С.Перов: Антикоррупционная служба активно расширяет практику согласительного производства
Zakon.kz
За 1,5 года заключением сделки о признании вины окончено 63 дела или 7,6% от общего числа завершенных дел.
В последнее время Национальное бюро по противодействию коррупции активно применяет на практике процессуальное соглашение, заключаемое между прокурором и подозреваемым, обвиняемым или подсудимым на соответствующих стадиях уголовного процесса. Подробно об этой практике Zakon.kz рассказал руководитель Следственного департамента Антикоррупционной службы Сергей Перов.
«Процессуальное соглашение широко применяется в развитых странах, где его называют «сделка с правосудием». Причем в США, благодаря этой процедуре разрешается более 90% уголовных дел. Оно может быть заключено в форме сделки о признании вины или соглашении о сотрудничестве, - рассказал руководитель департамента. - Сделка о признании вины может заключаться по преступлениям небольшой, средней тяжести либо тяжким преступлениям – в случае согласия всех заинтересованных сторон. Но заключение процессуального соглашения не освобождает обвиняемого от имущественных претензий потерпевшего».
По его словам, в Казахстане подобная практика применяется уже полтора года. Она призвана упростить досудебное производство, снизить нагрузку на следственный аппарат и судебный корпус, сократить тюремное население.
За это время заключением сделки о признании вины окончено 63 дела или 7,6% от общего числа завершенных дел.
«Ярким примером эффективного применения сделки о признании вины является уголовное дело в отношении бывшего Председателя Правления АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» Талгата Ермегияева и других лиц, где из 23-х подсудимых по коррупционным преступлениям 12 воспользовались такой возможностью. В результате, при возможном назначении наказания от 7 до 12 лет лишения свободы, пятеро получили от 1,5 до 3 лет, остальные осуждены к наказанию не связанному с лишением свободы», - поделился С.Перов.
Кроме того, Антикоррупционная служба активно применяет на практике досудебное расследование.Оно применимо по делам о правонарушениях, наказание за которые не превышает 12 лет лишения свободы. При этом лица совершившие их должны признавать вину, не оспаривать доказательства, характер и размер причиненного вреда.
«Ускоренное производство не применяется по особо тяжким преступлениям, а также к несовершеннолетним и лицам не способным самостоятельно реализовать свое право на защиту, не владеющим языком судопроизводства, и обладающим иммунитетом от уголовного преследования, - пояснил глава следственного департамента. - В ранее действовавшем УПК этот институт был известен как «упрощенное досудебное производство» и достаточно широко применялся на практике. В новой редакции изменилось название и увеличился срок расследования с 10 до 15 дней».
Он отметил, что анализ уголовных дел оконченных в форме ускоренного досудебного производства показал, что в основном оно завершается в установленный законом срок 15 суток.
Так, в Атырау с поличным были задержаны два руководителя областного уровня по делам обороны, которые в январе получили взятку в размере 70 тыс.тенге за незаконную выдачу военного билета.
Уголовное дело завершено в течение 9 дней заключением сделки о признании вины. Военным судом виновные осуждены за групповое взяточничество к штрафу в размере 4,9 млн. тенге каждый, с конфискацией имущества, лишением воинских званий и пожизненного права занимать должности на государственной службе.
Также изобличенный в получении взятки в сумме 35 тыс.тенге госавтоинспектор ДВД Карагандинской области в результате признания вины и заключения процессуального соглашения осужден к штрафу в размере шестидесятикратной суммы взятки - на 2,1 млн. тенге.
По его словам, внедрение институтов ускоренного досудебного производства и процессуального соглашения стало «эффективным средством в решении задач уголовного процесса по сокращению времени, затрачиваемого на расследование преступления и рассмотрения его в суде».
«Их применение позволило минимизировать уровень нарушения прав и законных интересов обвиняемого, заявителя, очевидцев, за счет сокращения числа граждан попадающих в орбиту уголовного судопроизводства. Органы антикоррупционной службы ориентированы на расширение практики применения данных институтов и повышение эффективности расследования», - подчеркнул С.Перов.
Он отметил, что большинство выявленных Антикоррупционной службой преступлений составляют взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями и служебный подлог.
Всего с начала года за коррупцию привлекается 430 лиц, в том числе 11 руководителей республиканского, 26 областного, 46 городского и районного уровней.
Принимаются меры по пресечению фактов системной коррупции, когда имеют место сговор и устойчивые коррупционные схемы получения взяток и хищения бюджетных средств.
К примеру, в Атырауской области пресечена преступная деятельность руководителя Управления государственной инспекции труда Ишай и его заместителя Даулетьярова, которые на системной основе получали взятки за регистрацию и выдачу разрешительных документов лицам, прошедшим обучение по безопасности и охране труда.
В отдельный приоритет деятельности антикоррупционной службы выделена защита прав субъектов малого и среднего бизнеса от незаконного вмешательства со стороны должностных лиц государственных органов.
Каждый сигнал предпринимателей о незаконных действиях в их отношении находится под особым контролем.
Так, в Западно-Казахстанской области предан суду руководитель Департамента по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Разов, получивший взятку в виде материальных ценностей (два ноутбука и офисная мебель) на общую сумму более 250 тыс. тенге от субъекта естественных монополий за общее покровительство и невмешательство в предпринимательскую деятельность.
Вместе с тем усилена работа по пресечению лжепредпринимательства.
«Как известно, значительные объемы похищаемых бюджетных средств обналичиваются через счета лжепредприятий. Незаконные схемы зачастую реализуются не без участия должностных лиц, которые призваны противостоять такой преступной деятельности, - рассказал С.Перов. - Так, в Алматы пресечена незаконная деятельность руководителей отдела ДГД г.Алматы Вольф и УГД Медеуского района Сабалиевой, которые создав ряд лжепредприятий, на протяжении нескольких лет незаконно обналичивали денежные средства».
Руководитель департамента также напомнил, что действует Саll-центр антикоррупционной службы с единым номером 1424, куда любой житель страны может обратиться с сообщением о коррупционных правонарушениях, а также получить исчерпывающую правовую помощь.
Астана
Ермегияев Талгат
Актау
Актобе
Алматы
Атырауская область
Западно-Казахстанская область
Казахстан
Карагандинская область
Кызылорда
Семей
Поделиться новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript