Тимур Дуйсенгалиев: Алматы – современный мегаполис с древней историей

Алматы лидер по числу приезжающих иностранных туристов.
Руководитель Управления туризма и внешних связей Алматы - Тимур Дуйсенгалиев в интервью Zakon.kz рассказал о туристическом потенциале Южной столицы, причинах тормозящих развитие туризма в стране, и планирующихся инновационных проектах.

- Алматы – это современный мегаполис с древней историей, - начал беседу руководитель ведомства.- Решением 38-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО празднование 1000-летия города Алматы было официально включено в Календарь юбилейных и памятных дат ЮНЕСКО на 2016 год. Уходящая вглубь тысячелетий история дает хороший импульс к развитию туризма на основе культурного наследия.
Также город является участником трансконтинентального проекта ЮНВТО и ЮНЕСКО по возрождению туризма на трассе Великого Шёлкового пути. С ним самым непосредственным образом связан рост туристского потока, ренессанс искусства, культуры и науки Евразийского пространства. Это неиссякаемый источник интереса и привлекательности туристского продукта, подкреплённый обилием культурных, исторических объектов, артефактов и памятников истории на древней караванной трассе.
Алматы является крупным транспортно-логистическим хабом в Центральной Азии. Город обеспечивает около 20% внешнеторгового оборота страны, обладает междугородным и международным дорожным, железнодорожным и авиационным сообщением. Многие туристы начинают свое путешествие по Центральной Азии с посещения нашего города.
Южная столица располагает хорошим потенциалом для развития следующих видов туризма: деловой MICE туризм, культурно-познавательный, этнографический, эко-приключенческий, горнолыжный, спортивный и.тд.
Город является абсолютным лидером по числу приезжающих иностранных туристов. Почти каждый второй турист посещает Алматы. Четверть дохода туристских услуг (25,4%) формируется в Алматы (18,6 из 73,1 млрд. тенге по стране). Он обеспечивает 20% обслуженных посетителей в местах размещения от общего количества посетителей РК, 15,2% резидентов (внутренних туристов), 43,2% нерезидентов (въездных туристов), 24,7% объема услуг, оказанных местами размещения.



- Что препятствует развитию туристской отрасли?

- К основным проблемам, тормозящим развитие туристической отрасли в Казахстане, относятся: паспортно-визовые формальности при пересечении государственной границы иностранными туристами, недостаточная узнаваемость Казахстана на международном туристском рынке, отсутствие профессиональной структуры по продвижению туристского имиджа зарубежом и внутри страны. А именно DMO (destination marketing organization) (бренд США, институты по продвижению Франции, Испании, Малайзии, DMO европейских и азиатских стран). Также высокая цена автотранспорта по Алматы и авиаперевозок, что в конечном итоге влияет на стоимость экскурсий и турпакетов. Кроме того, низкий уровень развития инфраструктуры в местах посещения за чертой города. Имеются проблемы с подготовкой кадров - многие туроператоры самостоятельно готовят гидов и экскурсоводов. Высокая стоимость предлагаемых туристских услуг. Групповые экскурсии и туры набираются, как правило, только в выходные дни. Стоимость индивидуальных туров и экскурсий почти в 10 раз выше групповых. Нелегальные экскурсоводы, работающие на территории города Алматы. Из-за пробелов в законодательстве и отсутствия в законодательстве норм об административной ответственности за занятие деятельностью экскурсоводов, гидов иностранными гражданами без сертификата, экскурсоводами и гидами работают граждане Киргизии и других государств, которые могут преподнести исторические факты и информацию о достопримечательностях Алматы в искаженном виде.

- Насколько повысился внутренней туризм в связи с подорожанием доллара?

- Туризм – это не простая отрасль казахстанской экономики, на нее влияют как внутренние, так и внешние факторы. Колебания курсов валют не только в внутри страны, но и за ее пределами, входят в число самых значимых причин, влияющих на отечественную отрасль в целом.
Желающих приобрести путевки заранее также сильно поубавилось. Главной причиной снижения интереса, по мнению специалистов, является потеря доверия к ранним продажам. Прошлогодние разбирательства с туроператорами, которые не смогли вывезти своих туристов из зарубежных стран или не доставили казахстанцев по заранее купленным путевкам, негативно повлияли на доверие к туристическим компаниям.
Многие игроки туристского рынка переключились в прошлом году на внутренний продукт и учатся заново его продавать. И количество «внутренних туристов» растет ежегодно.
Для увеличения спроса на внутренний туризм правительство страны принимает определенные меры. К примеру, увеличивается число туристских объектов, улучшается инфраструктура, выделяются средства на развитие туризма. В текущем году запущены авиарейсы на Алаколь и Балхаш. На самом побережье озера Алаколь крупными инвесторами начато строительство двух пятизвездочных гостиниц. Власти Акмолинской области обещают, что в скором времени на поляне Абылай-хана в Бурабайском районе появится музей под открытым небом, а на озерах Чебачье, Зерендинское и Шалкар – детский лагерь, яхт-клуб, оздоровительный санаторий и многое другое.



- Какими основными конкурентными преимуществами обладает Алматы, по сравнению с другими регионами?

- Современный туризм - это отрасль мировой экономики, не знающая спада. Общая сумма экспортных поступлений от международного туризма составила 1,6 триллиона долл. США. Таким образом, развитие туризма - длительная, экономически выгодная перспектива. В этой связи, Алматы обладает большими конкурентными преимуществами для развития туризма.
В Алматы 137 мест размещения, преобладают гостиницы без категорий 53,3% и отели 4* и 3* - 32,3%, доля 5*отелей составляет 6%. Средняя заполняемость гостиниц Алматы составляет 26,6%, это выше республиканского показателя на 4,7%. В городе 569 работающих туристских организаций, 2076 объектов общественного питания, 19 театров, 20 музеев, 14 художественных галерей и выставок, 27 концертных и культурно-зрелищных организаций.
Для повышения узнаваемости и продвижения туристского продукта на внутренний и международный туристский рынок проводятся презентации потенциала Алматы, инфотуры для ведущих туроператоров и известных блогеров. Проводится ротация на ВВС 3 роликов: о потенциале города, историко-культурном наследии и предстоящей универсиаде.

- Какие инвестиционные туристские проекты в скором времени планируется реализовать?

- В целях реализации 57 шага «Привлечение стратегических (якорных) инвесторов, имеющих успешный опыт создания туристических кластеров» из 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева, Управлением туризма и внешних связей Алматы ведется разработка эскизных проектов (моделей в 3D формате) новых туристских объектов города Алматы:
- этнотуристский комплекс «Сакские курганы»;
- проект в горах «Шаг в пустоту»;
- организация кемпинговых стоянок.
Строительство объектов планируется в формате ГЧП (частные инвестиции, коммуникации за счет государства). По завершении работ над эскизными проектами они будут представлены на рассмотрение инвесторам. Реализация данных проектов, запланирована на 2017-2020 годы.
Разработка новых туристских объектов позволит поднять на более качественный уровень различные виды туризма, создаст точки притяжения и повысит привлекательность города Алматы, Алматинской области, как Алматинской агломерации, для туристов.



Диляра Азанбекова
Фото almaty.all.biz, chm2013.kfb.kz, medey.kz,

Назарбаев Нурсултан Акмолинская область Актау Актобе Алматинская область Алматы Испания Казахстан Кызылорда Малайзия Нур-Султан Семей Франция Центральная Азия
Следите за новостями zakon.kz в: