Лента новостей
0

Казахстанские политологи привели плюсы и минусы при объединении имеющихся областей

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 06.11.2014 16:28 Фото: zakon.kz
Большинство политологов считают, что если укрупнять регионы, то будет только хуже.
Южно-казахстанский архитектор Бахытжан Аширбаев считает, что Казахстану лучше использовать 4 области вместо действующих 14. По его мнению, увеличение регионов за счет объединения сразу нескольких областей даст возможность сохранить целостность страны, уравнять регионы по количеству населения и сократить чиновничий аппарат. Каковы минусы текущей системы деления регионов и каковы плюсы от ухода от действующего административно-территориального деления выяснял «Саясат» совместно с казахстанскими политологами.

Максим Казначеев, политолог: «Если говорить о минусах существующего территориального деления, то конечно, можно отметить то, что регионы очень сильно между собой различаются. С одной стороны есть области с населением 500 тысяч человек, а с другой – есть более крупные области, например ЮКО с населением почти под 3 млн. человек.

Мне представляется, что регионы должны быть сбалансированы по численности населения. Это один из минусов. В таком случае появляется возможность выравнивания, трансферта из бюджета и дотации и так далее. Сейчас велика разница регионов в размерах и из-за этого финансовые потоки неравномерны.

Образование четырех больших макрорегионов приведет к тому, что население и ресурсы будут концентрироваться в административных центрах этих регионов. На мой взгляд, более перспективным является не сокращение количества регионов, а их увеличение, то есть выравнивание по численности населения в сторону уменьшения численности, то есть в Казахстане должно быть, на мой взгляд, не 14 областей, а где-то примерно 20. Именно в этом плане будет обеспечиваться более равномерное распределение бюджетных потоков по территории страны. Я хочу сказать, что, к примеру, львиную долю трансферта из Астаны в Алматинской области получает Талды-Корган. При этом город концентрирует что-то около 10% населения области. Если разделить Алматинскую область на два или три региона, то распределение бюджетных потоков из центра будет приминительно к численности населения для регионов и будет более равномерным. Подобного рода процедуру необходимо проводить со всеми крупными областями страны - СКО, Карагандинской областью, ВКО. Надо идти не в сторону уменьшения, а, наоборот – в сторону увеличения. Тем самым будут формироваться новые точки роста».

Бурихан Нурмухамедов, директор центра национальных исследований: «С одной стороны принцип финансирования бюджетных денег, трансфертов идет по административно-территориальному делению. С другой стороны, укрупнение приведет к уменьшению финансирования определенных регионов. Произойдет перераспределение, что не совсем хорошо для Казахстана. Во-вторых, регионы географически достаточно сильно отдалены друг от друга и поэтому изменения может привести к образованию, наверное, не областей, а к неким «республикам», что в последующем не совсем хорошо может сказаться на ситуации в стране.

В-третьих, у нас есть устоявшиеся региональные элиты, которые у нас ассоциируются с административно-территориальными образованиями, то есть областями. Изменение областей приведет к трансформации региональных элит, что тоже не совсем приятно и полезно. Поэтому нынешний формат более близок к адекватному формату деления.

Однако отмечу, что есть конфликт интересов в рамках географических зон. К примеру, на Сырдарье есть две области – ЮКО и Кызылординская. То есть та или иная область смотрит на развитие региона по-своему. А укрупнение, может быть, снимет такой вопрос. Но мне кажется, что пока рановато говорить об изменениях регионов».

Талгат Исмагамбетов, политолог: «Учитывая историю, географию, дотационный характер регионов, а внутри областей дотационный характер районов, то нынешнее административно-территориальное деление не сказать, что идеально, но оно удовлетворительно во всяком случае.

Если укрупнять регионы, то будет только хуже. Группы районов внутри нынешней области будет теряться в этом гигантском объединении. Будет тяжело, условно говоря, для края  - аймака думать о проблемах Аральского моря (если объединить Кызылординскую, ЮКО, Жамбылскую области) и рисоводах, а также об особенностях трансграничных отношений с Узбекистаном и Кыргызстаном. Одному акимату с такими задачами будет тяжело справляться. Кроме того, не стоит забывать трения между представителями внтутрирегиональной элиты.

В конце 90-х годов была идея укрупнить области – создать аймаки, но потом уже поняли, что это будет опасно. Тогда считали, что объединенный Западный Казахстан будет настаивать на своих особенностях, то же самое можно было бы сказать и о Северном Казахстане. То есть такой подход приведет к худшей ситуации в политико-административном раскладе». 

Расул Жумалы, политолог: «Наверное, тут можно провести параллели с нескончаемыми административными реформами в Казахстане – то есть формирование и расформирование министерств и ведомств, назначение тех же лиц. Как показывает практика, во-первых, это ни к чему прогрессивному и успешному не приводит. Во-вторых, проблема не в том, чтобы постоянно все менять местами, а в том, чтобы постоянно ставить профессионалов.

Аналогичная ситуация с нынешним административно-территориальным делением. Вопрос не в том, чтобы ломать систему, - от этого ничего не зависит, это, скорее всего, устоявшаяся традиция за последние 20 лет. Я не верю, что если области укрупнятся, то что-то изменится. Вопрос в том, чтобы области управлялись профессионалами, исходя из государственных интересов. В укрупнении областей я ничего кроме очередной чехарды, очередного перераспределения и путаницы ничего не вижу. Подчеркну, что суть в том, чтобы во главе областей стояли профессионалы, которые контролируются обществом, а не отдельными чиновниками».

Марат Шибутов, представитель ассоциации приграничного сотрудничества: «Минус в том, что сейчас областей у нас мало. На мой взгляд, то, что убрали Семипалатинскую, Тургайскую, Жезказганскую, Талды-Корганскую области - это было весьма ошибочное решение, которое сказалось на этих регионах и на стране в целом. Я бы еще добавил Аральскую область из южных районов Актюбинской области и северных Кызылординской. Чтобы регион нормально управлялся, он должен быть небольшим. Плюс областной центр всегда является точкой роста за счет своего статуса. Всякие предложения об укрупнении регионов - это экономически неграмотно».

Халил Муканов

Напомним, что в начале ноября главный архитектор ЮКО Бахытжан Аширбаев предложил сократить количество областей в Казахстане. Своё предложение Бахытжан Аширбаев уже послал Нурсултану Назарбаеву. Архитектор считает, что количество областей нужно сократить с 14 до 4. Западный, Южный, Центральный и Восточный Казахстан. Идея не голословна: архитектор представил президенту схемы и расчёты. Главный довод – увеличение регионов за счёт объединения сразу нескольких областей даст возможность сохранить целостность страны, уравнять регионы по количеству населения и сократить чиновничий аппарат. Новый генплан страны заслуженный архитектор Казахстана Бахытжан Аширбаев уже полностью рассчитал.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: