Госкрипторезерв станет частью суверенных активов страны – советник главы Нацбанка
Фото: Национальный банк РК
– В новостях пишут о создании криптофонда в МФЦА. Это и есть государственный крипторезерв?
Нет, это не так. Речь идет о коммерческом проекте, куда вкладываются частные инвесторы и, возможно, отдельные государственные органы. Запрета на такие фонды никогда не было – их может быть несколько, и каждый работает на рыночных условиях. Но они никак не связаны с государственными резервами и, конечно, не могут называться государственными.
В целом в сообщениях о создании криптофонда не раскрываются структура его портфеля, источники финансирования или инвестиционная стратегия. Вместе с тем можем заверить: все государственные резервы страны, включая будущие цифровые активы, находятся и будут находиться исключительно под управлением Национального банка.
– То есть государственный крипторезерв будет отдельным?
Совершенно верно. Государственный крипторезерв – это один-единственный фонд, который создается по поручению президента. Он станет частью суверенных активов страны и будет управляться Национальным банком. Его задача – надежно хранить цифровые активы и использовать их для диверсификации и увеличения доходности национального портфеля.
– Некоторые опасаются, что государственные средства могут оказаться под управлением частных инвесторов. Есть ли для этого основания?
Нет, такие опасения беспочвенны. Все государственные резервы – Национальный фонд, золотовалютные резервы и в будущем крипторезерв – находятся и будут находиться под управлением исключительно Национального банка. Частные структуры не имеют и не могут иметь доступа к этим активам.
– Когда государственный крипторезерв заработает?
Сейчас готовится вся необходимая база – и юридическая, и техническая. Вносятся необходимые изменения в нормативно-правовые акты, создается собственная инфраструктура для защищенного хранения (кастоди) цифровых активов в государственном крипторезерве, разрабатывается оптимальная инвестиционная стратегия.
Детально прорабатываются источники пополнения государственного крипторезерва, которые включат конфискованные государством цифровые активы, инвестиции в производные инструменты и в ведущие компании этой индустрии, прямые инвестиции в некоторые виды цифровых активов и т.д. Все решения будут приниматься с учетом баланса доходности и рисков.
Мы рассчитываем, что фонд начнет работу в январе 2026 года. Управлять им будет АО "Национальная инвестиционная корпорация Национального банка Казахстана", которая уже имеет опыт работы с альтернативными инвестициями.
– В новостях также пишут о стратегическом сотрудничестве одного из криптофондов с Binance. Планируется ли использование этой инфраструктуры для государственного крипторезерва?
Мы позитивно относимся к присутствию международных компаний и лидеров индустрии цифровых активов в Казахстане. Однако государственный крипторезерв, являясь частью национальной финансовой инфраструктуры, будет развиваться исключительно на базе технологических решений под управлением Национального банка. Это принципиальный вопрос технологического и финансового суверенитета.
В этой связи уже начата работа по созданию собственной технологической платформы для хранения (кастоди) цифровых активов на базе дочерней организации Национального банка – АО "Центральный депозитарий ценных бумаг". В дальнейшем сервисы этой платформы смогут использовать и другие участники рынка.