Выступление Министра национальной экономики Сулейменов Т.М. на заседании Правительства (г. Астана, 22 августа 2017 года)

Выступление Министра национальной экономики Сулейменов Т.М. на заседании Правительства
(г. Астана, 22 августа 2017 года)

 

 

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства» разработан в целях реализации поручений Главы государства в Послании народу Казахстана от 31 января 2017 года, новой Концепции формирования и использования Национального фонда, а также рекомендаций Парламента и Счетного комитета.

Законопроектом предлагаются поправки в бюджетное законодательство по 6 основным направлениям.

1. По первому направлению в целях упрощения реализации бюджетных программ предлагается исключить отдельные этапы их согласования:

· утверждение бюджетных программ государственных органов, не разрабатывающих стратегические планы, без согласования с МНЭ. Согласование с МФ остается;

· внесение изменений в бюджетные программы при корректировке бюджета без согласования с МНЭ. Согласование с МФ остается;

· внесение изменений в бюджетные программы по инициативе госорганов при перераспределении средств внутри бюджетных программ без согласования с МНЭ и МФ, но с уведомлением МФ.

Это позволит сократить согласование бюджетных программ на каждом этапе в среднем на 10 дней.

Предлагаемые к исключению этапы согласования наглядно приведены на слайде 5.

Также предлагается отменить соглашения о результатах по целевым трансфертам на развитие, которые на сегодня во многом дублируют бюджетные программы.

В результате сократится более 1,5 тыс. документов на центральном и местном уровнях.

Административные расходы центральных государственных органов предлагается планировать общим лимитом, который будет определяться Министерством финансов. Это упрощает подготовку бюджетной заявки, сокращает сроки ее рассмотрения и объем представляемой документации.

2. В рамках расширения самостоятельности администраторов при реализации бюджетных программ в целях реализации поручений Главы государства предлагается предусмотреть возможность:

1) перераспределения средств между бюджетными программами без уточнения бюджета (через постановление Правительства) в объеме не более 10% при неэффективном исполнении бюджетных программ и при неосвоении средств;

2) перераспределения МИО минимальных объемов финансирования в рамках трансфертов общего характера;

3) перераспределения экономии по текущей подпрограмме на подпрограмму развития внутри одной бюджетной программы.

При этом снимается ограничение по перераспределению средств внутри бюджетных программ по инициативе государственного органа 1 раз в квартал.

Все это позволит более качественно осваивать средства в течение года.

3. В целях упрощения процедур планирования проектов ГЧП предлагается весь процесс сократить 5 до 3 этапов (экспертиза инвестиционного предложения, проведение конкурса, заключение договора ГЧП) за счет исключения концепции проекта и экспертизы проекта договора ГЧП.

Это позволит сократить сроки подготовки проектов ГЧП с 7 до 3 месяцев.

Одним из новшеств является внедрение «программного ГЧП». Это означает, что все процедуры отбора частного партнера и реализации проектов ГЧП будут прописаны в упрощенной форме для каждой сферы в государственных и правительственных программах без проведения дополнительных экспертиз.

В итоге процедуры ГЧП станут более короткими и доступными для бизнеса.

4. В рамках реализации новой Концепции формирования и использования Национального фонда определение ненефтяного дефицита приводится в соответствие с методикой МВФ (из расчета исключается ЭТП на нефть) с утверждением его уровня в законе о республиканском бюджете.

Это повысит роль этого показателя как одного из главных индикаторов фискальной политики.

Кроме того предусматривается усиление мониторинга и контроля за внешними и внутренними займами квазигосударственного сектора через отдельный порядок, который будет утверждаться Правительством.

5. В целях повышения эффективности средств, выделенных квазигоссектору на увеличение уставных капиталов, предлагается в Бюджетном кодексе предусмотреть возможность использования остатков на счетах посредством:

1. уменьшения уставного капитала субъекта квазигосударственного сектора путем выкупа акций эмитентом у государства или уменьшения номинальной стоимости акций;

2. финансирования реализуемых или новых инвестиционных проектов субъекта квазигосударственного сектора через корректировку или разработку нового ФЭО и одобрение на РБК;

3. использования суммы экономии на цели развития, не превышающей 50 000 МРП без корректировки ФЭО.

Кроме того, для предотвращения накопления остатков на счетах в будущем предлагается средства на пополнение уставных капиталов выделять поэтапно в соответствии со сроками реализации бюджетных инвестиций, определенных в ФЭО.

6. Также рассмотрены другие вопросы совершенствования бюджетного процесса. В частности, предусматривается:

· запрет на прогнозирование штрафов, пени, санкций и взысканий;

· казначейское сопровождение бюджетных инвестиционных проектов;

· внедрение прогнозной консолидированной финансовой отчетности;

· введение интегратора в области бюджетного процесса Министерства финансов.

В целом предлагаемые поправки будут способствовать более быстрому доведению бюджетных средств до экономики, уменьшению сумм неосвоения, увеличению количества проектов ГЧП, а также большей ответственности госорганов при большей самостоятельности.

 

Благодарю за внимание!

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: