О преимуществах электронной государственной регистрации НПА
О преимуществах электронной государственной регистрации НПА
За последние годы Министерством юстиции в сфере государственной регистрации нормативных правовых актов проведена большая работа.
В прошлом году осуществлен переход проведения государственной регистрации на электронный формат, а также введен механизм предрегистрационного согласования проектов нормативных правовых актов.
Тем самым были сокращены сроки государственной регистрации с тридцати календарных дней до пяти рабочих дней.
Это стало возможным благодаря появлению 2018 году электронной регистрации в системе Интранет портала государственных органов (ИПГО) изменился порядок оформления и согласования в государственных органах нормативных правовых актов, а также порядок регистрации нормативных правовых актов в государственных органах.
Ранее, при направлении на согласование НПА, государственные органы-разработчики направляли сопроводительные письма на согласование и прикрепляли пакет документов в Министерство юстиции. На рассмотрение и регистрацию нормативного правового акта давалось 30 календарных дней. При бумажном документообороте руководящие лица подписывали бумажный бланк с учетом требований Правил документирования. То есть подписывали каждый лист нормативного правового акта, и нет разницы 1 лист в нормативно правовом акте или 100 листов. Теперь принятие нормативного правового акта удостоверяется электронной цифровой подписью достаточно щелкнуть на кнопку компьютерной мыши.
К примеру, за 12 месяцев 2017 года на государственную регистрацию поступило 9601 НПА, из них в Министерство юстиции - 1782, в Департаменты юстиции - 7819. Зарегистрировано - 8142 НПА.
Смотря на вышеуказанные цифры, мы можем только представить, сколько времени, сил и бумаги потратили государственные служащие, когда еще не ввели электронную регистрацию документов.
Сейчас система полностью автоматизирована. После электронного согласования документ поступает на электронную регистрацию. Согласованный документ подписывается электронно-цифровыми подписями руководящих должностных лиц органа-разработчика. В свою очередь, Министерство юстиции пишет сопроводительное письмо об отказе либо о регистрации нормативного правового акта в течение 5 рабочих дней.
Вместе с тем, вследствие устранения замечаний органов юстиции на стадии согласования проекта повысилось качество направленных на государственную регистрацию нормативных правовых актов, о чем свидетельствуют всего 2% возврата либо отказа в государственной регистрации.
К примеру, в 2018 году поступило на госрегистрацию - 11524 НПА. Из них, зарегистрировано - 10243, возвращено, отозвано и отказано - 1281 НПА, или 11%.
В 2019 году поступило на госрегистрацию - 9777 НПА. Из них, возвращено либо отозвано и отказано по 215 НПА, что составило 2%.
Так, в 2019 году органами юстиции зарегистрировано 9205 нормативных правовых актов центральных и местных госорганов, и юридическая экспертиза проведена по 36 513 проектам НПА.
Кроме того, приняты меры по интеграции базы интранет-портала государственных органов с Эталонным контрольным банком НПА, что позволило сократить сроки направления зарегистрированного нормативного правового акта на официальное опубликование, следовательно сократить сроки (c 10 дней до 1 дня) реализации принимаемых законов.
Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод, что благодаря переходу проведения государственной регистрации на электронный формат, повышается качество жизни граждан повышается, так как принимаемые нормативные правовые акты направлены на регулирование отношений в разных сферах общественной жизни.
Следует отметим, что Республика Казахстан является первой страной, которая внедрила систему электронной регистрации.
Департамент регистрации нормативных правовых актов МЮ РК