Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 5 января 2016 года № 17-17/5124 «О реализации кластерной политики»

Фото: zakon.kz
Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 5 января 2016 года № 17-17/5124 «О реализации кластерной политики»

Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 5 января 2016 года № 17-17/5124
 

 

Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

На № ДЗ-156 от 10.12.2015г.

 

Уважаемые депутаты!

 

Относительно вопросов реализации кластерной политики сообщаем следующее.

Указом Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года № 874 утверждена Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы (далее - Госпрограмма), которой в том числе определены основные принципы и подходы по формированию кластеров в обрабатывающей промышленности.

Так, с 2015 по 2019 годы государство сконцентрируется на развитии и сбалансированной поддержке:

- одного национального кластера по добыче и переработке нефти и газа, нефте/газохимии, нефтегазохимическому машиностроению и сервисным услугам для нефтегазовой промышленности;

- трех территориальных кластеров в рыночно-ориентированных секторах обрабатывающей промышленности;

- двух инновационных кластеров в секторах «новой экономики» («Астана Бизнес Кампус» Назарбаев Университета и «Парк инновационных технологий»).

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Госпрограммы реализуются мероприятия по развитию Национального кластера по добыче и переработке нефти и газа, нефтегазохимии, связанного с ними машиностроения и сервисных услуг для нефтегазовой промышленности (далее - Национальный кластер), кластера «Астана Бизнес Кампус» Назарбаев Университета и кластера «Парк инновационных технологий».

В настоящее время, кроме Дорожной карты по формированию перспективных национальных кластеров на базе СЭЗ «Парк инновационных технологий» утверждена Дорожная карта Национального кластера. При Министерстве энергетики создан Совет Национального кластера, в рамках которого утверждена Стратегия его развития.

Развитие кластера «Астана Бизнес Кампус» Назарбаев Университета также предусмотрено в рамках реализации шага 63 Плана нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ» (далее - План нации). Основная идея его создания заключается в объединении в одном месте зарубежных и казахстанских компаний, наукоемкого малого и среднего бизнеса, венчурных фондов, ученых, бизнесменов, финансистов и студентов для генерации инноваций и повышения конкурентоспособности отечественного бизнеса. На сегодняшний день утвержден Мастер-план развития «Астана Бизнес Кампус», разработано ТЭО объектов строительства.

Дорожная карта по формированию перспективных национальных кластеров на базе СЭЗ «Парк инновационных технологий» (далее - СЭЗ «ПИТ») была принята в июне 2013 года в реализацию Послания Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»:новыйполитическийкурссостоявшегося государства» и включает организационные мероприятия по развитию инновационного кластера на базе СЭЗ «ПИТ», а также по инфраструктурному развитию СЭЗ «ПИТ».

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время в рамках проводимой по поручению Главы государства работы по актуализации Госпрограммы проводится пересмотр подходов по ее реализации, в том числе по реализации кластерной политики. В частности, в рамках сотрудничества со Всемирным Банком получен ряд рекомендаций по усовершенствованию и конструктивному регулированию развития кластеров, в том числе по процессу конкурсного отбора территориальных кластеров, по формированию кластерных ассоциаций, по пересмотру обязательств Правительства в развитии кластеров.

Следует отметить, что принятая в 2013 году Концепция формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020 года (далее - Концепция) включает в себя видение, основные принципы и подходы формирования перспективных национальных кластеров, которые были взяты за основу при разработке Госпрограммы в 2014 году.

С учетом проводимой актуализации Госпрограммы будет рассмотрен вопрос по постановке Концепции на утрату (в целях формирования компактной системы государственного планирования в рамках шага 92 Плана нации). Таким образом, действующие дорожные карты по кластерам будут также актуализированы с учетом новых подходов.

Решения о формировании и развитии новых кластеров будут приниматься на основе анализа и оценки социально-экономического эффекта развития кластеров, предусмотренных Госпрограммой.

Премьер-Министр

Республики Казахстан К. Масимов

 

 Премьер-Министру

Республики Казахстан

Масимову К.К.

 

Оглашен 9 декабря 2015 года

 

Депутатский запрос от 10 декабря 2015 года № ДЗ-156

«О Дорожных картах СЭЗ «ПИТ» и других Программах развития национальных кластеров»

 

Уважаемый Карим Кажимканович!

 

 Проблемы, возникшие при реализации кластерной политики, запущенной в 2005 году, обусловили необходимость пересмотра Правительством РК подходов и методов формирования и функционирования отечественных кластеров. Так, 11 октября 2013 года постановлением Правительства Республики Казахстан №1092 была утверждена «Концепция формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020 года» (далее - Концепция). В основу нового этапа кластерной политики заложено дальнейшее развитие от индустриальных кластеров, основанных на создании цепочек добавленных стоимостей в традиционных секторах экономики, к инновационным кластерам, основанным на ключевых компетенциях, трансферте знаний и технологий и инновационном предпринимательстве. Согласно принятой Концепции определены 9 потенциальных кластеров в традиционных секторах экономики с указанием интеграторов, членов совета и территории каждого кластера, из которых должны быть созданы не более 5 кластеров. Также предусмотрены 2 кластера «экономики будущего», нацеленные на повышение наукоемкости экономики. Для практической реализации Концепции в 2013 году по каждому кластеру должны были быть разработаны Дорожные карты формирования национальных кластеров и Программы развития национальных кластеров, утверждаемые Постановлениями Правительства РК. На сегодня, насколько нам известно, утверждена лишь «Дорожная карта по формированию перспективных национальных кластеров на базе специальной экономической  зоны «Парк инновационных технологий» на 2013 - 2018 годы» (далее - Дорожная карта СЭЗ «ПИТ»).

Вместе с тем, в разработанной Дорожной карте СЭЗ «ПИТ» отсутствует паспорт кластера, содержащего перечень участников, сведения о направлениях продукций, и проекты развития. К тому же, план необходимых мероприятий не соответствует определенной Концепцией структуре, в котором не обозначены такие важные моменты как мероприятия по определению потребности в трудовых ресурсах участников кластера, подготовке и повышению квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров, а также мероприятия по развитию производственного потенциала и производственной кооперации.

Таким образом, не раскрытие Дорожной картой необходимой информации для формирования кластеров и отсутствие дорожных карт по остальным перспективным кластерам говорят о недостаточной готовности секторов экономики к созданию кластеров, в связи, с чем реализация Концепции может быть отсрочена на неопределенный период. Просим дать ответ на следующие вопросы:

Какие Дорожные карты формирования национальных кластеров, кроме вышуказанной Дорожной карты СЭЗ «ПИТ», утверждены в настоящее время?

Какие Программы развития национальных кластеров в настоящее время утверждены по каждому кластеру?

Почему структура Дорожной карты по формированию перспективных национальных кластеров на базе специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий» не соответствует структуре, предусмотренной Концепцией?

 

С уважением,

члены парламентской фракции

«Народные коммунисты»

Т.Омурзаков

Ж.Ахметбеков

Г.Баймаханова

Т.Кенжин

В.Косарев

А.Конуров

Б.Сорокин

 

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Нацбанк Казахстана выступил с важным заявлением по курсу тенге

Символ Огненной Лошади: что ждать от 2026 года и кому повезет

Жителям Алматы обещают долгожданный снег

"Кроме первого и последнего": какой этаж лучше выбрать при покупке квартиры – советы риелтора

Инженеры показали, каким будет самый глубокий в мире автомобильный тоннель