Для ресоциализации осужденных Казахстану нужно предоставлять им жилье

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 06.09.2016 23:10 Zakon.kz
«Первый вопрос с которым сталкиваются заключенные во время освобождения «где я буду жить?»...И в стратегическом документе существует ответа на этот вопрос нет» - Айткен.
В представленном сегодня в Астане проекте по реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы не хватает четких формулировок. Помимо этого, документ не отражает реальных проблем заключенных. Об этом сегодня в ходе круглого стола заявили ряд зарубежных экспертов, среди них эксперт пенитенциарной реформы в Великобритании Джонатан Айткен, передает корреспондент Zakon.kz.

По его словам, основная эмоция заключенных перед выходом на свободу не радость и желание увидеть родных, а страх, нервозность и переживание за то, как они смогут оправдать или использовать свой второй шанс в жизни. И это, по словам эксперта достаточно серьезная эмоциональная нагрузка, справится с которой может далеко не каждый. А потому, для эффективной работы с освободившимися из мест лишения свободы людьми, эксперт предложил взглянуть на ситуацию их глазами, ответить на их основные запросы и решить главные проблемы, мешающие успешной социализации.

«Первый вопрос с которым сталкиваются заключенные во время своего освобождения, это «где я буду жить?» - рассказал Айткен. - Некоторые знают ответ на этот вопрос, кто-то будет жить с семьей, или может быть они договорились как-то с друзьями, но большинство не имеет представления о том, где они будут жить. А это основная потребность всех людей, которые начинают новую главу своей жизни. И в стратегическом документе существует ответа на этот вопрос нет».

Айткен и другие иностранные эксперты предложили Казахстану в этой части обратить внимание на опыт Германии, где существует так называемое «переходное жилье» для бывших заключенных, в котором они проживают до 6 месяцев, пока не устроятся на работу.

«Для успешной реабилитации нужно задать прежде вопрос, «что освобожденный будет делать в первые 4 дня, в первые недели, где он будет жить?» И конечно же немецкий опыт можно принять во внимание, мне интересно насколько здесь акиматы могут брать на себя эту ответственность? Я думаю, что какая-то ответственность есть, но я не слышал здесь, чтобы акиматы делали какое-либо заявление, в котором они взяли бы на себя ответственность за предоставление жилья, всем этим людям, кому представился второй шанс в жизни» - прокомментировал эксперт.

Второй вопрос, озвученный спикеров «сможет ли человек получить работу?».

«Я услышал в выступлении Мейрама Аюбаева вопросы стигматизации для бывших заключенных, - сказал Айткен. - В Англии, мы прошли этот этап, потому-что на начальном уровне собеседования люди у нас не обязаны говорить о своих тюремных заключениях, так им дается шанс на трудоустройство. Здесь же, когда я спрашивал директоров тюрем о дальнейшем трудоустройстве заключенных уже обученных определенным специальностям, внятных ответов не услышал».

Помимо этого, иностранный эксперт обратил внимание казахстанских чиновников на необходимость разработки института наставничества для освободившихся.

«Первый день выхода на свободу он очень важен. Люди выходят из тюрьмы со смешанными чувствами, кто-то может случайно напиться, кто-то может на ранних этапах совершить глупость. Поэтому я думаю, что стоит задуматься об аспектах, не указанных в стратегическом документе. В том, числе, это вопрос наставничества, - отметил он.

- Это может быть в своем роде старший брат, друг, кто-то из бывших заключенных, офицер пробации. Они могут быть своего рода советчиками, консультантами. Они должны быть теми, кто скажет: «Постой! Не выпивай эти 3 рюмки водки если ты только вышел на свободу!», людьми способными вовремя дать разумный совет, вроде: «Не торопись, посмотри на возможности». Многие из вас представляют различные ведомства, министерства, НПО и вы все являетесь частью общества, которое должно помогать, конечно, если эта стратегия будет работать, найти почву под ногами этим заключенным».

Однако он отметил, что из его личного опыта, общество слишком лениво, а потому мало чего делает в этом направлении.

Айткен также поделился последним открытием судебной системы Великобритании.

«Основная задача тюрем состоит в первую очередь в том, чтобы защитить общество от нарушителей, во-вторых наказать виновных, но третья задача, это реабилитация заключенных, чтобы они не совершали подобных преступлений, чтобы не было рецидивов. И вот эта третья задача, для нас является слабой областью. И вот этому посвящена наша встреча сегодня. Не только Казахстан с этим сталкивается, мы все понимаем, что это важный аспект. Я вам упомянул несколько аспектов на которые стоит обратить внимание, но это далеко не все, о чем нам стоит позаботится» - закончил эксперт свою речь.

Татьяна Ковалева, Астана
Фото с сайта severpost.ru

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: