Лента новостей
0

Транзитный хаб на границе

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 13.10.2016 18:05 Фото: zakon.kz

Транзитный хаб на границе

 

Асет Калымов,

Алматинская область

 

Депутаты Мажилиса Парламента, ознакомившись с ходом реализации проекта СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота», поставили ряд конкретных задач перед уполномоченными госорганами.

Вчера в Панфиловском районе Алматинской области состоялось выездное заседание Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию с участием вице-спикера палаты Владимира Божко. Программа рабочей поездки депутатов оказалась весьма насыщенной. Прибыв ранним утром на железнодорожную станцию Алтынколь, которая стала вторым после Достыка международным пограничным переходом с Китаем, они ознакомились с работой перегрузочного комплекса, путевого хозяйства, локомотивного депо и других инфраструктурных объектов. Здесь же состоялась презентация генерального плана развития Жаркент-Хоргосской агломерации.

Заслушав доклад главы Союза градостроителей Казахстана Любови Нысанбаевой, гости направились на строительную площадку автобана Алматы - Хоргос (конечного участка международного коридора Западная Европа - Западный Китай). Протяженность дороги 304 км, из которых готово 258 км цементобетонного покрытия. Уже построены десятки мостов и путепроводов, проложены сотни водопропускных труб. Проезд по автобану обещают открыть до конца текущего года. Депутаты строго предупредили подрядчиков о соблюдении графика работ. Иначе к ним будут применены штрафные санкции. Завершение проекта намечено на следующий год с обустройством всей дорожной инфраструктуры.

Особое внимание парламентариев вызвали объекты сухого порта СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота». Здесь уже действуют контейнерная площадка и терминалы, подведены железнодорожные пути, линии электропередачи, система водоснабжения, очистные сооружения. По информации управляющей компании, работы на стройплощадках идут согласно утвержденному графику. В нынешнем году через сухой порт переправлено более 14 тыс. контейнеров. И это только начало. К 2020 году, с завершением всех мультимодальных и транспортных объектов, грузопоток увеличится до 14 млн. тонн. В логистической и индустриальной зонах зарегистрированы 72 компании, ведутся переговоры с рядом крупных зарубежных инвесторов, среди которых DHL, Hewlett Packard, Toyota Tsusho.

Следующим пунктом рабочей программы стал поселок железнодорожников Нуркент. В перспективе на месте села вырастет современный город с населением в 100 тыс. человек и площадью свыше 300 га. По соглашению между акиматом области и КТЖ вскоре начнутся работы по расширению жилой зоны, строительству соцобъектов, инженерных коммуникаций. Побеседовав с учителями местной школы, народные избранники посетили Жаркентский крахмалопаточный завод, построенный в рамках госпрограммы ФИИР в 2013 году. Здесь перерабатывается около 50 тыс. тонн кукурузы. С запуском промышленного объекта Панфиловский район стал возрождать былую славу кукурузного края. Помимо крахмала, здесь выпускают различные виды патоки, сиропов. Ассортимент продукции составляет 26 наименований, причем львиная доля идет на экспорт в страны Центральной Азии и Китай.

Депутаты побывали также в поселке Баскуншы, где осмотрели селезащитные сооружения. Вице-министр МВД Юрий Ильин доложил о принимаемых мерах по защите инфраструктурных объектов от селевых явлений на реке Коргас. Затем делегация ознакомилась с деятельностью международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». Ежедневно центр посещают около 1,5 тыс. человек, приезжающих не только из регионов нашей республики, но и стран СНГ. Предусмотрен 30-дневный безвизовый режим, что означает свободное перемещение людей, грузов и транспортных средств между казахстанской и китайской частями МЦПС. На его территории введено в строй свыше 40 инфраструктурных объектов. В ближайшее время планируется открытие городка ремесленников, затем появятся конгресс-холл, оздоровительный комплекс, а также целый ряд торговых галерей.

В ходе презентации на тему «Развитие транспортно-логистической системы и реализация госпрограммы «Нұрлы жол» вице-президент АО «НК «Қазақстан темір жолы» Еркин Жусанбаев особо подчеркнул возрастающую роль нашей страны как ключевого звена в цепочке межконтинентальных транспортных коридоров. Так, за последние пять лет транзит по маршруту Китай - Европа вырос в 40 раз. С учетом объемов перевозок нынешнего года ожидается почти стократное увеличение. Прорабатываются новые направления перевозок в страны Кавказа, Персидского залива, Турцию. Все это способствует дальнейшей интеграции Казахстана в мировую транспортную и торговую системы.

Как отметил Е. Жусанбаев, в деле формирования транзитных грузопотоков важное значение имеют качественная инфраструктура и сервис. В этих целях реализуется карта программы «Нұрлы жол», которая включает проекты железнодорожной логистики. В их числе развитие СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота», строительство железнодорожной линии Боржакты - Ерсай, вторых путей на участке Алматы-1 - Шу, паромного комплекса в порту Курык, а также реконструкция пассажирского терминала в международном аэропорту Астаны.

В свою очередь аким Алматинской области Амандык Баталов отметил, что в последние годы Панфиловский район переживает строительный бум. Выросли новые поселки с больницами, детскими садами и школами, проложены линии электропередачи, ведется газификация. Сухой порт обеспечил работой около 300 местных жителей, а в ближайшие годы число рабочих мест увеличится до 6 тыс. В планах - создание большого количества малых предприятий, мини-заводов. Словом, приграничная зона уже придает огромный импульс внутреннему развитию Семиречья.

Участники выездного заседания акцентировали вопросы, связанные с эффективной реализацией программы «Нұрлы жол» в рамках строительства СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» и международного транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай. Заместитель председателя Мажилиса Владимир Божко отметил роль СЭЗ в реализации транспортно-транзитного потенциала Казахстана. Проект направлен на формирование мощного индустриально-логистического хаба, что позволит увеличить грузоперевозки, привлечь инвестиции и создать новые рабочие места.

Вместе с тем имеется ряд проблем, требующих срочного решения. В их числе - затягивание сроков строительства объектов, привлечение слишком дорогих международных займов, удорожание первоначальной стоимости проектов. В частности, специальной комиссией при фракции партии «Нур Отан» в Мажилисе были выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств при строительстве СЭЗ. Депутаты выразили готовность содействовать в законодательном обеспечении и выработке рекомендаций Правительству для решения острых вопросов в ходе реализации программы «Нұрлы жол» в рамках строительства СЭЗ.

Своим мнением по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы СЭЗ и МЦПС «Хоргос» поделились на встрече депутат Мажилиса Азат Перуашев, заместитель председателя Комитета государственных доходов Минфина Госман Амрин, гендиректор Союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS Канат Альмагамбетов, заместитель директора пограничной службы КНБ Мухтар Сабидолданов. Как отметили спикеры, в целях дальнейшего развития транспортно-транзитной сферы и повышения экспортного потенциала страны необходимо внести поправки в действующее законодательство. Кроме того, нужно провести модернизацию автомобильных пунктов пропуска на «Хоргосе», принять действенные меры по сокращению времени прохождения таможенного контроля на границе.

Подводя итоги рабочей поездки, председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию Нуртай Сабильянов отметил, что инициированная Президентом Нурсултаном Назарбаевым программа «Нұрлы жол» задает новый импульс инфраструктурному развитию страны, а также создает благоприятные условия для роста предпринимательской инициативы. Уполномоченным государственным органам необходимо активизировать работу по выполнению задач, поставленных Президентом и обозначенных в госпрограмме «Нұрлы жол», по дальнейшему развитию СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» и реализации транзитно-транспортного потенциала страны. Гости пожелали строителям и железнодорожникам скорейшего осуществления мегапроекта, который принесет пользу всем казахстанцам.

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: