Лента новостей
0

Особенности расследования и рассмотрения дел о должностных и коррупционных преступлениях

 Особенности расследования и рассмотрения дел о должностных и коррупционных преступлениях

 

Коррупция в любом государстве несет в себе многочисленные проблемы и угрозы, которая негативно влияет на функционирование всех общественных и правовых институтов и отношений. В правовом государстве, обязательно должны действовать нормы, направленные на обеспечение устойчивого развития государства, его политической, экономической и социальной систем, интересов национальной безопасности.

Как известно, правовую основу в Республики Казахстан составляют Конституция, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, Закон РК от 18 ноября 2015 года № 410-V 3 «О противодействии коррупции», Указ Президента РК № 986 «Об антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы» и другие нормативные правовые акты, предусматривающие основные направления и конкретные меры противодействия и борьбы с коррупцией.

В частности судам, при рассмотрении дел данной категории в целях единообразного и правильного применения некоторых норм законодательства РК необходимо руководствоваться ст. 3 п. 29 УК.

Однако для определения четкого понятия и разграничения должностного от коррупционного преступления органам ведущим уголовный процесс необходимо руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе должностными положениями и инструкциями, определяющими круг и содержание служебных полномочий, а так же должностной статус лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

При рассмотрении дел о взяточничестве, необходимо выяснять круг действий, за выполнение или невыполнение которых в интересах взяткодателя лицом получена взятка. Особенностью рассмотрения уголовных дел по взяточничеству является то, что ответственность за взяточничество наступает независимо от времени получения лицом взятки - до или после совершения действий или бездействия, а так же независимо от того, была ли взятка заранее обусловлена, выполнены ли какие - либо действия в интересах взяткодателя.

При этом, ответственность за дачу и получение взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, хотя и связанные со взяточничеством, но образующие самостоятельные преступления (злоупотребление служебным положением, соучастие в хищении чужого имущества и т.п.). В таких случаях, содеянное необходимо квалифицировать по совокупности преступлений.

При оценке доказательств, судам следует иметь в виду, что органы уголовного преследования при необходимости производства повторных оперативно-розыскных мероприятий по одному и тому же делу с целью выявления других лиц, причастных к даче, получению взятки либо посредничеству во взяточничестве, обязаны выносить мотивированное постановление с указанием этих конкретных действий.

При отсутствии такого постановления неоднократно повторяющиеся оперативно-розыскные мероприятия органов уголовного преследования на основании ст. 77 Конституции РК следует считать незаконными.

Принимая во внимание, что по делам о взяточничестве при сборе доказательств могут применяться технические средства, судам необходимо тщательно проверять соблюдение органами досудебного расследования норм УПК по обнаружению, закреплению и изъятию доказательств и решать вопрос об их допустимости.

Говоря о наказании, судам необходимо обращать внимание на следующее, строго выполнять положения закона о дифференцированном подходе к назначению наказания лицам, признанными виновными в преступлениях, связанных с коррупцией. При этом, обязательно исходить из характера и степени общественной опасности содеянного, не допуская назначения как чрезмерно мягких, так и чрезмерно суровых мер уголовного наказания с учетом разъяснений нормативного постановления Верховного Суда РК от 25 июня 2015 года № 4 «О некоторых вопросах назначения уголовного наказания».

Обращать внимание на важность профилактической работы по устранению фактов коррупции. В связи с этим, обязательно реагировать при рассмотрении дел данной категории на причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, связанных с коррупцией, которые отрицательно влияют на состояние законности в Республике Казахстан.

 

 

Судья

специализированного межрайонного

 суда по уголовным делам

 Карагандинской области

Аринова С.Р.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: