Корпоративный подоходный налог: новые подходы в справедливом налогообложении
Фото: pexels
С другой – формирует около 30 процентов бюджета страны. Неудивительно, что именно КПН всегда находится в центре внимания фискальных органов и экспертов.
С 2026 года вступает в силу новый Налоговый кодекс, в котором раздел по корпоративному подоходному налогу претерпел полное обновление. Мы сохранили привычные для налогоплательщиков подходы, основанные на бухгалтерском учете. Однако все нормы изложены более последовательно и структурировано. Для удобства отдельно выделены правила по таким специфическим направлениям, как недропользование, финансовый сектор, цифровые активы, долгосрочные контракты и производные финансовые инструменты.
Решение спорных вопросов
Одной из задач реформы стало исключение норм, которые вызывали неоднозначное толкование и приводили к налоговым спорам. Например, при проверках часто возникали разногласия по расходам на содержание, ремонт и модернизацию фиксированных активов. Ранее налоговые органы требовали их капитализации и начисления амортизации. С 2026 года налогоплательщики смогут сами выбирать модель учета: либо относить такие расходы на вычеты текущего периода, либо амортизировать их.
Инвестиционные налоговые преференции
Мы исключили условие о производственном назначении зданий. Кроме того, сдача активов, по которым применены инвестиционные льготы, в аренду больше не будет считаться нарушением.
Новые ставки КПН
Важным элементом реформы стало налоговое стимулирование. В новом кодексе вводится система дифференцированных ставок:
- 3% – для производства и переработки сельхозпродукции;
- 6% – для сельскохозяйственных кооперативов;
- 25% – для банков и игорного бизнеса;
- 20% – стандартная ставка, которая остается неизменной.
Отдельно решен давний вопрос организаций социальной сферы. До сих пор льгота по КПН была привязана к условию направления доходов на социальные цели, что фактически приравнивалось к отказу от выплаты дивидендов. Новый кодекс меняет подход: с 2026 года такие организации будут платить налог по сниженной ставке 5 процентов, а с 2027 года – 10 процентов.
Баланс между стимулированием и эффективностью
В процессе пересмотра мы исключили малоприменяемые и неэффективные льготы. Вместе с тем сохранены социально значимые и стимулирующие меры, позволяющие снижать налогооблагаемый доход. Это позволит сохранить баланс между фискальными интересами государства и поддержкой бизнеса.