Нерыночные затраты кабельных операторов

В общей сложности "нерыночные" затраты операторы оценивают в среднем в 5-15% от своей выручки.

Госрегулирование в сфере операторского бизнеса постепенно накладывает на участников рынка все новые финансовые обязательства. В 2018 году к перечню уже существующих статей расходов прибавляется необходимость выполнять требования "пакета Яровой", что существенно изменит экономику кабельных сетей. В преддверии этих преобразований составлен список уже существующих затрат, не обусловленных чисто рыночными условиями, которые несут компании, оказывающие услуги с использованием кабеля.

В общей сложности "нерыночные" затраты откликнувшиеся на наш опрос операторы оценивают в среднем в 5-15% от своей выручки, в зависимости от особенностей работы. Здесь, правда, могут быть некоторые разночтения, так как кто-то выделяет долю в выручке, а кто-то - в прибыли. Пока в этих цифрах не заложены затраты на приведение бизнеса в соответствие "закону Яровой".

УУС

Уже более десяти лет операторы сетей связи общего пользования раз в квартал "скидываются" на так называемую универсальную услугу связи (УУС). В целевой фонд отчисляется процент от выручки оператора. В 2014 году оператором универсальной услуги связи, который расходует эти средства, была назначена компания "Ростелеком". В задачи компании входит поддержка существующего оборудования в рамках УУС (в том числе всем известные синие таксофоны), а также обеспечение широкополосным доступом к Интернету населенных пунктов с населением 250-500 человек.

Отношение к фонду УУС со стороны операторов вполне однозначное: они не одобряют существующий подход. Критику вызывает два момента.

Во-первых, востребованность спектра услуг, включенных в УУС, у населения. "Универсальные услуги связи - вещь бесполезная, никому эти услуги не нужны. Я сильно сомневаюсь, что кто-то ими пользуется. Людям нужна нормальная телефония и доступ в Интернет, а для этого надо создавать возможности для развития этих услуг", - категоричен президент ассоциации "МАКАТЕЛ" Алексей Амелькин.

Во-вторых, компании не устраивает, по какому принципу финансируется весь проект: и то, что деньги собираются только с операторов, и то, что единственной компанией, осуществляющей развитие УУС, вне конкурса был выбран "Ростелеком".

"Возможно, в местах, где затруднено развитие сетей связи, государство должно помогать операторам. Но для этого есть много других способов, например налоговые льготы. Довольно странно брать со всех строителей дорог процент с заказов на доведение новой дороги куда-то при условии, что содержанием данной дороги строители не будут заниматься. А в отношении операторов связи подобное почему-то считается нормальным. Если государство социальное, то нести затраты на инфраструктурные проекты должно все общество через общие или целевые налоговые отчисления, а не отдельные коммерческие организации и предприниматели", - комментирует Алексей Амелькин.

Не менее жесткую позицию занимает генеральный директор ЗАО "Астраханское цифровое телевидение" Сергей Лампадов. "Деньги из фонда универсального обслуживания идут на то, на что и были изначально запланированы, - на поддержание финансового положения национального оператора. Сам выбор оператора универсального обслуживания без конкурсной процедуры в пользу монополиста ставит под сомнение желание устранить цифровое неравенство путем наиболее рационального использования возможностей всех участников рынка", - утверждает он.

Весной 2018 года на встрече кабельных операторов Ленинградской области директор Объединения альтернативных операторов связи (ОАОС) Санкт-Петербурга Алексей Леонтьев упоминал о желании ФАС реализовать недискриминационный доступ - сделать инфраструктуру (кабели), построенную в рамках УУС "Ростелекомом", доступной другим операторам по разумным тарифам. В такой форме, вероятно, УУС будет лучше приниматься рынком.

СОРМ

Все операторы связи, легально работающие на территории страны, перед сдачей сетей в эксплуатацию обязаны разработать и согласовать с ФСБ план мероприятий по внедрению системы технических средств для осуществления оперативно-розыскных мероприятий - СОРМ. Стоит отметить, что применительно к операторам передачи данных мы говорим о СОРМ-2 и СОРМ-3 (СОРМ-1 - аналогичная инициатива в телефонии).

Понятно, что внедрить надо не "абстрактный сервер в вакууме". Компоненты СОРМ могут производить только сертифицированные компании. К ним же необходимо обращаться при обновлении компонентов.

"Мы регулярно несем затраты на обновления оборудования для СОРМ. На что и кому идут эти деньги, я даже не хочу комментировать. Но то, что в процессе обсуждения можно сбить цену вдвое, говорит о том, что в стоимость заложена очень хорошая маржа", - рассказывает Сергей Лампадов.

Если отчисления в УУС вызывают однозначно негативные комментарии, то СОРМ операторы признают в целом необходимым. Правда, техническая реализация и тут подкачала. Да и с экономическими аспектами рынок не согласен.

У Сергея Лампадова необходимость СОРМ не вызывает вопросов. "Эта уверенность пришла не сразу, а в результате ряда реальных оперативно-розыскных мероприятий, благодаря которым наш регион продолжает быть безопасным, хотя могло быть совсем иначе. Но вот за чей счет должно устанавливаться оборудование СОРМ на сетях операторов связи - вопрос для дискуссий", - уточняет он.

Алексей Амелькин утверждает, что система СОРМ нужна, но совершенно не в таком виде, даже более того: государство должно платить операторам за использование их оборудования, как это сделано в некоторых странах. "А в существующем варианте СОРМ - совершенно бесполезная вещь в передаче данных и телематике из-за роста применения защищенных протоколов связи. Отчасти может быть полезна для розыскных мероприятий только СОРМ в телефонии", - уверен глава ассоциации "МАКАТЕЛ".

РАО

Отчисления в Российское авторское общество (РАО) кабельные операторы платят с 2008 года. Сумма рассчитывается исходя из количества абонентов в сети, при этом детали закрепляются в соглашении оператора с РАО. Мнение операторов об этих отчислениях резко отрицательное. В основном это связано с негативной оценкой деятельности самого авторского общества.

"Многие операторы транслируют телевизионные каналы собственного производства. Далеко не все при этом производят собственный контент с содержанием объектов авторских прав. Но платить обязаны все. Регулярно РАО публикует отчеты о своей деятельности, но более красноречивы отзывы самих авторов - правообладателей, в интересах которых должно работать РАО, - о деятельности этой организации и резонансные дела о хищениях в отношении руководителей данного предприятия", - говорит Сергей Лампадов.

Оплата точки присоединения

Помимо вышеперечисленных статей, оператор оплачивает доставку контента до своей головной станции. Вполне логично, когда он платит условному Discovery, но платить приходится и за те каналы, которые по закону предоставляются абонентам бесплатно - за 20 общедоступных, а также местный канал (21-я кнопка). Тарифы здесь устанавливает ОРТПЦ. Избежать платежей удается лишь тем операторам, чья зона работы находится вдалеке от филиалов РТРС и кому посчастливилось получить так называемое отказное письмо - официальное сообщение об отсутствии технической возможности предоставить сигнал по оптике. В этом случае оператор может использовать в качестве источника сигнала эфир, не оплачивая его.

"С недавних пор всех операторов обязали брать источник сигнала первых двух обязательных мультиплексов с единой точки мультиплексирования на ОРТПЦ. Все бы ничего, но ОРТПЦ считает эту услугу платной. Получается, что при наличии бесплатной альтернативы кабельщики обязаны брать источник сигнала на ОРПТЦ за деньги", - сетует Сергей Лампадов.

По задумке кабельщики должны переключаться на проводную доставку сигнала не просто так. В теории оптика должна обеспечить более высокое качество. Однако на практике до некоторых филиалов РТРС доставляет сигнал по спутнику, который тоже может быть подвержен помехам, к примеру в ходе военных учений. Так что нам не раз приходилось слышать на отраслевых мероприятиях, что сложности с качеством и стабильностью сигнала есть даже у тех операторов, кто получает обязательные каналы по оптоволокну.

Затраты на блокировку ресурсов

Операторы, предоставляющие доступ к Интернету, обязаны блокировать ресурсы, попавшие в перечень запрещенных. Хотя блокировка не требует перечисления доли выручки куда-либо, она отнимает определенные ресурсы.

"По блокировкам затраты не особо большие: для нас провайдеры верхнего уровня это делают бесплатно. Но есть затраты на контроль и на периодическое выяснение, у кого опять система стала плохо работать. Были уже также затраты на суды, но пока обошлось только временем и транспортными расходами", - делится опытом Алексей Амелькин.

Нетелекоммуникационные расходы

Затраты кабельщиков можно условно разделить на телекоммуникационные и общерыночные. Первые характерны именно для операторского бизнеса, вторые - это отчисления, с которыми сталкиваются все предприятия страны или региона. Выше мы подробно остановились на первых, но необходимо помнить, что и вторые вносят заметный вклад.

Первая ощутимая статья - обработка персональных данных. Как и блокировка ресурсов, она не требует прямой оплаты, но существенно увеличивает бумажный документооборот, порождая "политики персональных данных", дополнительные графы в документах, расписки и так далее.

Алексей Амелькин в своих комментариях также отмечал бессмысленный военный учет (в его организации одному из сотрудников приходится доплачивать за ведение документов по этой статье), вывоз мусора из организации и связанной с ним отчетностью (несмотря на то, что опасного мусора нет). Кроме того, есть определенные затраты на охрану труда.

Сергей Лампадов вспоминал обязательную абонентскую плату за членство в саморегулируемых организациях (по проектированию и строительству). "Еще одно обременение - членство в СРО. Сегодня, если хочешь заниматься проектной или строительной деятельностью, ты обязан быть действующим членом саморегулируемой организации. Не берусь в целом судить о данном нововведении, но удивляет, что требования к участникам СРО единые независимо от масштабов производства работ. Строишь ли ты небоскреб, или хочешь установить одну опору - нормативные отраслевые требования одни и те же. Проектируешь ли ты мост через морской пролив, или укладку 50 метров кабеля в степи - нормативные отраслевые требования одни и те же. Членские взносы же идут на содержание огромного аппарата, который по задумке должен "саморегулировать" отрасль", - говорит генеральный директор компании "Астраханское цифровое телевидение".

Постепенное развитие законодательства с каждым годом требует от оператора все больше обязательных платежей и действий. Понятно, что так или иначе они закладываются в абонентскую плату и ложатся на абонентов. Однако абоненты весьма чувствительно реагируют на повышение ежемесячных платежей, даже если проводится индексация в рамках инфляции. Как отразятся на ситуации "поправки Яровой", которые, по текущим оценкам, поднимут абонентскую плату на 10-20% (и это в том случае, если у оператора есть свободные средства на закупку оборудования), пока неясно.

2020 год
Следите за новостями zakon.kz в: