О внедрении программы содействия повышению квалификации самостоятельно занятым гражданам в Республике Казахстан

Кандидат юридических наук

Проблема самостоятельно занятых в РК на сегодняшний день является актуальной как для государства с одной стороны, так и для самих самостоятельно занятых граждан.

Государство обеспокоено проблемой самозанятых по ряду причин:

1)самостоятельно занятые граждане официально не зарегистрированы в качестве предпринимателей, соответственно в бюджет государства не поступают обязательные платежи;

2)учитывая «теневой характер» деятельности самостоятельно занятых, не представляется возможным отразить реальную картину количества граждан самостоятельно занятых, что негативно сказывается на результатах проведения статистических отчетов;

3)имея в виду, что большинство из числа самостоятельно занятых не производят отчисления в пенсионный фонд, при приближении пенсионного возраста возникнет проблема отсутствия средств для удовлетворения жизненных потребностей;

Для граждан, самостоятельно занятых имеются следующие проблемы:

1)отсутствие стабильности, как в получении заработка, так и в наличии самой работы;

2)социальная незащищенность;

3)отсутствие государственных программ повышения квалификации либо переподготовки, в связи с чем отсутствие должной квалификации, отвечающей современным требованиям и реалиям.

В Законе РК «О занятости населения» имеется определение самостоятельно занятых. К ним относятся индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления; члены производственных кооперативов; неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств); работодатели, использующие труд наемных работников. Согласно ст. 2 Закона РК «О занятости населения» самостоятельно занятые относятся к занятому населению.

При этом, в Трудовом кодексе РК отсутствует раздел, регламентирующий особенности регулирования труда самостоятельно занятых граждан. Более того, необходимо внести дополнения в Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» относительно выполнения налоговых обязательств самостоятельно занятыми. Также предусмотреть в налоговом законодательстве обязательность государственной регистрации в качестве налогоплательщиков самостоятельно занятых граждан РК. В связи с невыполнением данного требования законодательства предусмотреть установленную законом ответственность.

В соответствии с основными принципами и направлениями государственной политики в области занятости населения, в частности ориентация системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда и перспективами его развития с учетом инвестиционной политики (пп. 3 п. 2 ст. 4 Закона РК «О занятости населения») нами предлагается Программа содействия повышения квалификации (самообразования) самостоятельно занятых в РК.

Успешная реализация данной программы возможна при тесном сотрудничестве Министерства здравоохранения и социальной защиты РК, Центров занятости населения, ВУЗов и колледжей.

Программа

содействия повышению квалификации самостоятельно занятым гражданам в Республике Казахстан

Цель программы. Данная программа рассчитана на самостоятельно занятых граждан РК. Программа имеет различные уровни подготовки в зависимости от возраста, уровня образования и специфики деятельности самостоятельно занятых. Целью данной программы является повышение эффективности применяемых знаний, углубление и совершенствование полученного опыта, реализация потенциала самостоятельно занятых в условиях конкуренции.

Задачи.

Приобретение новых научных и практических знаний.

Совершенствование имеющегося опыта.

Ориентация на насущные потребности самостоятельно занятых.

Организация взаимодействия и взаимопомощи самостоятельно занятых.

Конечные результаты

Развитие личностных характеристик.

Повышение эффективности применения полученных знаний и опыта в процессе своей деятельности.

Приобретение новых навыков.

Повышение квалификации.

Категория обучающихся.

Самостоятельно занятые:

1)индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления;

2)члены производственных кооперативов;

3)неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств);

4)работодатели, использующие труд наемных работников.

Режим и продолжительность проведения занятий.

Возможны по выбору:

1)дистанционное обучение;

2)очное обучение;

3)вечернее обучение;

Перед началом обучения все обучающиеся проходят тестирование на определение уровня знаний по всем дисциплинам (профессиональным модулям). Далее происходит распределение по группам в зависимости от уровня знаний. Для каждого модуля/дисциплины формируется своя группа. Таким образом, происходит учет имеющихся базовых теоретических знаний и практического опыта каждого обучающегося.

Продолжительность занятий зависит от выбранной обучающимся программы (количества часов общей и дифференцированной программы профессиональных модулей/дисциплин).

Структура программы.

Настоящая программа состоит из профессионально ориентированных модулей-дисциплин. Модули-дисциплины формируются в разрезе подготовки общей направленности (обязательной) и дифференцированной, т.е. относительно специфики рода деятельности самостоятельно занятого.

Содержание программы.

Общая

Наименование профессионального модуля/дисциплины

Объем аудиторной нагрузки (час)

Объем самостоятельной работы (час)

Всего учебной нагрузки (час)

1

Бухгалтерский учет (практический курс)

2

1

3

2

Основы практического правоведения для самостоятельно занятых

2

1

3

3

Компьютерная грамотность (с использованием новейших технологий)

2

1

3

4

Бизнес-планирование, риск-менеджмент

2

1

3

5

Казахский язык - делопроизводство (практический курс с ориентацией на специализацию самостоятельно занятого)

2

1

3

6

Русский язык - делопроизводство (практический курс с ориентацией на специализацию самостоятельно занятого)

2

1

3

7

Английский язык - делопроизводство (практический курс с ориентацией на специализацию самостоятельно занятого)

2

1

3

Всего по общей программе

14

7

21

Дифференцированная (в зависимости от рода деятельности самостоятельно занятого) (ниже приведем в качестве примера модули для юристов-самостоятельно занятых)

Наименование профессионального модуля/дисциплины

Объем аудиторной нагрузки (час)

Объем самостоятельной работы (час)

Всего учебной нагрузки (час)

1

Проблемы гражданского права

2

2

4

2

Договорное право

2

2

4

3

Проблемы трудового права

3

2

5

4

Административное судопроизводство

2

2

4

5

Адвокат в уголовном судопроизводстве

2

2

4

6

Адвокат в гражданском судопроизводстве

2

2

4

7

Проблемы гражданского процессуального права

3

2

5

8

Проблемы банковского права

2

2

4

9

Проблемы налогового права

2

2

4

10

Право интеллектуальной собственности

2

2

4

11

Проблемы исполнительного производства

2

2

4

12

Конфликтология

3

2

5

Всего по дифференцированной программе

27

24

51

Итого

72 часа

Информационное обеспечение.

Предлагается перечень основных и дополнительных источников: нормативной базы, специальной юридической литературы, интернет-ресурсов.

Техническое обеспечение.

Необходимым для реализации программы является соответствующее материально-техническое сопровождение, а именно наличие аудиторий, оснащенных мультимедиа-средствами, сети Интернет.

По результатам прохождения Программы содействия повышения квалификации (самообразования) самостоятельно занятых граждан в РК выдается свидетельство об окончании программы.

Выводы:

1.По результатам внедрения и реализации настоящей Программы самостоятельно занятым гражданам будет предоставлена возможность получения теоретических и практических навыков осуществления трудовой деятельности.

2.Для компетентных государственных органов упростится функция реализации контрольных функций, ведения учета самостоятельно занятых лиц.

Следите за новостями zakon.kz в: