Доклад Министра национальной экономики РК Сулейменова Т.М. на заседании Правительства РК по вопросам развития ГЧП (г. Астана, 7 ноября 2017 года)

Доклад Министра национальной экономики РК Сулейменова Т.М. на заседании Правительства РК по вопросам развития ГЧП
(г. Астана, 7 ноября 2017 года)

 

Разрешите доложиться о текущей ситуации и проведенной работе в рамках выполнения Ваших поручений, данных на заседании Правительства по вопросам ГЧП в мае текущего года.

ПЕРВОЕ. На сегодняшний день заключено 116 договоров (в мае, когда я докладывал, было 46 заключенных договоров, увеличение в 2,5 раза) на общую сумму 139,5 млрд. тенге.

Введено в эксплуатацию 53 объекта на сумму 70 млрд. тенге. На стадии строительства находятся 63 объекта на сумму 69,5 млрд. тенге.

116 заключенных договоров представлены следующими проектами. Это:

45 объектов образования (детсады, капремонт школ), 27 здравоохранения, в городах Усть-Каменогорск, Семей, Караганда, Шымкент, поселках Заречное и Затобольск в Костанайской области, в селах Манкент, Карасу и Акбиик ЮКО;

17 объектов культуры и спорта (теннисный центр в г. Петропавловск, ледовый дворец в г. Актобе, Сервисное обслуживание ФОК силовых единоборств в г. ШУ, физкультурно-оздоровительные комплексы);

7 сервисно-заготовительных центров в Алматинской области;

5 офтальмологических учреждения в городах Актобе, Темиртау, Караганда, Жезказган и Балхаш;

4 жилищных и социальных объектов в городах Актау, Актобе, Лисаковск и Павлодар;

3 республиканских проектов в сфере энергетики, пассажирских перевозок;

3 поликлиники в городах Караганда, Кызылорда и Шымкент;

2 уличных освещения в городах Атырау и Экибастуз;

1 система видеонаблюдения в г. Астана («СЕРГЕК»), 1 станция скорой медицинской помощи в г. Актобе и 1 система деспетчеризация общественного транспорта в г. Алматы.

Дополнительно, согласно отчетам гос.органов на различных стадиях готовности находятся еще 431 проектов на общую сумму 1,7 трлн. тенге.

В их числе на республиканском уровне прорабатываются 15 проектов (906,5 млрд. тенге). И на местном уровне готовятся 416 региональных проектов на 760,6 млрд. тенге.

По республиканским проектам. На сегодняшний день, за 2015-2017 гг. на стадию конкурса/подписание договора вышли 3 проекта Министерства по инвестициям и развитию (БАКАД, освещение Транспорт Тауер, автодорожный пункт пропуска Нуржолы). Остальные проекты ЦИО на стадии подготовки конкурса.

Об активности регионов говорит следующая картина.

Проведенная в середине 2014 года децентрализация и передача акиматам полномочий по самостоятельности подготовки и рассмотрения проектов ГЧП позволили в целом активизировать ГЧП.

Из выше озвученных заключенных договоров (116), основная доля приходится на регионы. Это 113 договоров ГЧП на сумму 93,3 млрд. тенге. Дополнительно, на стадии регистрации в органах казначейства находятся 64 договора ГЧП (по мини-детским садам) по Восточно-Казахстанской области.

Лидерами по количеству заключенных договоров являются Карагандинская (21), Костанайская (17) и Южно-Казахстанская области (13).

При этом хочу отметить, что лидерами по объемам инвестиции (по стоимости проектов) являются Актюбинская область (16,6 млрд. тенге) и г. Астана (15,1 млрд. тенге.).

По некоторым областям пока наблюдаются «низкие» показатели. Но у них есть готовящиеся проекты, по ним необходимо ускорить работу.

СЛЕДУЮЩЕЕ. О проведенной работе.

1. В августе внесен в Парламент законопроект по дальнейшему совершенствованию и упрощению механизмов ГЧП. Данный законопроект одобрен Мажилисом и в настоящее время находится в Сенате Парламента. Законопроектом предусматривается:

1) оптимизация процедур, путем исключения 2 этапов из 5, а именно:

- разработки концепции, как отдельного этапа с интеграцией содержания концепции в конкурсную документацию;

- и экспертизы проектов договоров на республиканском и местном уровнях.

В совокупности указанные изменения дадут возможность сократить сроки согласования и экспертизы проектов ГЧП с нынешних 7 месяцев до 3 месяцев (до 65 р.д.).

2) внедрение программного ГЧП. Отраслевой госорган может через государственные программы установить особые процедуры планирования стандартизированных (однородных) проектов ГЧП с учетом специфики отрасли. Данный механизм даст возможность установить более сокращенные сроки планирования, без необходимости прохождения экспертиз, предусмотренных в общеустановленном порядке.

3) предоставление гарантии потребления на 3 и более лет. Это позволит инвесторам планировать долгосрочное капиталовложение.

2. К ранее разработанным 10 типовым проектам, дополнительно, на примере конкретных проектов Западно-Казахстанской области, разработаны 4 проекта по новым видам контрактов: сервисное обслуживание автомобильных дорог, лизинг медицинского оборудования, доверительное управление поликлиники, сервисное обслуживание школ.

Регионы могут теперь применить указанную документацию, как образец. Это позволит им оптимизировать сроки разработки конкурсной документации и договоров.

3. Запущена Единая база проектов ГЧП для инвесторов, которая дает возможность тиражировать опыт успешно реализованных проектов по всей республике.

4. В мае текущего года, с учетом измененного подхода, увеличены лимиты принятия обязательств для МИО по ГЧП с 351,1 млрд. тенге до 612,1 млрд. тенге.

5. В соответствии с Вашим поручением решен вопрос регистрации договоров ГЧП. Комитетом казначейства с 10 июня ведется регистрация договоров ГЧП.

Поступают положительные отзывы, в том числе в части влияния данного фактора на финансовое закрытие проекта (привлечение заемного финансирования). Предлагается распространить процесс регистрации также на ранее заключенные договора (договора ГЧП, заключенные до 10 июня 2017 года).

По вопросу признания договоров ГЧП, предусматривающих выплаты со стороны государства, в качестве высоколиквидного обеспечения для БВУ. Национальный Банк не поддерживает данное предложение ссылаясь на отсутствие в законодательстве механизмов возврата вложенных средств банкам.

В этой связи, нами приняты меры по внесению изменений в законодательство в сфере ГЧП.

В законопроекте по совершенствованию бюджетного законодательства предусмотрена обязательная плата при расторжении договоров ГЧП.

Кроме того, как отмечалось выше, начата регистрация договоров в Комитете казначейства. Бюджетным законодательством защищены выплаты по ГЧП от секвестра, предусмотрена возможность выступления Банком стороной договора.

В этой связи, предлагается по итогам принятия упомянутого законопроекта внести соответствующие поправки в подзаконные акты в области банковской деятельности.

ТРЕТЬЕ. Таким образом, в текущем году наблюдается значительный прогресс по заключенным договорам. Для дальнейшей активизации рынка ГЧП принимаются необходимые законодательные поправки, в том числе по «Программному ГЧП».

В целом для получения положительного эффекта от принимаемых мер, предлагается следующее.

Первое, определить две пилотные отрасли для реализации «Программного ГЧП»:

1) здравоохранение с учетом наличия объектов для передачи в доверительное управление и готовых проектно-сметных документации по новым объектам и реконструкции существующих (Госпрограмма «Денсаулық» на 2016-2019 гг.).

2) образование с учетом прорабатываемого вопроса по внедрению «подушевого финансирования» в сфере среднего образования (Госпрограмма развития образования и науки на 2016-2019 гг.).

Министерствам здравоохранения, образования и науки проработать и внести предложения в месячный срок.

Второе, по залоговому обеспечению. Предлагается Национальному Банку по согласованию с министерствами национальной экономики и финансов внести соответствующие поправки в подзаконные акты в области банковской деятельности.

Предложение Министерства с соответствующими предложениями отправлены в адрес Национального Банка.

Третье, центральным и местным исполнительным органам довести все инициированные проекты до стадии конкурса, учитывая нововведения по упрощению процедур.

 

Мажилис Парламента РК Актау Актобе Алматинская область Алматы Восточно-Казахстанская область Западно-Казахстанская область Костанайская область Кызылорда Нур-Султан Семей Южно-Казахстанская область
Следите за новостями zakon.kz в: