Председатель Верховного суда Жакип Асанов поручил провести мониторинг судебных ошибок и привлечь судей к ответственности за грубые нарушения. Об этом он заявил во время расширенного совещания по итогам работы судебной системы в 2018 году, передает корреспондент Zakon.kz.
"В течение 2018 года, под вашим председательством, отменили изменили 450 приговоров. Это немало. Сколько случаев было, когда вы указывали в постановлениях о том, что судьями апелляции, либо судьей первой инстанции допущены грубые нарушения? Ведь на уровне кассации приговоры отменяются по существенным нарушениям. Сколько случаев, когда мы ставили вопрос в отношении судей апелляции и судей первой инстанции?" - обратился он к Абаю Рахметулину.
Председатель судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РК Абай Рахметулин ответил, что кассационная коллегия направила более 40 писем в областные суды для принятия мер в отношении областных и районных судей.
"Зачастую они рассматриваются на президиуме областного суда. Есть дела (менее 10), когда письма направлялись в судебные жюри за грубые нарушения уголовного закона. Не каждая отмена или изменение судебного акта должны влечь привлечение судьи к ответственности. Только грубые (нарушения – от авт.) где явно видно, что судья допустил (ошибку), или не зная закон, или умышленно, в остальных случаях есть у нас постановление, если это связано с оценкой доказательств", - сказал Рахметулин.
Он также отметил, что работа кассационной коллегии по прекращению уголовного преследования и выявлению незаконного осуждения будет продолжаться на системной основе.
"Я не говорю о том, что 450 приговоров мы отменили и изменили, и столько должно быть указаний о грубом нарушении, - пояснил Жакип Астанов. - По письмам мы никого привлечь к ответственности не можем. Мы можем судью привлечь лишь в том случае, если в постановлении кассационной инстанции (будет указано – от авт.), что судьей допущено грубое нарушение. Вот такую статистику мы не ведем на самом деле".
Он озвучил вопрос, который задают ему люди: "Почему судьи, допустившие грубые нарушения, не привлекаются к ответственности?" По его мнению, безнаказанность судей на местах создает дополнительную нагрузку на Верховный суд, где граждане ищут справедливости. В итоге высшая судебная инстанция загружена в два раза больше апелляционной.
"Мы людей вынуждаем идти в Верховный суд. На местах они почувствовали безответственность, безнаказанность, поэтому не отвечают за свои решения. Я понимаю, когда люди пишут и требуют от председателя привлечь судей к ответственности. Потому в постановлении кассационной коллегии не указывается, что судья допустил или не допустил грубые нарушения. Об этом мы молчим, поэтому у нас сотни тысяч обращений в кассационные инстанции. В областях отдыхает апелляция, ни за что не отвечает", - добавил Асанов.
В 2018 году было около 20 случаев, когда кассационная инстанция отменила приговор либо по протесту генпрокурора, либо по представлению Жакипа Асанова, хотя по этим фактам судьи Верховного суда отказали передать в кассационную инстанцию.
"Мы анализировали, какие судьи Верховного суда отказывали и давали оценку или нет?" - спросил Асанов
"В начала января мы провели совещания с коллегией и все эти вопросы уже обсуждали каждый такой случай индивидуален. Есть случай, когда судья при наличии оснований не передал", - ответил ему Рахметулин.
"Я не говорю, что во всех случаях виноваты. Я понимаю, что могут быть оценочные судебные ошибки, за это наказывать я не требую, но рассмотреть, изучить, и промониторить. Предоставьте мне информацию по всем этим случаям", - заключил Асанов.