Бауыржан Байбек: Пока будет существовать город, транспортной реформе быть

Zakon.kz
Акимат вдохнул реальную жизнь в международные рекомендации и дал свое казахстанское содержание.
В Алматы началась двухдневная финальная конференция проекта ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт города Алматы», сообщает Zakon.kz.

На мероприятии будут озвучены результаты, достигнутые проектом и его партнерами за 6 лет работы, и даны рекомендации по дальнейшему продвижению устойчивого транспорта и городской мобильности для низкоуглеродного развития городов Казахстана.

Данный проект был запущен в 2011 году по инициативе акимата г. Алматы, Программы развития ООН (ПРООН) и Глобального экологического фонда (ГЭФ).

За эти годы в южном мегаполисе было спроектировано более 10 км велодорожек, появились первые выделенные полосы для общественного транспорта, а количество автобусов, работающих на природном газе, увеличилось с 10 до 44%.

На конференции присутствовал и выступил аким Алматы Бауыржан Байбек:

- Я внимательно изучил программу конференции, название очень интересное, емкое – «Устойчивый транспорт города Алматы. Передаем опыт. Движемся дальше». Из названия видно, что транспорт уже в каком-то смысле устойчивый и мы уже передаем опыт. То есть у нас есть свой опыт, те ошибки, которые мы набили и те успехи, о которых тут сказали - четко, в цифрах, а не абстрактные. Ну и, конечно, мы движемся дальше не абстрактно, а в прямом смысле - и транспорт, и город.

По мнению Байбека, устойчивость - это, в первую очередь, вопрос экологии, а экология - это удобство для горожан, безопасность.

«Мы знаем, буквально недавно был озвучен манифест, более 15 тысяч ученых предупредили человечество об опасности. Действительно, с ростом благосостояния населения, количества людей, рождаемости, продолжительность жизни у нас растет, но в целом мир и мы, крупный мегаполис, сталкиваемся с серьезными экологическими угрозами и нас это не может не тревожить», - выразил обеспокоенность градоначальник и привел цифры.

За годы независимости ВРП Алматы вырос в сто раз, количество автомобилей - в 10 раз, жилищный фонд – в 2 раза, доходы населения – в 17 раз. Но, как известно, рост благосостояния несет с собой определенные риски. Когда, к примеру, не было машин, не было и тех проблем, которые появились в связи с их увеличением. Рост благосостояния сопровождается ростом потребления и развития города. Так, территория Алматы за последние три года увеличилась в два раза, заметно повысилось и количество населения. Сегодня в Алматы проживают, по официальным данным, 1,7 млн человек, а фактически - 2,2 млн. Многие казахстанцы тянутся в южный мегаполис. Этому, по мнению акима, способствуют два фактора – миграционные процессы и привлекательность города. Чем больше мы делаем в плане устойчивости транспорта, города, улучшения условий, тем более привлекательным он становится, отметил Бауыржан Байбек.

Аким считает, что в целом это хороший тренд, потому что город должен быть привлекательным. «Если город перестает быть привлекательным для людей, если не является для них магнитом, не притягивает к себе молодых энергичных умных людей, тогда он останавливается в своем развитии. Поэтому вопрос устойчивого транспорта для нас очень важен».

- Акимом Алматы я только третий год работаю, и до моего прихода была проделана большая работа. Помню, когда партнеры ПРООН первый раз показали мне проект, – вспоминает градоначальник. - Была осень, и был второй месяц моего пребывания акимом, было много проблем в тот момент, кризис был серьезный и, помню, как они рассказывали мне об устойчивом транспорте, впервые презентовали мне программу «Онай». Название такое хорошее, яркое – легко, онай, но на самом деле сказать легко, а сделать трудно. Основные принципы были сформулированы, времени на раскачку не было, нужно было двигаться вперед. Как наш президент иногда говорит, главное, ввязаться в драку, а там посмотрим. И мы поверили нашим партнерам. Это не первый мой опыт сотрудничества с ПРООН, я с ними работал, будучи в Администрации Президента по проекту развития местного самоуправления, также мы очень широко внедряли опыт Канады, систему оценки госорганов в Казахстане, вопрос рейтинга акимов и этот проект вошел в итоговый отчет ПРООН, как один из лучших проектов. До этого мы работали с ними по реформам в Казахстане, а сейчас я работаю с ними в качестве акима. О проекте могу сказать только положительно, ибо тот опыт - опыт взаимодействия, который ПРООН приносит Казахстану, очень продуктивен.

Алматинцы - народ живой, энергичный, с активной жизненной позицией, они всегда высказывают свое мнение по любым инициативам, реформам, проектам, которые проводятся в их любимом городе и если надо, критикуют. Но аким к этому относится адекватно: «Большой город он должен высказывать и иметь разные мнения. Если нет разных мнений, значит, это не живой город, поэтому мы всегда рады открытости горожан и нормально воспринимаем критику. Вы знаете, два года назад, когда я только пришел, уже формировалась программа развития Алматы-2020. Мы первый город, регион в Казахстане, который обсудил эту программу с населением открыто, со всеми группами, экспертами, международными институтами, бизнесом-сообществом, общественными организациями и там все конкретно прописали. Вот тогда, помню, была критика, зачем искать денег…, иностранные компании…, у нас же есть свои ресурсы…. Но! Мы должны понимать, если мы проводим реформы, то есть простое правило менеджмента – глобально мыслить, локально действовать. Если вы принимаете какие-то меры, но не видите глобально, к чему вы должны стремиться, то обязательно будет риск того, что вы будете ошибаться, тратить ресурсы. Соответственно, мы привлекли международную компанию и она с учетом своего большого опыта, дала нам конкретные рекомендации, которые мы адаптировали. Заслуга акимата Алматы в том, что мы в эти документы, международные рекомендации вдохнули реальную жизнь и дали свое казахстанское содержание. То есть организации международные только советуют, а делать нам, мы за это отвечаем и для нас основной критерий – это удовлетворенность населения. Понятно, кто-то говорит, зачем парковки платные и те же самые люди завтра начинают рассуждать про экологию, говорят, надо принимать срочные меры, не понимая, что введение платных парковок, перевод на новые концепции, пешеходные улицы – это все и есть борьба в пользу экологии, причем не на словах, а на деле».

По мнению градоначальника, в обсуждаемом сегодня вопросе по устойчивому транспорту Алматы движется очень системно, в программу заложены сто конкретных индикаторов, по которым мы ориентируемся, идем дальше.

- К сожалению, у нас иногда всё новое воспринимается очень плохо, все хотят изменений, но когда начинают затрагивать его жизнь, почему-то смотрят со страхом, начинают критиковать, - говорит Байбек. - Это нормально, так везде, поэтому я попросил наших партнеров продолжить этот проект. Пока будет существовать город, транспортная реформа будет продолжаться.

Торгын Нурсеитова
Фото автора

Астана
Актау
Актобе
Алматы
Казахстан
Канада
Кызылорда
Семей

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Думают, что ее можно обмануть: прокурор, добившаяся трех пожизненных приговоров

Дождь, снег и гололед: синоптики рассказали о погоде на 7 декабря

О снижении цен на говядину заявили в Минсельхозе

Мороз до -22 в Астане, снегопад в Алматы и Шымкенте: прогноз погоды на 7, 8 и 9 декабря

Назван город Казахстана с самой большой инфляцией