Почему нужно ходить в театр и чем важны детские спектакли: гастроли Темиртауского ТЮЗа в ВКО

ТЮЗ, казахстанская драматургия, Темиртау, ТЮЗ "Prospect", Владимир Дроздецкий, фото - Новости Zakon.kz от 25.11.2023 14:10 Фото: Zakon.kz/Кира Мороз
Почему родителям важно приходить на спектакли с детьми? Что сегодня показывают детям в театре, чем может похвастаться современная казахстанская драматургия и почему нельзя лгать детям, особенно со сцены?

На эти и другие вопросы специально для Zakon.kz отвечает директор Темиртауского театра для детей и юношества "Prospect" Владимир Дроздецкий.

- Владимир Владимирович, недавно ваш театр побывал на гастролях в Усть-Каменогорске. Чем удивляли зрителей? Как встречали?

- Как обычно – хотели привезти больше, но привезли меньше. В нашем репертуаре были сказки "Алладин", "Красная шапочка", правда, представленная совсем по-другому.

ТЮЗ, казахстанская драматургия, Темиртау, ТЮЗ , фото - Новости Zakon.kz от 25.11.2023 14:10

Фото: Zakon.kz/Кира Мороз

- И что неожиданного может быть в "Красной шапочке"? Волк не съедает девочку?

- В нашей сказке вообще никто никого не съедает, кроме пирожков. Но дело не в этом. Я, как режиссер, решил поставить этот спектакль на основе популярных французских мелодий 50-60 годов, потому что это интересно будет и родителям. Представьте историю влюбленности бабушки в Наполеона, которая сквозит через всю историю, через действия взрослых, но остается той классической сказкой из детства, которая предназначена детям. Я считаю, что когда взрослые родители приводят на спектакль ребенка, то и им должно быть интересно. Иначе в следующий раз они просто не придут.

- То есть вы подбираете репертуар для детей, ориентируясь на взрослых, на их родителей?

- Отчасти, да. Считайте это особым маркетинговым ходом, потому что родители ведут своих детей на то, что они сами знают. Например, на те названия, которые они помнят с детства. А потом, попав на спектакль один раз, второй, они пойдут и на остальные и поведут детей. А у нас 70 процентов репертуара – детские спектакли.

ТЮЗ, казахстанская драматургия, Темиртау, ТЮЗ , фото - Новости Zakon.kz от 25.11.2023 14:10

Фото: Zakon.kz/Кира Мороз

- И все-таки, чтобы увлечь зрителя, надо знать его, чувствовать. Современный детский зритель – какой он?

- Да, современные дети другие. Если раньше мама читала "Крошечку-Хаврошечку", то ребенок от жалости заливался слезами, а потом отворачивался к стенке и засыпал. Сейчас ребенка этим не растрогаешь и не удивишь. Не потому что современные дети черствые или злые – нет, просто очень развита мультипликация. Я не хочу сказать, что все, что показывают у нас по телевизору, плохо. Действительно, сегодня много замечательных вещей, хороших героев. Но все это откладывает сильный отпечаток на восприятие ребенка. Ему сразу хочется видеть красивую и яркую картинку. И это приходится всегда иметь в виду. Поэтому сначала пытаемся заинтересовать яркой картинкой, а потом уже даем очень правдивые отношения людей. Только тогда ребенок начинает верить, смеяться, плакать, а значит, выносить из истории эмоции. Если режиссер выйдет и скажет ребенку: "Я сейчас поставлю спектакль про дружбу, любовь, предательство", то это будет большой глупостью. А вот если ребенок начинает жить эмоциями героев, сопереживать им и тому, что происходит на сцене – другое дело. Главное – заставить ребенка сопереживать.

ТЮЗ, казахстанская драматургия, Темиртау, ТЮЗ , фото - Новости Zakon.kz от 25.11.2023 14:10

Фото: Zakon.kz/Кира Мороз

- Признаться, я не очень люблю детские спектакли, когда взрослые тетеньки и дяденьки пытаются играть детей – говорят тоненькими голосами, надевают странные костюмы… Мне всегда казалось, что они как-то слишком стараются походить на детей и переигрывают, что ли…

- Согласен с вами, ребенок - это такое существо, которое очень тонко чувствует ложь. Детей нельзя обманывать никогда – ни в быту, ни в жизни, ни на сцене, поэтому актер, который выходит к ребенку, должен быть максимально честен и искренен. Вообще, конечно, мне сложно судить, но актер всегда должен выходить на сцену и быть предельно честным, неважно кого и для кого он играет. Это и есть актерская профессия. Да есть, я не спорю, в любом театре актеры-ремесленники, которые изо дня в день творят свое ремесло. Хорошо это или плохо, не мне судить. Но есть и такие актеры, которых буквально трясет каждый раз перед выходом на сцену. Эта категория актеров мне наиболее симпатичны. Они будто отпускают себя в рамках режиссерских задач, оставаясь свободными. Вот такой актер самый ценный в театре. И – он не станет обманывать.

- А вообще для детей сложно играть?

- Очень. Дети шумят, вертятся, разговаривают, могут соскочить с места, закричать… Надо, например, всегда помнить, сколько времени ребенок может высидеть – не больше 45 минут. Это тот предел, который он может просидеть, если ему интересно, потом он все равно начнет отвлекаться. В этом плане, конечно, с детьми работать тяжело.

ТЮЗ, казахстанская драматургия, Темиртау, ТЮЗ , фото - Новости Zakon.kz от 25.11.2023 14:10

Фото: Zakon.kz/Кира Мороз

- А какие эмоции современные дети испытывают в театре?

- Самые яркие – они смеются, переживают, плачут, причем плачут не потому что на сцене появился какой-то страшный герой, а потому что стало обидно за кого-то, жалко. У нас сейчас идет драматический спектакль для семейного просмотра "Вафельное сердце". Это абсолютно современная история семьи, где простым языком рассказывается о том, что иногда родители разводятся, живут отдельно, находят вторую половинку, а старики, к сожалению, уходят… И нет там человека-паука, захватывающих трюков и героических подвигов. Но, выходя с этого спектакля, дети плачут. Потому что им жалко бабушку, да и всех остальных. Это простая и очень жизненная история. Мы даже не старались как-то давить на эмоции зрителя в этом спектаклем, потому что это жизнь. Я просто хочу сказать, что, когда родители думают, что наши дети еще маленькие, еще не выросли – это неправда. Даже очень маленькие зрители понимают самые сложные вещи на земле, потому что умеют чувствовать.

ТЮЗ, казахстанская драматургия, Темиртау, ТЮЗ , фото - Новости Zakon.kz от 25.11.2023 14:10

Фото: Zakon.kz/Кира Мороз

- И все-таки, "Красная шапочка" или "Алладин", который у вас тоже в репертуаре есть – это уже, так скажем, классика детской драматургии, а что современная драматургия может предложить? И вообще поднимают ли казахстанские драматурги те проблемы, которые волнуют наших подростков, например, тему буллинга, наркозависимости?

- Нового и яркого для детей за последние годы практически ничего не написано. Вообще такого, что могло бы заинтересовать - какие-то интересные постановки, где были бы истории, наложенные на современность. Пожалуй, не смогу вспомнить интересного отечественного драматурга, который бы писал для детей и подростков. Но очень радует, что в последние годы начала поднимать голову драматургия именно на казахском языке. Есть очень много интересных хороших авторов. Это надо поддерживать.

ТЮЗ, казахстанская драматургия, Темиртау, ТЮЗ , фото - Новости Zakon.kz от 25.11.2023 14:10

Фото: Zakon.kz/Кира Мороз

- А что вы еще делаете для привлечения зрителей в театр? Какие еще маркетинговые ходы применяете?

- Несколько лет назад мы приняли совершенно иную концепцию развития театра. То есть вместо того, чтобы быть закрытым театром, это когда все, что происходит за кулисами – не для зрителя, мы решили их туда впустить. Мы запустили несколько проектов. Во-первых, открыли театральную школу, куда принимаем абсолютно всех в возрасте от 18 до 40 лет. Это такие трехмесячные театральные курсы, где преподают историю театра, литературу, сценическую речь, актерское мастерство. Сюда приходят абсолютно все – и подростки, и мамы в декрете, и молодожены. Занятия проводятся бесплатно, участникам выдают дипломы, но главное не в этом, а в том, что образуется привязанность к театру. У нас было уже три выпуска, а это более 300 человек, которые любят театр и приходят туда, как к себе домой.

Еще мы проводим театральные читки. Берем произведение, которое давным-давно забыто или, напротив, только что появилось на просторах интернета, и читаем по ролям, потом обсуждаем. Это вызывает огромный резонанс среди участников. Понимаете, бывают очень актуальные для современного общества вещи, но которые еще не время, а может, и не место выносить на сцену. А прочитав, обсудив, люди словно выпускают пар и это очень важно, потому что в результате сглаживаются какие-то очень острые проблемы современного общества. Люди выговорились – и словно пережили ситуацию.

- Как вы думаете, не все потеряно с нашим зрителем? Идет молодежь в театр? 

- Да вообще ничего не потеряно. Молодежь со скрипом, но идет в театр. Но и ее надо сначала заинтересовать, эпатировать, а потом уже она сама начинает затягиваться. Сразу затащить молодых людей на классику сложно, да и не надо. Молодым людям станет скучно, начнут зевать и больше не придут. Они не знают самого произведения, его предысторию, а разбираться в тонкостях взаимоотношений им будет просто лень. Здесь надо учитывать особенности восприятия. Понимаете, каждому свое – детям яркая картинка, подросткам с клиповым мышлением – сначала несколько захватывающих историй, которые смогут заинтересовать, а потом уже более серьезные и вдумчивые произведения.

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: