Лента новостей
0

Концептуальные предложения в законодательные акты Республики Казахстан, направленные на стимулирование экономики

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 28.03.2014 19:27 Фото: zakon.kz
Юрист

I. Введение

Прежде всего, хотелось отметить то, что я горд, быть гражданином Республики Казахстан, и считаю себя патриотом своей Родины.

Лидер нации и многие другие выдающиеся личности современности, построили и продолжают строить сильное государство, несмотря на сложнейшие экономические и политические факторы. Казахстан достиг больших высот, о которых мечтали наши предки. Многие государства, из стран бывшего союза, стремятся к тому, что мы имеем сейчас - межнациональное согласие, политическая стабильность, возможность работать и зарабатывать на благо своей семьи, продовольственная безопасность и многое другое.

Я реалист, и понимаю, что есть вещи, которые необходимо улучшать и совершенствовать. В нашей стране очень много делается для улучшения качества жизни, но решение данной задачи напрямую зависит от степени конкурентоспособности нашей экономики.

Во все времена экономика являлось основой государства. Не секрет, что в государстве с сильной экономикой - высокий уровень развития таких сфер, как образование и наука, здравоохранение, спорт, обороноспособность, занятость населения. В таком государстве преобладают гражданские права и свободы, а факты коррупции не носят системного характера.

 В этой связи, мною делается акцент на изменение законодательства, направленного на стимулирование экономики, в частности на улучшение инвестиционного климата и способствованию занятости населения.

II. Основная часть

Привлечение инвесторов и трансферт лучших технологий одна из самых важных задач любого государства. Как правило, за счет инвесторов создаются рабочие места, увеличиваются налоговые отчисления в бюджет, необходимые для решения социальных задач. Понятно, что инвесторам важен ряд факторов для открытия производств в определенной стране: налоговый режим, рынок сбыта, политический режим, дешевая рабочая сила, наличие инфраструктуры, логистика и пр.

Инвесторам, осуществляющим деятельность в приоритетных видах экономики (легкая промышленность, обрабатывающая промышленность, машиностроение и пр.) в нашем законодательстве предусмотрен ряд значительных преференций, в том числе существенные налоговые и таможенные льготы. Безусловно, огромная работа в этом направлении приносит свои плоды.

Однако, иностранных компаний, имеющих всеобщее признание и производящих товары под маркой «мировых брендов», не так много, как у наших «крупных соседей». Китай, к примеру, привлекательней с позиции большого рынка сбыта, и где-то за счет более дешевой рабочей силы. На мой взгляд, данные преимущества позволили Китаю, привлечь в свою экономику лидеров продаж в определенных секторах (Apple, Adidas и пр). Кроме того, данные компании создали вокруг себя определенные кластеры и дали импульс развитию малого и среднего бизнеса.

Понимая, что в настоящее время основную прибыль стране приносят компании - недропользователи, вопрос создания производств, производящих востребованные товары, весьма актуален. В этой связи, программа индустриализации, принятая в нашей стране, дальновидна и оправдана на тысячу процентов. Будущее за сильными индустриальными странами. При этом надо понимать, что гиганты мирового бизнеса не заинтересованы делиться лучшими технологиями. Создание максимально комфортного бизнес-климата единственный путь к индустриальной революции.

Таким образом, полагаю, что необходимо принять государственную программу по привлечению «топовых» компаний - лидеров продаж в нашу экономику, своего рода «Дорожная карта привлечения лидеров» (далее - Программа). Данное предложение мотивируется и тем, что в СМИ не редко указываются факты строительства заводов за счет средств компаний с государственным участием, которые впоследствии простаивают в связи с отсутствием заказов либо становятся не рентабельными. С принятием вышеуказанной программы у государства будет выбор в эффективности вложений.

В Программе следует определить принципы взаимодействия, условия привлечения и отбора стратегических партнеров (потребуется создание комиссии на самом высоком уровне), определить источники финансирования. В условия Программы предлагается включить:

1.Лидерам продаж, в дополнение к существующим преференциям, предоставлять гарантированное дешевое государственное финансирование (кредитование) в целях открытия производств на территории нашего государства.

Здесь следует подчеркнуть, что данную преференцию предлагается предоставляться иностранным компаниям - не сырьевого сектора, занимающим лидирующие позиции по объемам продаж товаров в своем сегменте. На мой взгляд, именно объемы продаж товара стратегическим партнерам отражает степень целесообразности открытия какого-либо нового совместного производства. Все понимают, что в ближайшей перспективе мы не сможем самостоятельно производить лучшее в мире компьютеры либо автомобильные покрышки и пр.

Поэтому Компания лидер должна знать, что в случае открытия передового производства в нашей стране, она гарантированно и максимально в короткий срок (очень важно чтобы не было бюрократической составляющей) получит государственный кредит по низкой ставке вознаграждения (надо понимать, что любой банк мира заинтересован в кредитовании компании - лидера). Я думаю, что механизмов в нашей системе предостаточно.

Ограничить количество проектов по количеству специальных экономических зон в Республике Казахстан (далее - СЭЗ), а также связи с наличием там определенной инфраструктуры.

Примерные критерии кредитования:

1)Стратегический партнер по объемам продаж товаров (в определенном сегменте) должен входить в мировую (к примеру) 5-ку (далее - Компании лидеры).

2)Осуществление деятельности на территории СЭЗ согласно приоритетным видам деятельности;

3)Локализация производства товара не менее 70 % (условно) на территории СЭЗ. Данный момент подлежит обсуждению с Компанией - лидером, но искренне хочется, что бы производство не носило характера - «сборки готовых комплектующих»;

4)Минимальный процент иностранных специалистов занятых на производстве;

5)Участие в проекте (в совместном предприятии) казахстанских юридических лиц, конечные бенефициары которых являются резиденты Республики Казахстан, в размере не менее 26 %. В данном моменте размер процентов мотивируется необходимостью принятия решений по вопросам деятельности предприятия, принимающихся квалифицированным большинством;

6)Залоговое обеспечение, помимо имущества, права на технологию (в качестве объекта интеллектуальной собственности);

7)Соблюдение высоких экологических требований на производстве.

2.Иностранным гражданам и гражданам Казахстана, работающим на данных производствах, установить низкую ставку по подоходному налогу. Расчет на то, что бы иностранцам было выгоднее работать/ зарабатывать и тратить в Казахстане (в Европе ставка по подоходному налогу высокая, а уплатив налог в Казахстане, иностранному гражданину не надо будет платить налоги в своей стране за счет межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения).

Дополнительно, можно предусмотреть гражданам Казахстана, работающим в Компаниях лидерах, механизм субсидирования части заработной платы за счет бюджета государства, в целях снижения нагрузки на инвестора.

III. Заключение

Гарантированное финансирование по низким ставкам (фондирование), низкий уровень подоходного налога и, оплаты труда работникам, возможно, будет дополнительными преимуществами в привлечении иностранных Компаний - лидеров. Я уверен, что казахстанские бизнесмены смогут извлечь максимум полезного из предоставленных возможностей.

Преимущество Казахстана в ближайшей перспективе:

1)Создание стабильных рабочих мест и улучшения благосостояния народа;

2)Престиж за счет привлечения Компаний-лидеров, и как следствие приток иных инвестиций;

3)Мультипликативный эффект - развитие малого и среднего бизнеса в регионе, за счет заказов Компаний лидеров, так как гигантов тоже необходимо обслуживать;

4)Получение двойного дохода: проценты от кредитования и дивиденды казахстанских компаний, участвующих в проекте;

5)Гарантии использования средств по назначению, исключение фактов нецелевого использования, как правило, Компании лидеры экономно и эффективно используют полученные средства;

6)Развитие регионов за счет социальной ответственности Компаний - лидеров. К примеру, строительство за счет лидера: детских садов и дворцов спорта и пр.

В долгосрочной перспективе:

1)Получение налоговых отчислений, поскольку СЭЗ создаются на определённый период;

2)Увеличение торгового оборота в рамках Таможенного союза, и в перспективе в рамках Всемирной торговой организации;

3)Становление в качестве мощного индустриального государства.

Предложения, затронутые в настоящей работе, потребует изменений в следующие законодательные акты РК: Закон об инвестициях, Закон о СЭЗ, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: