Пороговые суммы для подозрительных финансовых операций планируют снизить

Пороговые суммы для признания финансовых операций сомнительными планируют снизить, фото - Новости Zakon.kz от 14.09.2023 09:39 Фото: Zakon.kz
Агентство по финансовому мониторингу разработало Консультативный документ регуляторной политики к проекту поправок в закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", сообщает Zakon.kz.

Разработчики считают, что в действующем законодательстве установлены высокие пороговые суммы по операциям, проводимым организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность, связанным с получением или предоставлением имущества по договору финансового лизинга в наличной форме, связанным с куплей-продажей драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них, в наличной и безналичной формах, а также отсутствуют пороговые операции для товарных бирж.

В результате субъекты финансового мониторинга направляют низкое количество сообщений по вышеуказанным операциям в адрес АФМ. Так, по итогам 2022 года в "Единую информационно-аналитическую систему" в целом поступило 746 314 сообщений о пороговых операциях, из них 1737 сообщений – от микрофинансовых организаций, 431 сообщение – от ИП и юридических лиц, осуществляющих лизинговую деятельность в качестве лизингодателя, 339 сообщений – от ИП и юридических лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них.

Чтобы повысить вовлеченность в антиотмывочную систему указанных СФМ, нужно изменить пороговые значения операций, подлежащих финансовому мониторингу.

Проектом предлагается снизить пороговую сумму для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них с 5 млн тенге до 3 млн тенге.

Пороговые операции лизингодателей планируют снизить до 30 млн тенге.

Для микрофинансовых организаций пороговая сумма составит 5 млн тенге (сейчас – 10 млн тенге), а для ломбардов – 1 млн тенге.

Кроме того, в Законе о ПОД/ФТ отсутствуют пороговые операции для товарных бирж. Для полноценного вовлечения указанной категории субъектов в антиотмывочную систему РК необходимо законодательно установить все необходимые требования по аналогии с другими субъектами. Размер пороговой операции разработчики проекта пока не предложили.

Следующее планируемое нововведение – категорирование лиц, осуществляющих операции с деньгами и иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу. Предлагается нормативно закрепить список в виде унифицированного реестра лиц в группе риска и предоставить АФМ полномочия направлять субъектам финмониторинга (СФМ) соответствующие списки.

Разработчики указывают: "направление АФМ списков клиентов с высоким риском СФМ является сомнительным с точки зрения правомерности, поскольку в отдельных случаях СФМ, в частности, банки второго уровня, ссылаются на соответствующие списки при прекращении деловых отношений с клиентами.

Вместе с тем такие списки не обязывают СФМ прекращать деловые отношения, но могут служить одним их факторов при принятии соответствующего решения. В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), а также во избежание признания судами решений о направлении списков незаконными предлагается наделить соответствующим полномочием АФМ."

Помимо этого в настоящее время в законодательстве отсутствуют нормы, которые бы регулировали направление органами национальной безопасности информации в уполномоченный орган о причастности лиц к преступлениям в сфере ФТ/ФРОМУ, что создает серьезный недостаток в системе взаимодействия между государственными органами.

Предлагается законодательно закрепить обязанность направления в уполномоченный орган информации органами национальной безопасности и иными государственными органами о причастности лиц к преступлениям в сфере ФТ/ФРОМУ.

Следующим нововведением планируется закрепление в Законе о ПОД/ФТ обязательной регистрации СФМ в системе сбора данных о финансовых операциях АФМ вне зависимости от наличия фактов проведения операций, подлежащих финансовому мониторингу.
Так, в настоящее время значительное количество СФМ (к примеру, нотариусы, адвокаты и т.д.) не обязаны регистрироваться в Системе, нет эффективного способа уведомления о различных методиках, рекомендациях, разрабатываемых АФМ. Планируется постепенно довести до 100% вовлечение в процесс финансового мониторинга СФМ.

Кроме того, разработчики предлагают:

  • включить в надлежащую проверку клиента обязанность СФМ по фиксированию сведений о визе иностранца или лица без гражданства при идентификации физического лица;
  • закрепить обязанности СФМ по направлению сообщений о подозрительной деятельности;
  • установить компетенцию АФМ по подготовке и внесению Президенту доклада о ПОД/ФТ на ежегодной основе;
  • ввести административную ответственность СФМ за недостоверное заполнение информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу.

КДРП размещен для публичного обсуждения на портале "Открытые НПА" до 10 октября 2023 года.

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: