Принимать женщин на должность машинистов предложили в ГКП "Метрополитен"

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 15.10.2015 23:33 Zakon.kz
Женщины хотят работать машинистами электропоездов.
Ключевые аспекты гендерного равенства в городском транспортном секторе обсудили участники международной конференции, которая при участии ПРООН и ЕБРР прошла в Алматы, сообщает Zakon.kz

Как было отмечено спикерами, доступ к надежному и безопасному городскому транспорту играет важную роль в повышении социального-экономического развития, соединяя женщин, мужчин и их семьи с рабочими местами; объектами образования, бизнесом и здравоохранением. В знак признания преобразующего экономического и социального потенциала городского транспорта, Алматы и другие регионы Казахстана при поддержке Европейского банка реконструкции и развития и ПРООН, выделяют значительные инвестиции для модернизации и улучшения транспортных систем.

Основную проблему обозначила в своём приветственном слове на открытии конференции Гульнара Жумагельдиева, заместитель председателя Федерации профсоюзов РК: «В Казахстане женщины сконцентрированы в традиционно женских сферах медицины и образования. Но новое время создает новые возможности, в том числе и для женщин – постигать новые профессии».

По статистическим данным Кейт Тетли (Kate Tetley), People1st (Великобритания), выяснилось, что компании с более чем 30% женщин-руководителей превосходят те, где женщин-руководителей меньше, чем 20% почти на 8%; присутствие, по крайней мере, одной женщины директора в составе сокращает шансы компании на банкротство примерно на 20%. Кроме того, компании с большинством женщин в своем составе превосходят те, у кого нет сотрудников женского пола, на 56%.

Госпожа Мунхтуя Алтангерел, заместитель Постоянного Представителя ПРООН в Казахстане, акцентировала внимание слушателей на этих цифрах, ведь они показывают, что привлечение женщин в компании может быть не только политически правильным и соответствующим современным тенденциям, но ещё и выгодным для всех заинтересованных сторон. Как отметила госпожа Тетли, «одна из главных задач сегодня – работать с мифами, которые были созданы вокруг профессии водителя – что это работа женщинам не по силам». Кроме того, у женщин в транспортной сфере есть существенное преимущество в сфере налаживания отношений с клиентами: женщина быстрее и легче отреагирует на зарождающийся конфликт и сможет эффективно его урегулировать – это отметила в своём докладе Кирстен Ньюитт (Kirsten Newitt), заместитель директора, Ergon Associates (Великобритания).

На сегодняшний день ситуация с трудоустройством женщин в транспортной сфере Казахстана требует новых решений и подходов. И на конференции международные эксперты представили некоторые из них.

Марин Поншут (Marine Ponchut), специалист компании Kéolis (Франция), крупнейшего оператора в сфере общественного транспорта отметила, что их компания серьезно подходит продвижению гендерного равенства в рамках одной организации, используя «системный подход профессионального гендерного равенства»: привлечение женщин в транспортный сектор, обучение, мотивация и мониторинг. «Вопрос не заключается в том, чтобы «добавить женщин и размешать», скорее он заключается в том, чтобы произошел реальный процесс включенности гендерного равенства в культуру организации, в ее процессы и в сознание людей», - отмечает госпожа Поншут. Интересным решением, которое уже доказало свою эффективность в Великобритании, поделилась госпожа Тетли: программа подготовки «Шаг на автобус», разработанная People1st, единственная выделенная отраслевая программа для женщин, позволяющая применить комплексный подход к обучению и трудоустройству.

Елена Ерзакович, менеджер проекта ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт Алматы» (Казахстан), затронула важную проблему подготовки и привлечения квалифицированных кадров, так как в транспортной сфере Казахстана пока основное внимание уделяется техническому оснащению и модернизации парков, а вот обучение сотрудников остается на втором плане.

На сегодняшний день, по данным старшего советника по гендерным вопросам ЕБРР, Елены Феррерас Каррерас, доля женщин в пассажиропотоке – 60%, и всего лишь 19% женщин в рабочей силе АЭТ и 8% - среди водителей. Из них - 67% водители трамваев, 28% водители троллейбусов и всего 2 чел - водители автобусов.

Поэтому очень важны такие инициативы как совместный проект ЕБРР и Алматыэлетротранс (АЭТ) по продвижению равных возможностей, в результате которого AЭT сформировал первую женскую бригаду водителей на базе троллейбусного парка в 2014 году и трудоустроил своих первых женщин-водителей автобусов в 2015 году и улучшил условия их труда. Численность женщин на уровне руководства увеличилось с 19% до 28%. Численность женщин начальников смен/колонн увеличилось с 7% до 13%. АЭТ также наняли первых женщин инженеров в сфере технического обслуживания и назначена женщина на должность главного специалиста по безопасности дорожного движения. В дальнейшем планируется создание женской бригады на автобусном маршруте, но пока это затруднено в связи с ужесточением требований по получению водительских удостоверений категории D на законодательном и практическом уровне. При этом, сами женщины водители рассказали, что водить автобус им гораздо легче чем троллейбус.

Важное предложение в ходе конференции поступило от представителей КГП «Метрополитен»: «В Постановлении Правительства № 1562 от 31.12.2013 г. в подразделе 1.22 раздела №1 указано, что женщинам запрещено занимать должность машиниста дизельпоезда, тепловоза и электропоезда. Вместе с тем, в КГП «Метрополитен» обращаются женщины, которые хотят работать машинистами электропоездов. В настоящее время все составы предприятия работают благодаря автоматизированной системе, то есть при вождении поездов практически не нужна физическая сила. В связи с этим, КГП «Метрополитен» предлагает рассмотреть возможность принятия на работу в качестве машинистов поездов женщин».

На конференции были затронуты вопросы безопасности пассажиров городского общественного транспорта. В своём выступлении Энди Бартлетт (Transport for London) уточнил, что в Лондоне 1 из 10 пассажиров общественного транспорта испытывал домогательства, при этом лишь 5% переживших нежелательное сексуальное поведение в транспорте решаются сказать об этом. Экперты ЕБРР отметили, что вопросы безопасности на транспорте должны рассматриваться в комплексе, начиная с выхода из дома, дизайна остановочных комплексов и наличия тревожных кнопок в транспортных средствах.

Таким образом, в ходе международной конференции «Гендерное равенство и городской устойчивый транспорт в Казахстане» было определено, что системы городского пассажирского транспорта должны работать на благо как женщин, так и мужчин. Если дизайн, планирование и предоставление услуг городского пассажирского транспорта основываются на понимании различных нужд и потребностей мужчин и женщин – это приводит к повышению качества обслуживания всех пользователей: женщин, мужчин, детей.

По результатам конференции были выработаны рекомендации и методики по планомерному решению гендерной проблемы в системе городского транспорта, которые переданы в МВД РК, Федерации профсоюзов РК и Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан. Международным экспертам была также предоставлена возможность ознакомиться с работой алматинского метрополитена и автобусным парком.

Как отметила госпожа Мунхтуя Алтангерел: «Расширение прав и возможностей женщин для эффективного участия в жизни общества является одной из крупнейших инвестиций Казахстана, или любой другой страны, и может позволить этой стране достичь устойчивого экономического роста и построить стабильное будущее».


Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: