пассажирам. Аэропорт южной столицы по-прежнему можно смело назвать одним из самых недоступных в стране с точки зрения общественного транспорта.

2. «Автовокзал «Сайран» переедет на окраину города, что снизит загазованность района».
Автовокзал на месте. Больше того, никаких новых вокзалов на окраинах города не появилось.

3. Озеро Сайран почистят, восстановят там зоны отдыха и соз­дадут океанариум. Он будет помогать лечить детей с определёнными болезнями».
Есть на берегу Сайрана зона отдыха для детей – платная. Океанариума нет и в помине. Хотя, пожалуй, именно он стал самым тиражируемым обещанием акима в феврале-марте 2012 года – о нём написали практически все СМИ.

4. «На спортивные объекты, построенные к Азиаде, станут пускать всех горожан – заниматься спортом можно будет на мировом уровне».
Это не просто не исполнено – это один из крупнейших пролётов в обещаниях, поскольку с самого начала Ахметжан Смагулович не уточнил главное: сколько будет стоить допуск на арены? Бесплатного входа на сооружения Азиады у граждан так и не появилось. И ещё: какие объекты Азиады имел в виду Есимов? Всё, что находится в Алматы? Или только те, что подведомственны акимату: каток «Медео» и международный комплекс лыжных трамплинов «Сункар»? На первом массовые катания были всегда, а с трамплинов, чья общая сметная стоимость 38 млрд тенге, может прыгать только ограниченное число лиц – человек так 30. Другие просто не умеют – значит, и делать им там нечего. Вот такой массовый спорт.
Кроме того, акимат не имеет ни малейшего отношения ко многим комплексам Азиады: лыжно-биатлонному стадиону в Солдатском ущелье и Дворцу спорта им. Балуана Шолака. Первый курирует Агентство по делам физической культуры и спорта, а второй объект вроде бы и подведомственен агентству, а в то же время нет – очень запутанная там структура управления. Индивидуальные билеты на каток во Дворце спорта не продают, можно лишь оплатить аренду всего катка из расчёта 60 000 тг в час. Ахметжан Смагулович, вы правда думаете, что рядовым алматинцам это по карману? Даже вашей официальной зарплаты хватит всего на 10 с половиной посещений.

5. «В Алатауском районе будет построен большой и современный концертный зал».
Зал так и находится на стадии «будет построен». Возможно, Ахметжан Есимов снова похвастается планами о его строительстве на грядущей встрече с населением.

6. «На велосипед больше не сяду. Он в городе прижился».
На деле ради велопробегов с участием акима город перекрывали ещё несколько раз. Популяризация экологически чистого транспорта привела к неоднозначным результатам. Залетным в Алматы орлам, что таксуют днём и ночью, буквально плевать на такую пропаганду (водителей, смачно харкающих через открытые двери на перекрёстках на светофорах, в городе в избытке), а сторонникам велосипеда жить легче не стало – машин-то прибавилось. Плюс прибавилось нарушителей – многие, пересев на велосипед, забыли выучить Правила дорожного движения и теперь пугают пешеходов вместо того, чтобы ездить по проезжей части. В общем, велосипед показал – культур-мультур на дороге больше не стало. Наверное, это надо было пропагандировать в первую очередь, а не велосипед.

ГОТОВЬТЕ УШИ!
Сам Есимов верил:
– Всё намеченное – выполнимо. У нас есть желание, ресурсы, квалифицированные кадры и финансовые средства…
Пошутил аким – не всё выполнено. Можно сказать, что разрыв в подсчёте «сделано – не сделано» минимальный: всего-то 5:6 не в пользу акима. Но ведь никто не заставлял обещать океанариум и рисовать город-сказку с легкорельсовым транспортом, мчащимся в аэропорт.
Впрочем, даже выполненного достаточно, чтобы признать Есимова лучшим главой Алматы лет так за 20. Точнее, лучшим из тех, что были. Можно ли мечтать о лучшем акиме?
Можно. В исполненных обещаниях самым масштабным является только возведение развязок, которые, как оказалось, никуда не привели. Специалисты ещё на стадии строительства показали, что это не решение проблем с пробками, и автомобильный коллапс в Алматы продолжает нарастать.
А некоторые из неисполненных обещаний хочется забыть: например, океанариум. Крайнюю необходимость в таковом могут увидеть лишь те, кто может на нём заработать. Всем остальным куда важнее новые школы, новые детсады, новое и доступное жильё по госпрограмме, не заражённое плесенью вроде того, что спешно достраивается сейчас в «Мамыре-5–6». У простых людей приоритеты попроще: им бы не планету впечатлить «универсиадой», а детей в безопасные школы пристроить.
Справедливости ради надо признать, что Есимов далеко не самый многообещающий аким Алматы. До Виктора Храпунова ему далеко. Всё-таки на фоне «храпуновского» плана прорубить железную дорогу до Иссык-Куля с остановками на горнолыжных базах мирового уровня меркнут любые океанариумы.

Скоро февраль 2014-го. Президент вновь обяжет всех акимов страны отчитаться перед населением о проделанной работе и взять на себя новые обязательства. Готовьте уши, господа!
Храпунов Виктор Актау Актобе Алматы Иссык-Куль Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: