Мудрость и прогресс: взгляд иранского философа на Послание президента Казахстана
Фото: из архива Яхья Джахангири
Доктор Яхьей Джахангири – иранский ученый, признанным специалист по философии и этике, обозначил роль справедливости и мудрого правления в период динамичных перемен. Его мнение позволяет осмыслить казахстанские реформы через призму общечеловеческих ценностей.
– Уважаемый доктор Джахангири, в своем Послании президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что "передовые технологии не должны наносить никакого ущерба нашей духовности, историческому наследию и уникальной культуре". С точки зрения философии, насколько важен этот баланс между материальным прогрессом и сохранением ценностного стержня нации в современную эпоху?
– Сегодня технологии вошли в жизнь человека с поистине поразительной стремительностью, став неотъемлемой частью нашего уклада. Это явление повлияло на все измерения человеческого бытия. На недавних мероприятиях в Астане многие участники, включая уважаемого президента Казахстана, серьезно затрагивали роль технологий. После эпохи Возрождения и становления модерна в мире возобладало позитивистское мировоззрение, сосредоточенное исключительно на науке и рациональности – перспектива, которая отодвинула на второй план этику и гуманитарные ценности, что имело серьезные последствия для человечества. Сегодня мы наблюдаем возвращение интереса к духовным поискам, этике и связи с непреходящими ценностями.
В эту новую эпоху "возвращение к духовности" стало глобальным явлением. Мировые тенденции подтверждают: человечество не может исключить из жизни духовные ориентиры и свое историческое и культурное наследие. Опыт последних столетий ясно продемонстрировал нашу потребность в этических рамках и осмысленных традициях, поскольку именно эти элементы придают смысл современной жизни и помогают отвечать на ее вызовы.
Модернизация и технологии, если развивать их без внимания к этим духовным и этическим измерениям, приведут к однобокому развитию человека, и устойчивое, целостное развитие общества никогда не будет достижимо – если только мы не задействуем потенциал философии, этики, культуры и нашего богатого наследия.
В последние десятилетия с появлением искусственного интеллекта, интернета и киберпространства человеческая жизнь претерпела глубокие трансформации. Технология – это уже не просто инструмент; она стала образом жизни. Поэтому акцент президента Казахстана на том, что "передовые технологии не должны устранять духовность из жизни людей и не должны разрушать историческое и культурное наследие", является в высшей степени значимым и стратегическим.
Истина в том, что, если под предлогом технологии и модернизации отставим в сторону культуру и духовные ценности, мы совершим историческую несправедливость. Должны помнить, что на протяжении истории человечество временами шло ошибочными путями и платило за это высокую цену. Сегодня мы не можем допустить повторения такого опыта.
Лидеры мнений, правители, международные организации, политики и стратеги должны в этот исторический момент – когда технология прочно воцарилась в человеческой жизни – действовать сообща. То, что происходит в Казахстане, – стремление к гармонии между прогрессом и традиционными ценностями как одной из основ для глобальных решений – это ценный опыт.
Дело в том, что сегодня ни одна философия или традиция в одиночку не может ответить на кризисы человечества; необходимо объединение усилий. Мудрость разных культур способна предложить решения. Вместе различные этические и философские системы могут выработать общие глобальные принципы и сохранить древние и ценные традиции, выработанные человечеством.
Это наследие возникло не за одну ночь; это результат тысячелетнего опыта. Мы не должны его терять. Оно имеет смысл и функцию и для нашего настоящего, и для будущего. Должны использовать его, ибо даже материальный прогресс требует такой перспективы.
Как вы знаете, на Востоке великие мыслители, такие как Аль-Фараби, обращались к этим вопросам. Мы верим, что на Востоке существует глубокий философский и интеллектуальный потенциал. Ибн Сина (Авиценна) – пример великого мыслителя, чья система может вдохновить современное человечество.
Восток может многое предложить. Если Запад дал миру технологию, то Восток может ответить взаимностью, предложив свое обширное интеллектуальное и духовное наследие, чтобы все человечество могло извлечь пользу. Великое наследие Востока включает мысли Аль-Фараби, Ибн Сины, философов и этиков, которые возникли в разных культурах и цивилизациях.
Мы можем интегрировать эти сокровища мысли, чтобы гарантировать, что человеческое развитие не будет опираться исключительно на материальное измерение, но также будет учитывать высшие гуманистические потребности человека. Ведь человек – это не просто тело. Он также обладает разумом и стремлением к смыслу, и оба измерения должны быть учтены. Философия, культура и этика дают ответы на духовные и моральные запросы человека.
Мировые тенденции показывают, что, если технология будет развиваться без этики, человечество может оказаться на пути к саморазрушению. Исследования подтверждают, что неэтичный человек – технологически продвинутый, но оторванный от своего культурного и духовного наследия – не может способствовать построению лучшей и более гуманной жизни на планете.
– Глава государства Касым-Жомарт Токаев провозгласил курс на построение "Справедливого Казахстана". Категория "справедливость" – одна из центральных в мировой философии. Какова, на Ваш взгляд, роль справедливого правления и справедливых законов в обеспечении гармонии, стабильности и процветания в обществе?
– Справедливость в классическом смысле – это не просто правовая норма, это фундаментальный принцип гармоничного социального устройства. Когда государство стремится к справедливости в своих законах и действиях, это рождает доверие граждан к власти. А доверие – это основа стабильности, порядка и подлинного процветания. Справедливость дает каждому члену общества чувство защищенности, уверенности в будущем и стимул к созидательному труду. Курс президента Токаева на построение "Справедливого Казахстана" отражает понимание этой универсальной истины, без которой невозможно долгосрочное развитие любой нации.
– Казахстан известен на весь мир как инициатор Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Насколько важен, по-вашему, открытый и уважительный диалог между различными культурами и религиями для сохранения мира и взаимопонимания в нынешние турбулентные времена?
– Одной из проблем, с которыми человечество сталкивалось на протяжении всей истории, являются конфликты на почве разногласий, в том числе религиозных. История знает немало войн, разгоравшихся из-за таких противоречий. И сегодня мы видим, как идеологические и религиозные факторы используются для разжигания вражды. Идеалом является мирное сосуществование, но на практике различия во взглядах иногда становятся орудием конфликта.
Причина часто кроется в том, что разные традиции не вели диалог, каждая считая себя единственно правой, а иногда и политические цели маскировались под религиозные лозунги. Это мешало культурам и религиям способствовать миру.
Тем не менее крайне важно признать, что все великие учения человечества призывали к миру. Мыслители и мудрецы стремились распространять мир – как внутренний мир в душе человека, так и мир между собой и окружающим миром.
Межрелигиозный и межкультурный диалог в Казахстане представляет собой важный шаг для того, чтобы различные традиции собрались вместе и на первом этапе уменьшили взаимное недоверие и потенциал для конфликтов. Когда представители разных культур и религий встречаются, они видят и понимают друг друга, обсуждают волнующие их вопросы. Собрание лидеров в Казахстане, а также подобные инициативы в других местах могут способствовать снижению напряженности.
Более того, сегодня вызовы не ограничиваются войнами; они распространяются на насилие в отношении уязвимых групп, природы, в киберпространстве. Когда в Казахстане собираются лидеры мнений, цель состоит не только в установлении мира между собой, но и в предложении решений для других форм конфликтов и насилия в современном мире.
Это значительный шаг: диалог стремится не только уменьшить межрелигиозную или межкультурную рознь, но и отвергнуть все формы деструктивного поведения. Важно отметить, что эта ответственность лежит не на одной какой-то традиции; все культуры должны внести свой исторический и интеллектуальный вклад в решение общих проблем человечества.
Казахстанский Съезд мог бы служить постоянно действующей площадкой, которая определяет основные человеческие вызовы, такие как этические аспекты искусственного интеллекта и другие глобальные проблемы, и приглашает мыслителей и лидеров предложить решения, основанные на их соответствующих традициях. Рекомендуется, чтобы работа такого форума не ограничивалась несколькими днями, а продолжалась постоянно, используя интеллектуальный и нравственный потенциал человечества для решения глобальных проблем. Эта площадка может действовать не только путем принятия заявлений; она может активно способствовать уменьшению человеческих страданий и побуждать человечество к достижению всеобщего мира.
– В Послании говорится о важности воспитания образованных, трудолюбивых и ответственных граждан, о бережном отношении к традициям. Какова, с точки зрения мировой мудрости, роль этих качеств в формировании сильной и добродетельной нации?
– Знание, трудолюбие, ответственность и уважение к наследию предков – это те опоры, на которых во все времена строились сильные и жизнеспособные общества. Образование просвещает ум, труд создает блага, ответственность формирует гражданина, а связь с традициями дает нравственные ориентиры и чувство идентичности. Нация, которая культивирует эти качества, обретает внутреннюю силу и способность не только справляться с вызовами времени, но и вносить свой вклад в общечеловеческое развитие. Акцент президента Токаева на этих непреходящих ценностях – это инвестиция в будущее казахстанского народа.
Когда народы знают друг друга, когда на одной земле последователи разных взглядов могут мирно сосуществовать, когда их лидеры ищут истину бок о бок и заботятся о человечестве, а не создают конфликты – это добродетели, к которым человечество постоянно стремится.
Фундаментальные этические принципы говорят о единстве человеческого рода. Различия – культурные, национальные, идеологические – не должны становиться источниками розни.
Когда представители разных культур собираются на таких форумах, как в Астане, становится ясно, что многообразие не означает враждебности. Это помогает всем понять, что каждая традиция может существовать рядом с другими и направлять людей к счастью и добродетели.
На таких встречах лидеры собираются не для того, чтобы дискутировать о догмах, а чтобы решать проблемы человечества. Их забота направлена на все человечество. Когда люди видят своих лидеров объединенными ради общего блага, они осознают ценность добродетелей. Они понимают, что мудрость всех культур ищет добра и счастья для всех людей.
Именно это и поощряет межкультурный диалог в Астане. Он способствует единению, чтобы человечество получило знание о разных традициях, а не только о своей собственной. Люди могут наблюдать за взглядами разных культур и какой у каждой подход к миру и к решению проблем.
Исходя из моего опыта участия в подобных форумах по всему миру, это один из самых успешных подходов. Я видел воочию, как такие собрания могут действительно способствовать осознанности, добродетели и благополучию человека.
– Глава государства призван вести свой народ через испытания. Какими качествами, по-вашему, должен обладать правитель, чтобы успешно вести свою страну по пути прогресса, не теряя при этом связи с вечными ценностями?
– Казахстан – это земля, характеризующаяся удивительным культурным многообразием. Для достижения благого управления необходимо использовать все достояние этой земли. Ресурсы страны не ограничиваются только экономическим богатством; интеллектуальные, культурные и цивилизационные ресурсы также являются ее великими сокровищами.
Аль-Фараби и другие великие мыслители, некогда жившие на этой земле, сегодня могут служить источниками вдохновения для более просвещенной и гуманной системы правления. Плюрализм и многообразие культур в Казахстане могут быть образцом мирного сосуществования. На этой земле бок о бок живут представители разных этносов и взглядов – и это само по себе является великим достоянием.
Если мы хотим говорить о модели сосуществования и межкультурного диалога, Казахстан может служить ценным примером. В совокупности эти возможности могут составить прочную основу для благого и устойчивого управления.
Для того чтобы страна могла предложить обновленное понимание самой себя, мы должны возродить сокровища прошлого – культурное наследие, древнюю мудрость, интеллектуальные и цивилизационные заветы. Казахстан с его культурным многообразием может играть значительную роль в управлении плюрализмом и содействии сосуществованию в современном мире. Это именно то, в чем современное человечество нуждается больше, чем когда-либо прежде.