Правила предоставления банковских услуг изменились в Казахстане
Фото: pexels
Заголовок документа изложен в новой редакции: "Правила предоставления банковских услуг, раскрытия информации и рассмотрения банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обращений клиентов, возникающих в процессе предоставления банковских услуг".
Положение банка о порядке работы с клиентами содержит:
- процедуры и срок рассмотрения заявления о предоставлении банковской услуги по каждому виду банковской услуги (при необходимости подачи заявления);
- процедуры взаимодействия с клиентом при оказании банковских услуг;
- порядок предоставления услуг лицам с инвалидностью и маломобильным группам населения с учетом требований национального стандарта по доступности отделений финансовых организаций по предоставлению услуг лицам с инвалидностью и другим маломобильным группам населения, а также особенности предоставления услуг лицам с инвалидностью и маломобильным группам населения с участием доверенного лица (новая норма начнет действовать со 2 июля 2026 г. – Прим. ред.).
В правила добавлена новая норма следующего содержания:
На своем интернет-ресурсе банк обеспечивает размещение калькулятора для расчета ежемесячных платежей по банковскому займу с использованием методов дифференцированных и аннуитетных платежей, а также дополнительных методов погашения займа в соответствии с внутренними правилами банка.
Также говорится, что до принятия решения о предоставлении банковского займа банк осуществляет мероприятия, предусмотренные постановлением правления Национального банка РК от 23 декабря 2019 года № 248 "Об утверждении Правил заключения договора банковского займа, в том числе требований к содержанию, оформлению, обязательным условиям договора банковского займа, форм графика погашения займа и памятки для заемщика – физического лица".
По заявлению клиента после полного погашения задолженности по займу банк безвозмездно в срок не более 3 рабочих дней со дня получения заявления представляет в письменной форме справку об отсутствии задолженности.
Внесено дополнение, согласно которому банк изменяет в сторону увеличения тарифы по платежам и переводам физических лиц после уведомления клиента не менее чем за 3 месяца до предполагаемой даты изменения тарифов.
Кроме того, изменился порядок и сроки рассмотрения банком обращений клиентов.
Так, указывается, что срок рассмотрения обращения клиента составляет не более 15 рабочих дней со дня поступления обращения в банк.
В случае необходимости установления фактических обстоятельств срок рассмотрения обращения продлевается на 15 рабочих дней, имеющих значение для правильного рассмотрения обращений. Клиент извещается о продлении срока в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о продлении.
Банк принимает решение о согласии с предложенными изменениями в условия договора банковского займа на срок не менее трех месяцев без требования выплаты комиссий и иных платежей по договору банковского займа при подаче заявления о внесении изменений в условия договора банковского займа заемщиком – физическим лицом:
- относящимся к социально уязвимым слоям населения в соответствии с Законом Республики Казахстан "О жилищных отношениях";
- пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.
Решение о согласии с предложенными изменениями в условия договора банковского займа, заключенного с заемщиком – физическим лицом, указанным в подпункте 1) части второй пункта 1-2 статьи 36 закона о банках, принимается при условии снижения среднемесячного дохода заемщика, рассчитанного за два месяца, предшествующие месяцу обращения заемщика с заявлением, более чем на 30% по сравнению со среднемесячным доходом заемщика, рассчитанным за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу обращения заемщика с заявлением либо назначения адресной социальной помощи.
Постановление вводится в действие с 3 ноября 2025 года, за исключением нормы, которая вводится со 2 июля 2026 года.