Норма в Кодексе о браке и семье признана неконституционной

В Конституционный суд поступило обращение о рассмотрении на соответствие пункту 1 статьи 19 Конституции статьи 65 Кодекса о браке и семье, которая определяет установление национальности ребенка.
Мать ребенка умерла. При жизни она не была документирована. Данные об отце ребенка отсутствуют. На основании имеющихся сведений опекун пыталась внести дополнение в актовую запись о рождении ребенка, чтобы в дальнейшем определить его национальность по национальности родителя, но получила отказ из-за отсутствия подтверждающих документов.
Позднее и суды, сославшись на статью 65 КоБС, решили, что невозможно установить национальность ребенка если не установлена национальность его родителей.
Однако заявитель считает, что статья 65 Кодекса противоречит пункту 1 статьи 19 Конституции, согласно которому каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную принадлежность.
В нормативном постановлении КС указывается, что национальное происхождение представляет собой одну из составляющих индивидуальности ребенка и в силу разных причин и в различной мере может иметь для него существенное значение.
Принадлежность к этнической общности может быть важной с точки зрения как самоощущения, так и осознания причастности к определенным традициям, языку, культуре, образу жизни, месту рождения и проживания. Национальная идентификация позволяет также подчеркнуть важность связи человека с предшествующими поколениями своей семьи, стремление сохранить свой этнос и присущие национальной идентичности признаки в настоящем и будущем.
В документе также говорится, что Конституция не содержит условий или порядка определения, указания или изменения национальной принадлежности. Соответствующие положения об этом закреплены в Кодексе о браке и семье и иных нормативных правовых актах различного уровня.
По мнению Конституционного суда, при решении государственными органами вопросов, связанных с национальностью, наряду с национальностью родителей должны приниматься во внимание в особых случаях и другие обстоятельства и факторы, вызванные различными жизненными ситуациями.
Такие ситуации могут быть связаны, в частности, с тем, что не известны оба родителя ребенка, с отсутствием документов или соответствующих записей в них о национальности родителей (родителя), фактическим воспитанием ребенка лицами, не являющимися его родителями, желанием восстановления подлинной национальности, утраченной в силу различных причин.
"В конкретных ситуациях может учитываться национальность не только родителей, но и дедушек, бабушек и других близких родственников, лиц, фактически воспитывающих ребенка, а также иные объективные и достоверные доказательства национальной принадлежности. Такие доказательства могут содержаться в различных документах, материалах и иных источниках", – говорится в нормативном постановлении.
Конституционный суд указал, что по смыслу Конституции определение национальности связано с самоидентификацией человека, на которой могут сказываться семейные и родственные связи и другие обстоятельства.
Выбор, основанный на национальности родителей, безусловно, является доминирующим, вместе с тем, он не всегда возможен в силу различных жизненных ситуаций (неизвестны родители, отсутствуют сведения об их национальности, ребенок усыновлен либо воспитывался другими людьми и др.). Статья 65 КоБС не учитывает такие ситуации и таким образом не в полной мере отвечает тому, что заложено в Конституции.
Что решил Конституционный суд
Рассмотрев все нормативно-правовые акты, Конституционный суд признал не соответствующей Конституции республики статью 65 Кодекса "О браке (супружестве) и семье" в части ,не предусматривающей иные способы определения и изменения национальности ребенка в случаях, когда родители не известны или не представляется возможным установить их национальность, а также при других жизненных ситуациях, затрагивающих законные интересы гражданина.
В связи с чем правительству республики рекомендовано не позднее шести месяцев со дня опубликования нормативного постановления внести в Мажилис Парламента проект закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РК в соответствии с правовыми позициями Конституционного суда.
Нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории РК, окончательным и обжалованию не подлежит.