Денис Кривошеев: По Алматы передвигался не Премьер-министр, а топ-менеджер АО «Казахстан»

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 22.08.2016 18:43 Zakon.kz
В Алматы Масимов искренне улыбался и жал руку только нашим чемпионам, их тренерам и родителям.
Если хотим денег, госзаказа, участия в тендерах и прочих ништяков, придется терпеть неудобства.

Для любителей приключений Гарри Поттера не составит труда вспомнить сценку их третьей части об «Узнике Азкабана». В самом начале книги, когда до отъезда в школу у детей еще полно времени, у дяди Вернона происходит важное событие, он ждет на званый ужин нового партнера фирмы, называя этот день самым важным в его карьере. Вся семья готовится, репетирует, что каждый будет делать, чтобы произвести положительное впечатление на особенного гостя.

Так, двоюродный брат Гарри - Дадли при параде должен встречать гостей у парадной и проводить в гостиную, где их уже ждала бы тетушка Петунья. Сам дом блестел от чистоты. Не то, чтобы всегда в доме был беспорядок, напротив, в доме Вернонов было уютно и чисто, заботливые женские руки прибирали все быстро и четко, но в этот день все выглядело как-то по-особенному, напоказ что ли. Что касается Гарри, в этом спектакле ему отводилось особая роль - сидеть наверху и не мешать. Естественно, у юного волшебника, с которым происходят приключения, не получилось выполнить наказ дяди, и ужин был испорчен.

Визит Премьер-министра в любой город страны - событие не менее важное, чем дорогие гости в доме. К его приезду готовятся, моют, чистят, белят, красят, ремонтируют фонтаны, разгоняют нежелательных элементов, готовят самое вкусное и демонстрируют самое лучшее, потому что надеются заключить «самую лучшую сделку в жизни». Кому-то нужно закончить реконструкцию ТЭЦ, кому-то нужны деньги на строительство и ремонт дорог. Кто-то просит деньги на инновации, а кому-то нужно 4 триллиона тенге на реализацию генерального плана развития города до 2030 года. Ради таких денег стоит прибраться и приготовить вкусный ужин. Последнее это, кстати, про Алматы.

Южный мегаполис просит по 300 миллиардов в год, помимо прочего. Говорят, что с 2001 года здесь построены 28 развязок на 300 миллиардов тенге, сегодня необходимо строительство еще трех на сумму 41,9 млрд: Рыскулова-Емцова, Рыскулова с Кульджинским трактом, Аль-Фараби-Ремизовка, не говоря уже о других крупных пересечениях типа Северного кольца на Кульджинке.

Нужно закончить новые станции метро «Сарыарка» и «Достык». Необходимо что-то решать с сейсмоустойчивостью города - исходя из недавних прогнозов спасателей, Алматы вместо города-сада может стать городом-кладбищем. Есть экологическая катастрофа, о которой не говорят вслух и много других проблем, таких, как перенаселение и нехватка ресурсов для проживания такого количества людей.

Да, все это время народ словно Гарри Потер вынужден сидеть по комнатам, со своими волшебными существами, но это не желание гостей. По их просьбе, улицы не перекрываются полностью, только по ходу движения. Встречный транспорт идет беспрепятственно. Это, кстати, нарушает предписание Комитета национальной безопасности о защите государственных лиц на время желтого уровня террористической угрозы, который продлен аж до января 2017 года.

При этом сложно сказать, почему местные органы власти боятся встречи больших чиновников с так называемым неподготовленным народом. Может, потому, что те могут испортить впечатление от благостной картинки развития региона. Может, потому, что не все гладко, как пытаются продать, но рассчитывать на то, что тот же Премьер-министр не знает истинного положения дел в экономике и социальной сфере того или иного региона, я бы не стал. Не только нам, активным пользователям социальных сетей, им это тоже не чуждо и это можно утверждать на сто процентов. Есть чиновники, которые делают это открыто, через собственный аккаунт. Кто-то скрывается за никами, но узнать, что говорят об акиме, о ситуации в городе или области, достаточно просто.

Изливался интернет и тогда, когда Карим Масимов только собирался в Алматы и когда был там, и когда уехал. Вполне вероятно, что Премьер успел прочитать мнение о происходящем в сети, поэтому холодно реагировал на все мероприятия, кроме встречи с олимпийцами в строящемся ледовом дворце. Только там Премьер искренне улыбался и жал руку всем нашим чемпионам, их тренерам и родителям. Ни так называемый завод по производству лампочек, ни сам СЭЗ «ПИТ «Алатау» главу правительства не заинтересовали, что, впрочем, неудивительно. Даже министры ходили и недоумевали - что показывает аким крупнейшего города в стране?! Недостроенный ангар с якобы уникальными энергосберегающими технологиями или сборочное производство световых приборов, которых в Казахстане десятки? Красивыми презентациями бюджет не наполнишь, Алматы нужны по-настоящему прорывные проекты, достойные статуса, а такие малые предприятия, они интересны, конечно, но погоды не делают.

Вообще зачем Бауыржан Байбек повез главу правительства в СЭЗ «ПИТ «Алатау», не понятно. Самый спорный проект, пожирающий гигантские деньги, и, чаще всего, работающий как источник снижения налогового давления. Возможно, этот объект был просто по пути в «Байсерке Агро» и появилась возможность попросить денег на дальнейшее его развитие. Ведь еще год назад Ахметжан Есимов говорил о выделении сюда почти трехсот миллиардов тенге и с тех пор ни слуху, ни духу. Либо и правда аким видит вторичные стартапы источником роста для бывшей столицы…

Особое, пожалуй, самое важное мероприятие в Алматы, это поездка в микрорайон Шанырак. Со времен событий прошло немало времени. Эта часть города обрела цивилизованный вид, все заасфальтировано и, причем давно. Построены школы, говорят, теперь с самым большим количеством выпускников-медалистов, все дома и земли узаконены, но напряжение осталось. Оно чувствовалось. В каждом слове, в каждом движении. Теплые слова ветеранов, с которыми общался Масимов, лишь слегка сглаживали это чувство.

Были совещания с предпринимателями и банкирами, но они не оставили и следа. На первом были слова и пожелания, но очевидно разочарование в способности адекватно оценивать ситуацию бизнесом. Банкиры были лаконичными, доклад Акишева и пара замечаний от НПП по перераспределению денег на целевые программы по развитию бизнеса позволили закончить церемонию менее чем за полчаса. Это если вкратце.

А если оценивать, то мнение экспертов, что бизнес в стране похож на кисейную барышню, которой все не так, вполне имеет основание. Полтора часа представители бизнеса в Алматы рассказывали, что им мешает быть успешными. Оказалось, конкуренция. Как говорится, немая сцена. После четверти века развития, бизнес фактически требует социализма. Государство должно позаботиться обо всем, включая заказы, инвестиции в инновации и инфраструктуру. Это, кстати, звучало не только на этом совещании. Это было и в Усть-Каменогорске, и в Павлодаре, и в Актау - везде, где бизнес рассказывал о требах. На одном из совещаний, олигарх и угольный промышленник Александр Машкевич договорился до того, что расходы на топливо, которое в секторе чрезмерно высоко, в зачет по налогам нужно ставить дважды и гордо прошествовал на место.

На другом совещании говорили, что субсидии нужно наращивать, несмотря ни на что. А это «несмотря» - это про обязательства по ВТО, согласно которым государство не сможет уже в следующем году поддерживать прямо программу «Казсодержания» и многие другие проекты, костыли отечественного предпринимательства. Были, конечно, вопросы по делу, например, унификация сертификатов с Китаем, но об этом говорят уже не один месяц, и повторяться не стоит.

Даже представитель туристского бизнеса разочаровал. Вместо того, чтобы коротко сказать, что нужно, он путано минут тридцать блуждал по дебрям и к выводу так и не пришел. Вместо короткого требования открыть небо для конкуренции, рассказ о сложностях коммуникаций. Вместо требования решить вопрос с отменой виз для всех стран ОСЭР и прочих входящих 50 развитых, рассуждения о сложностях работы миграционных служб. И так далее.

Но удивили представители легкой промышленности, предложив ввести запрет на экспорт необработанного сырья. Нет, цель благая, развитие отрасли, но если за столько лет продавать за границу оказывается выгоднее, чем оставлять здесь, то протекционизм тут излишен и вопросы к самой промышленности и ее реальной необходимости в стране.

В конечном итоге, любой визит для обывателя запоминается пробками, а не новостями. Все жители городов недоумевают, какой толк от таких поездок и приводят в пример США и Европу. Мол, там, в цивилизованных странах, премьеры и президенты по полям не ходят. Но дело в том, что в этих самых странах государство не является главным заказчиком всего и вся.

Посмотрите на структуру страны. Экспорт нефть и полезные ископаемые, в добыче которых в лучшем случае задействованы 300-400 тысяч человек. А остальные? Все зависят от госзаказа, напрямую или косвенно. Проведи сегодня приватизацию, страна встанет, как встала в 1993 году, после обретения экономической независимости. Так что по городу передвигается не Премьер-министр, а топ-менеджер АО «Казахстан». Он проверяет, как вкладываются деньги, насколько эффективно, и сколько еще государству нужно добавить, чтобы задействовать в системе как можно больше людей. Эффект?

Не думаю, что он кого-то интересует. Большинство проектов можно было не делать, заводов не строить, но тогда мы получили бы миллионы никому не нужных людей, которые пополнили бы либо армию мигрантов, либо армию экстремистов. Верность подобных утверждений можно оспорить, но, думаю, и слепому видно, что уменьшение госзаказа почти мгновенно приводит к увеличению экстремизма. Так что, если хотим денег, госзаказа, участия в тендерах и прочих ништяков, придется терпеть неудобства.

Кстати, Байбек так и не предложил Премьеру ни видения, ни способов борьбы с пробками, загрязнением воздуха и улучшением общественного транспорта, зато он увидел необходимость уплотнять Алматы. Это к вопросу о землетрясениях и кончающихся ресурсах - тепловых, водных, канализационных…

Денис Кривошеев специально для Zakon.kz

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: