СВМДА: в чем ценность для Азии и для Казахстана?

5 октября исполнилось 25 лет с того дня, как Казахстан инициировал создание СВМДА.

Эта дата – отличный повод посмотреть, что мы получили в итоге: эффективную площадку для продвижения региональной безопасности или недееспособную «пустышку».

Азия: кризис взаимодействия и доверия

Последние новости с Азиатского континента совсем не радуют мировую общественность. Все очевиднее, что Азия остро нуждается в новой архитектонике безопасности. В первую очередь, это, конечно, касается Корейского полуострова, где на новый виток выходит конфликт между США и Северной Кореей, переросший еще и в личную неприязнь между лидерами с необычными прическами: Дональдом Трампом и Ким Чен Ыном. Нужно понимать, что Северная Корея – это далеко не Афганистан или даже Ирак. Обладая огромной военной группировкой, эта страна располагает серьезным союзником в лице Китая, которая является одной из мировых держав.

Не менее острыми являются конфликты в Южно-Китайском море, где тесно сплелись противоречия между рядом государств и их могучих союзников. Борьба за стратегические проливы и богатые глубоководные шельфы уже приводит к обстрелу кораблями друг друга из водяных пушек. Пока пушки только водяные…

Причем, ситуация с безопасностью в Азии такова, что многие проблемы вспыхивают буквально внезапно для всего мира. Так, например, заставивший заговорить весь мир конфликт в провинции Ракхайн/Аракан в Мьянме (Бирма) между мусульманами рохинджа и бирманскими буддистами. Или чего стоили новости двухмесячной давности о драках пограничников между двумя миллиардными странами Китаем и Индией. Стоит заметить, что и та и другая страна является ядерной державой с развитой военной инфраструктурой доставки ядерного оружия.

И это без упоминания застарелых азиатских конфликтов, таких как Индия-Пакистан за провинцию Кашмир, Япония-Китай за острова Сенкаку/Дяоюйдао, противоречия между Камбоджей и Таиландом за храмовые комплексы Прэахвихеа и Та Моан Тхом. И не говоря уже о Ближнем Востоке с его буквально охапкой всевозможных конфликтов, из которых не покидают новостные страницы война в Сирии, война в Йемене, конфликты в Афганистане, арабо-израильские конфликты и многие другие.

Все эти конфликты имеют особую склонность к обострению в силу того, что старые механизмы их разрешения уже не работают, а новые – еще не сформировались.

В последние десятилетия государства Азии, несмотря на впечатляющие экономические и технологические достижения, становятся все более уязвимыми к различного рода вызовам безопасности: от очевидных военно-политических угроз до проблем в таких сферах, как экология, миграция, религиозные противоречия, организованная преступность и терроризм. Причем с учетом того, что в современном мире взаимосвязь государств становится все теснее, проблемы одной или двух стран неизбежно влияют на весь расклад в микро- или макрорегиональном разрезе. Отгородиться становится все сложнее.

Самый оптимальный и одновременно самый непростой путь разрешения таких противоречий проходит через стол переговоров. И что крайне важно, в современном мире двусторонним форматом ограничиться становится все труднее. Беда в том, что в Азии налицо нехватка крупных неаффилированных площадок, в рамках которых страны могли бы без ненужного давления или каких-либо директив вырабатывать совместные решения тех или иных проблем. Практически единственной подобной платформой сегодня является Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, или СВМДА.

Работающий форум или «пустышка»?

Предложение об учреждении СВМДА было озвучено Казахстаном ровно 25 лет назад, 5 октября 1992 года. Авторство идеи сформировать в Азии всеобъемлющий механизм выработки и согласования позиций стран по ключевым вопросам безопасности в самом широком ее понимании принадлежало, как известно, Нурсултану Назарбаеву, предложившему проект в ходе заседания 47-й сессии Генассамблеи ООН.

СВМДА – уникальная для Азии структура с довольно непривычным для многих форматом работы. Отсутствие директивности, жестких требований к участию и строго оформленной системы взаимодействия создают впечатление «пустышки» у аналитиков, привыкших к альянсам, «дружбе против кого-то» и обязательному набору конкурирующих интересов в тех или иных организациях.

Следствием подобной непривычности СВМДА нередко становится неочевидность его востребованности и эффективности для государств региона, что подчас приводит к довольно сдержанному восприятию перспектив форума. На самом же деле, эффективность и важность подобной структуры – и для Азии, и для самого Казахстана – за прошедшие четверть века становится все более отчетливой.

В первую очередь, необходимо понимать, что же побуждает Казахстан занимать такую активную позицию и продвигать СВМДА. Ведь Центральная Азия сегодня выглядит по большому счету своеобразным островом стабильности в океане международных страстей.

Казахстан, получив 25 лет назад статус независимого государства, имел все основания придавать особое значение проблемам безопасности и заботиться о том, чтобы все проблемы в регионе разрешались за столом переговоров в рамках единых и приемлемых для всех сторон механизмов.

Это было связано, с одной стороны, с тем, что общая ситуация в Азии, да и во всем мире, в начале 1990-х годов особой стабильностью не отличалась. Ряд серьезных межгосударственных конфликтов; размытие традиционных сдерживающих факторов, возникшее в результате прекращения Холодной войны; неурегулированность ряда пограничных вопросов; внутренняя нестабильность в государствах региона. Было очевидно, что разрешить такие противоречия быстро не представляется возможным, и многие из них, к слову, сохраняются и до сегодняшнего дня. Однако возможность сформировать механизмы обсуждения общих проблем и выработать единые меры доверия, которые работали бы, несмотря на противоречия, и даже находились бы «над ними», - это было посильной, хоть и сложной задачей. Успешным примером была, к примеру, Европа, где проблемы безопасности решались и решаются исключительно в формате регулярных обсуждений и согласований.

Другим фактором, определившим важность создания СВМДА для Казахстана, стало положение нашей страны после обретения независимости. Казахстан, будучи молодым государством, попадающим в зону интересов таких крупных игроков, как Россия, Китай и США, а также ряда мусульманских стран, имел все основания стремиться к получению большей самостоятельности и скорейшему приобретению статуса полноправного участника международных отношений в Азии. Причем, в таких условиях стремление обрести в регионе действующую площадку по «наведению мостов» в важнейших сферах было более чем объяснимо.

Кроме того, добровольно отказавшись от ядерного потенциала и инициировав закрытие Семипалатинского полигона, Казахстан, с одной стороны, взял на себя особую ответственность в строительстве безъядерной зоны в регионе, а с другой, - стал более уязвим к тем или иным проявлениям нестабильности в и так неспокойном окружении.

Переговорная площадка

Все эти факторы показывают значимость форума СВМДА для Казахстана, который на протяжении последних 25 лет именно в формате кропотливой дипломатической работы на всех доступных площадках смог достичь самых впечатляющих в регионе успехов на внешнеполитическом направлении. Для нас самыми значимыми из них являются именно успехи по разрешению тех или иных региональных конфликтов в процессе мирного диалога.

Кстати, парад успешных дипломатических «миротворческих операций» Казахстана связан именно с СВМДА. На первом саммите глав-государств членов Совещания, проходившем в июне 2002 года в Алматы, присутствовали руководители Индии и Пакистана. На тот момент отношения между этими государствами находились в стадии серьезнейшего обострения и многие говорили о высокой вероятности вооруженного конфликта. И именно тогда в Казахстане на полях СВМДА главы Индии и Пакистана Атал Ваджпаи и Первез Мушарраф смогли возобновить переговоры и сохранить мир между своими странами.

В числе других «миротворческих проектов» Казахстана по организации переговорных форматов: Астанинский процесс для Сирии, предоставление площадки для обсуждения иранской ядерной программы в 2013 году, вклад в нормализацию российско-турецких отношений в 2015 году…

СВМДА сегодня

Иными словами, Астана усилиями своих дипломатов постоянно показывает, что даже самые сложные и опасные конфликты в регионе могут быть разрешены в формате приемлемой для всех сторон переговорной площадки.

Задача же состоит в том, чтобы такие переговоры перешли на регулярную основу, противоречия разрешались в самой начальной стадии их возникновения, а по потенциальным проблемным участкам государства Азии постоянно сверяли позиции и наращивали потенциал взаимодействия.

Востребованность и усилия казахстанской стороны привели к тому, что в итоге СВМДА начала свое существование и на сегодня, несмотря на первоначальный скепсис и неизбежные трудности становления, представляет собой сильный форум, к которому в качестве постоянных участников подключились 26 государств региона. Не раз подчеркивалось, что на долю всех членов СВМДА приходится более 90% территории и населения всей Азии. Сейчас восемь стран и пять международных организаций, в том числе и ООН, имеют при СВМДА статус наблюдателей.

При этом очень важно отметить то, что сотрудничество с ООН проходит не формально, а по целому ряду конкретных направлений. Те или иные подразделения СВМДА сотрудничают с такими специализированными агентствами ООН, как ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана), УНП ООН (Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности), РЦПД ООН (Региональный Центр ООН по Превентивной Дипломатии). Кроме того, активно идет взаимодействие с действующими региональными организациями, такими, как ШОС, ОБСЕ, ОЭС и т.д.

За годы существования СВМДА три государства поочередно занимали пост председателя: Казахстан, Турция и с 2014 года по настоящее время КНР.

Концепция работы СВМДА сегодня проходит по пяти магистральным направлениям: военно-политическое взаимодействие, борьба против новых вызовов и угроз, включая терроризм, незаконный оборот наркотиков, транснациональную преступность и торговлю людьми, а также экономическое, экологическое и человеческое измерение.

Китайский фактор

В итоге сегодня можно с уверенностью констатировать: Казахстан предложил актуальную и востребованную площадку. Примечательно, что эту идею подхватили другие ведущие страны региона, в частности Китай, который, как уже указывалось, сейчас занимает пост председателя СВМДА.

Саммит СВМДА, прошедший в мае 2014 года в Шанхае, стал самым крупным и помпезным из всех ранее проходивших встреч в рамках Совещания. В его работе приняли участие делегации из 40 стран и международных организаций. Именно на этом саммите лидер КНР Си Цзиньпин заявил, что СВМДА «должно стать площадкой для обсуждения безопасности и сотрудничества во всей Азии так, чтобы на этой основе можно было создать новую архитектуру региональной безопасности и сотрудничества». Более того, Си Цзиньпин отметил тогда, что азиатские народы должны «самостоятельно осуществлять все дела и разрешать все проблемы», которые возникают в Азии, а также поддерживать безопасность в регионе.

Несмотря на то, что, говоря откровенно, Китай на тот момент использовал площадку СВМДА как платформу для продвижения собственного видения азиатской безопасности, идеи, обсуждавшиеся на полях саммита, имели новаторский характер, и многие форматы взаимодействия получили серьезный импульс развития.

На последней министерской встрече СВМДА, состоявшейся 28 апреля 2016 г. в г. Пекине, Си Цзиньпин подчеркнул важность дальнейшего укрепления регионального сотрудничества для обеспечения общей, неделимой, всеобъемлющей и устойчивой безопасности, в том числе через механизмы и институты СВМДА.

За почти три года, с тех пор как Китай принял председательство, были созданы такие новые институты, как Молодежный совет СВМДА, Деловой совет СВМДА, Неправительственный форум и Форум аналитических центров. В последнее время развивается координация мер доверия в области сельского хозяйства, финансов и экологии и активно поддерживает другие государства-члены в осуществлении МД в других областях.

И здесь важно понимать, что очевидным успехом казахстанской дипломатии стало то, что удалось заинтересовать идеей СВМДА такого серьезного глобального игрока, как Китай. До этого Пекин не участвовал в крупных азиатских структурах по безопасности и остро нуждался в площадках, инициатором которых был бы не он сам, а третьи страны. В результате у СВМДА появился не единственный драйвер в лице Казахстана, а несколько. И это, как мы видим, дало организации второе дыхание.

Европейская безопасность, которая сегодня является эталоном региональной безопасности, началась с диалога. Азия нуждается в таком же диалоге. И СВМДА – один из тех самых механизмов, который дает возможность сесть всем участникам за стол переговоров, почувствовать азиатское единение, несмотря на все противоречия.

Назарбаев Нурсултан Индия Казахстан Китай Корейский полуостров Северная Корея США Центральная Азия
Следите за новостями zakon.kz в: