Ученые заметили появление редких тяжелых элементов при столкновении нейтронных звезд

туманность Ориона, фото - Новости Zakon.kz от 26.10.2023 09:14 Фото: pixabay
Астрономы наблюдали образование редких тяжелых элементов в результате сильного столкновения двух нейтронных звезд, которые были выброшены из родной галактики, сообщает Zakon.kz.

Катаклизмический взрыв вызвал вспышку гамма-излучения, более чем в 1 млн раз превышающую яркость Млечного Пути, и выбросил в космос вещество. Из него образовался редкий элемент теллур и другие, известные как актиниды и лантаниды. Предполагается, что в результате этого события образовались также более распространенные элементы – йод и торий, сообщает The Guardian.

Впервые подобное космическое зрелище, известное как "килонова", наблюдалось с помощью космического телескопа Джеймс Уэбб. Это позволило астрономам идентифицировать элементы, образовавшиеся в результате столкновения, по их инфракрасным признакам.

Если многие элементы образуются в результате слияния более легких элементов в ядрах звезд или при звездных взрывах, то некоторые более тяжелые элементы рождаются в более энергичной среде нейтронных звезд, сталкивающихся друг с другом.

"Впервые у нас есть доказательства того, что именно эти элементы образуются при слияниях. Уже 150 лет прошло с тех пор, как у нас появилась периодическая таблица, а мы до сих пор не знаем, откуда берется большое количество элементов. Одна из задач, которую мы пытаемся решить, – заполнить эти пробелы".Профессор астрофизики из Университета Радбоуда Эндрю Леван

Нейтронные звезды – невероятно плотные и массивные, как Солнце, но маленькие и компактные. Астрономы получили сигнал о возможном столкновении нейтронных звезд в марте, когда обнаружили интенсивный всплеск гамма-излучения из дальнего космоса, второй по яркости за последние 50 лет.

Опираясь на целый ряд наземных и космических детекторов и телескопов, исследователи сначала обнаружили источник 200-секундного всплеска излучения, а затем направили космический телескоп James Webb на его последствия.

В течение нескольких дней свет от столкновения изменился с голубого на красный, что является отличительным признаком килоновой. Нейтронные звезды, по-видимому, были выброшены из яркой галактики, замеченной неподалеку, а затем слились на расстоянии 120 тыс. световых лет.

Вероятно, в результате столкновения образовалась новая черная дыра, но при слиянии в космос было выброшено огромное количество нейтронов и другого вещества. В результате этого процесса образовались более тяжелые элементы.