В ЗКО сельский учитель поднимает из небытия солдат, погибших в годы войны

Фото: zakon.kz
«Я буду ездить на поисковые работы до тех пор, пока могу это делать. Это мой долг…».
Сергей Лапшин, учитель физкультуры из села Мерей, бывшего Логашкино, с 2007 года участвует в поиске останков солдат, погибших на полях сражений в Великую Отечественную войну, пишет Уральская неделя.

Каждую весну он вместе с другом Нурланом Мухамбеткалиевым отправляется в Новгородскую область, в один и тот же район — Парфинский. Здесь вместе с другими поисковиками они поднимают погибших солдат из болотистой земли, чтобы вернуть им имена и захоронить со всеми почестями.
 
«Конца этой работе не видно, — признается Сергей Владимирович. И добавляет: — «Я буду ездить на поисковые работы до тех пор, пока могу это делать. Это мой долг…».

- 73 года лежат там наши солдаты непогребенными. У меня мурашки по телу, когда я думаю об этом. Мне все говорят: «Зачем ты ездишь, ну закопали их — и закопали». А они незакопанные лежат, они в лесу лежат сверху, понимаете? На каждом метре этой земли люди лежат, по сей день… Это несправедливо. Как же так можно относиться к людям? — мой собеседник остановившимся взглядом глядит поверх меня, туда, где, видно, находятся те, кто должны ответить на его вопрос.

- Вы нашли ответ на этот вопрос? — спрашиваю.

- Я ищу до сих пор, — отвечает Сергей Владимирович с неизбывной печалью — печатью той работы, что он взял на себя добровольно и безвозмездно. На поисковые работы он тратит собственные деньги, никто не помогает ему организовывать его поездки.

В 1941-м году под Старой Руссой стояла стотысячная группировка немецких войск. Советское командование хотело взять ее в окружение, но не получилось. Обе стороны бились друг с другом целых три года на 30-километровом клочке.

«Там позиции то и дело переходили из рук в руки. Копнешь — лежат гильзы от наших винтовок, копаешь дальше — лежат немецкие гильзы, еще ниже — опять наши… — рассказывает Лапшин.

- Земля буквально усыпана костями — страшная война была. До 43 года наши не могли по-настоящему воевать. Одна винтовка на троих… Бездарность командиров — людей бросали в бой на верную смерть. Немцы занимали высоты, а наши — на чистом поле, даже кустика нет. Как полки кидали под сплошной огонь, так полк весь и ложился… Они там и лежали, когда мы их отрывали из земли… Страшное отношение было тогда к людям, жестокое…

В Ясной Поляне, на Новгородщине в 2013-м году захоронили останки 26 890 солдат, обнаруженные в предыдущие годы. 25 лет работают поисковые отряды в Парфинском районе, и работы у них еще на многие и многие годы. В 2013-м году поисковые отряды, в составе которых работала группа Лапшина, в Парфинском районе подняли останки 586 солдат, в 2014-м — 703. Из них только 27 были установлены по именам, остальные захоронены неизвестными. Найти медальон с сохранившимися данными солдата и восстановить его имя — святое для поисковика и очень редкое счастье.

- Окоп отрываешь — лежит полностью солдат. А медальона нет. А бывает, находишь две-три косточки и медальон, — рассказывает Сергей Владимирович.

Открывать медальон — это долгая процедура и очень волнительная, по его словам.

- А бывает, что найдешь колбочку медальона, открываешь, а там просто слизь от бумаги. Я в 13-м году видел, когда ребята нашли медальон.  Я тогда в первый раз увидел, как люди воспринимают этот момент. Представляете, мужик моих лет держит в руках медальон, а его всего  трясет-колотит. «Ребята, подойдите», — услышали мы его сдавленный от волнения голос. Открыл он медальон, а он — пустой… И все: «А-а-а-а, не повезло…».

Один раз Лапшин поднял вместе с останками солдата крышку от часов с выгравированной записью. «Степанову Г.А.  За стахановско-кривоносовскую работу. От народного комиссара путей сообщения. 7 мая 1940 года».

- Тогда часами награждали, они в то время, как орден, ценились. Значит, человек был с заслугами, не мальчишка, не рядовой. Ему лет 35, может, командир взвода был. Колоссальная находка! Два года я бился — искал его родственников. Сотни Степановых, но к моему солдату не подходят данные. Так и не нашли его родственников.

В 1941-м году в Актюбинской области были сформированы два полка, куда вошли новобранцы и из нашей области. «Их кинули под Ржев, они там и полегли сразу», — рассказывает Лапшин. Среди открытых имен павших солдат обнаружены казахстанцы. В прошлом году молодой парень из Актюбинска увез с новгородской земли останки своего деда, найденного и установленного поисковиками.

Но не всегда солдат возвращается домой. Очень часто не находятся родственники, — объясняет Сергей Владимирович. Большинство поднятых останков остается там, в Парфинском районе, в братских могилах, вместе с тысячами оставшихся навечно неизвестными солдатами.

Тамара Еслямова
Фото предоставлены С. Лапшиным




Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Выигравший 900 млрд тенге в лотерею не явился за деньгами

Акулы на курортах Египта: случайность или новая реальность

"Пусть сбудутся мечты": вдова Асанали Ашимова обратилась к 18-летнему сыну

Казахстанцы нашли новый способ зарабатывать – цифры бьют рекорды

Казахстанцам, стоящим в очереди на госжилье, сообщили хорошую новость