О китайском туристе замолвите слово

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 18.09.2015 22:01 Zakon.kz
Государству и людям пора изменить отношение к туристам и географии их пребывания.

Казахстан уверенно и прочно вошел в кризис, официальные власти призывают затянуть пояса и держаться, а между тем, становится понятным каковы очертания конца нефтяного века. В такие дни все с особым усердием начинают искать, какие же отрасли могут принести доход? И одним из первых кто приходит на ум, то это туризм, передает Zakon.kz.

 

Однако, с туризмом в Казахстане есть закавыка. Его стагнация очевидна. Причем тяжелый застой проистекает не только от объективных факторов, как удаленность страны от мировых океанов, суровый климат, международная неизвестность, слабость сервиса, коррупция государственных органов, сложный бизнес климат и завышенные цены. Но есть и по субъективным причинам, можно сказать психологическим моментам.

Как представляет себе среднестатистический казахстанец (заметим чиновники от казахстанского туризма вполне себе вписываются в эту категорию) иностранного туриста? Вообще, как много манящего в этом слове – «иностранец». Произносить нужно только восхищенно закатывая глаза, цокая языком и прямо чувствуя вожделенные доллары кончиками пальцев.

Ну так вот о стереотипах, турист для казахстанца это строго европеец, можно американец, обязательно говорящий по русский (а то как мы его поймем), но с сильным английским акцентом. Причем не просто белый англосакс, а миллионер, потомственный аристократ, не привыкший считать деньги, а потому сорящий ими направо и налево. Буквально недавно, автору статьи один представитель МИД по имени В., активно доказывал, что иностранные туристы будут с удовольствием снимать вертолеты, чтобы добраться до некоторых казахстанских ущелий. Причем внятно объяснить механизм аренды вертолета в регионах, стоимость, а самое главное мотив зарубежного путешественника это делать, естественно чиновник объяснить не смог. Здравый смысл заменил горящий в глазах фанатичный блеск веры в иностранного туриста.


Кстати, именно под этот стереотип безумного миллионера пытаются соответствовать наши агашки-нувориши, когда устраивают безумные празднества с чудовищным расточительством и показной демонстрацией богатства, как например получившее широкий резонанс разбрасывание денег на вертолете, как это было на одной закрытой вечеринке несколько лет назад. Да что говорить, «казахский понт» уже устойчивое выражение. Причем уровень воспитания и образованности ну никак позволяет понять дорвавшимся до денег агатаям и их отпрыскам, что это поведение на том же Западе квалифицируется не более чем выражением: «из грязи в князи».

Возвращаясь к туризму, то неверное представление целевой аудитории, порождает неверные действия, ложную стратегию, ошибочное позиционирование и лежащий на глубоко на дне туристический кластер. Что кстати печально, так как туризм обладает мультикапликативным эффектом и как правило положительным. Положительные эмоции и знания о стране полученные в ходе туризма, привлекают впоследствии инвестиции, совместные контракты, повышают международный имидж без лишних помпезных трат на грандиозные мероприятия.

Ведь понятно, что никто не будет вкладывать туда где ему все незнакомо, но совсем другое дело приезжать и придумывать проекты там, где правила игры понятны, люди вызывают симпатию, а воспоминания приятную ностальгию.

Но для этого, не нужно идти на поводу у мифов и стереотипов, а понять, кому может быть интересны поездки в Казахстан и предложить именно им уникальное, выгодное и интересное предложение. А таковыми являются прежде всего наши соседи: Россия, Китай, страны Центральной Азии.

Естественно, прочитав эти строки, читатель досадливо поморщил нос, разве это туристы??? Откуда у них миллионы, чтобы удовлетворить высокие запросы казахстанских компаний работающих в сфере услуг?!? Но прежде чем броситься изливать гнев и желчь в комментариях, давайте попробуем рассуждать логически.

Итак, те же россияне давно и успешно ездят во многие регионы Казахстана. Причем представляют интерес как природные зоны отдыха, так и урбанистический вариант. Например, Астана это ближайшая столица для многих российских городов миллиоников, поэтому приехать на пару дней, специальным туром, посмотреть как получилось создать новый город это интересно. И такие туры существуют, хотя естественно носят сезонный характер в связи с климатом Северного Казахстана.

Но есть и зимние достопримечательности, как Медео и Чимбулак в Алматы. Хотя на самом деле в той же Южной столице очень много интересных достопримечательностей как реликтовое озеро Кайынды, Чарынский каньон, Поющий бархан и т.д. Да и другие регионы не бедны. Байконур в конце концов имеет мировую известность. Но, безумие цен, низкий сервис и просто отсутствующая как класс таргетированная реклама значительно снижают возможности. Причем опять же почему, потому что все усилия делают на европейского туриста, который как не ехал, так ехать и не будет.

Но помимо россиян, которых почему-то никто не хочет брать в оборот, у Казахстана прямо под боком находится буквально мировая кладовая туристов. Это Китай, с его стремительно богатеющим населением. Вот на этих строчках конечно тема начинает особо дискуссионный и щекотливый характер. А комментарии скорее всего будут однозначно по принципу «ад и кровь» или «техасская резня бензопилой». Ведь у нашего человека китайский турист ассоциируется только с челночными торговцами со знаменитой алматинской барахолки.

 

Однако не все так просто. Дело в том, что Китай на сегодняшний день стал мировым лидером по выездному туризму. К тому же, число китайцев, предпочитающих отдых за рубежом, постоянно растет. Например, по итогам прошлого года около 110 миллионов китайцев побывали туристами за границей и в сумме потратили на отдых 150 млрд. долларов США.

Вдумайтесь в цифру: 110 миллионов! А еще лучше в цифру 150 млрд долларов. Кстати, наши российские партнеры по Евразийскому союзу уже оценили масштаб возможностей, и китайское направление получило мощную поддержку. Так, например, в России с 2013 года действует программа «China Friendly», целью которой является привлечение китайских туристов, за счет улучшения стандарта качества сервиса туристических компаний, отелей, ресторанов, музеев и магазинов специально для гостей из Китая. В рамках данной программы в российские гостиницы прошли аттестацию на соответствие установленным стандартам приема китайских гостей. А именно, возможность расплачиваться картами китайской системы «China Union Pay», адаптированное под вкусы жителей Поднебесной меню, имеющее в наличие блюда китайской кухни, наличие информации, табличек, вывесок, указателей и др. на китайском языке, бесплатного wi-fi и китайских телеканалов, электрических розеток под китайский стандарт.

К тому же, в России для китайцев разрешены групповые туристические визы, по которым ездят практически 70% туристов. Эффект почувствовался практически сразу, по российским данным, в 2014 году китайские туристы потратили в России один миллиард долларов. При этом в среднем каждый китайский турист тратит за поездку около 2,5 тысяч долларов. Также российские туроператоры предлагают китайцам специальные "красные маршруты" – исторические места, посвященные деятельности коммунистов. Ведь в Китае правящая партия – Коммунистическая. Поэтому, туристам из Поднебесной предлагают посетить такие достопримечательности как "Бункер Сталина", мавзолей Ленина и поучаствовать в процедуре посвящения в «ленинцы».

Больше того, вслед за простым туризмом, среди китайских туристов в России с тал набирать популярность шопинг-туры. Особой популярностью у китайцев пользуются мобильные телефоны, спортивная обувь известных марок, косметика и янтарь. Причем по популярности шоп-туризма для китайцев Россия обогнала Японию, Южную Корею, Таиланд и США. На Красной площади китайская речь уже пару лет как обыденная среди щелкающих фотокамерами туристов.

Да что Россия, даже продвинутая Великобритания борется за китайского туриста с его миллионами. Так, Англия облегчила процедуру получения виз для китайских граждан с 1 июля т.г. Теперь китайские туристы могут попасть в Великобританию и еще 26 европейских стран, получив визы в упрощенном порядке. Причем, с введением новых правил путешественники из Поднебесной заняли второе место по объему расходов в Великобритании, потратив на 45% больше по сравнению с 2014. Как отметил в заявлении прессе директор Visa Europe’s U.K. & Ireland Кевин Дженкинс «Упрощенный визовый режим для китайских граждан уже подтолкнул рост индустрии розничной торговли и туризма»

А что в Казахстане? Ведь Китай для нас также пограничная страна и есть ряд китайских провинций, откуда в Казахстан прилететь значительно дешевле. При этом, наша страна может предложить китайцам не менее интересные туры, как исторические, так и природные, этно-культурные, спортивные и даже коммунистические.

Но у нас пока идет программа «Chinaunfriendly» - то есть тотальная недружественность к китайским туристам. Разговоры о возможности разрешить групповые туристические визы вызывает приступы лютой китаефобии. Устаревшие стереотипы и мифы просто застилают глаза вопреки любому здравому смыслу. Понятно, что нелегальная миграция для Казахстана крайне нежелательна. Но для того и содержится на деньги налогоплательщиков миграционная полиция.

Кстати о полиции. Это еще один отрицательный фактор, так как «оборотни в погонах» не видят разницы между нелегальным мигрантом и добропорядочным туристов, цель у него одна: обобрать до нитки иностранца, запугивая формой которую ему выдало государство. Причем к китайцам люди в фуражках особо пристрастны, что опять же закрывает тему любого туризма. Ибо, какой ненормальный захочет путешествовать по стране, где он жирная мишень для коррумпированных полицейских.

Собственно говоря, вывод достаточно простой, если мы хотим заработать на туристической отрасли и поставить ее на ноги, то нужно государству и людям пора изменить отношение к туристам и географии их пребывания.

Создать специальный номер для туристов, где были бы сотрудники говорящие на английском, а желательно еще на китайском и корейском, куда они могли бы пожаловаться если у них возникли проблемы. Причем не только с криминальными элементами, но и недобросовестными сотрудниками правоохранительных органов.

Запустить собственную казахстанскую программу в «Russiafriendly», «Chinafriendly» и «CentralAsiafriendly». Изучив потребности туристов из основных стран, создать хотя бы пока для них атмосферу безопасности и гостеприимства. Обеспечить необходимой информацией и механизмами защиты. Разработать специальные туры для сибиряков из РФ и шансийцев из КНР, как «Шелковый путь» или «Спортивная Евразия».

Направить рекламу не куда-то на Бибиси или Дискавери, а в близкие нам регионы России и Китая, предложить им качественный отдых за меньшие деньги. Кто-то скажет нереально. Но ему можно предложить съездить в Синьцзян и убедиться какими толпами едут китайские туристы на спецтуры к кочевьям китайских казахов на озеро Тяньчи и др. Автобусы забиты битком желающими посмотреть красоты природы, насладиться казахской кухней, купить малахаи и другие сувениры.

Несколько простых пожеланий уже понятны, китайцы предпочитают платить карточками ChinaUnionPay, кушать рис на завтрак, чтобы в номере были чайники или бойлеры с горячей водой, а в ресторане возможность есть китайские палочки.

Но, нужно понимать, что турист это не только благообразный семьянин, это может быть и персонаж из комедийной передачи «Камеди клаб» с его криками «Тагил». Но к этому вопросу в туристических странах обычно относятся философски, по принципу «чем бы турист не тешился, главное чтобы законов не преступал».

У туристической отрасли Казахстан, конечно, есть и другой путь. А именно, оставаться в плену стереотипов, продолжать жаловаться на жизнь и мечтать о цене на баррель нефти в 150, а лучше 200 долларов.


Фото: viaestvita.org

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: