Доклад Министра энергетики РК Каната Бозумбаева с отчетной встречи перед населением (г. Астана, 1 июня 2017 года)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 10.06.2017 16:55 Фото: zakon.kz

Доклад Министра энергетики РК Каната Бозумбаева с отчетной встречи перед населением

(г. Астана, 1 июня 2017 года)

 

 

Құрметті жиынға қатысушылар!

Облыстар мен Астана, Алматы тұрғындары!

 

Министрліктің кезекті халыққа есеп беру кездесуіне қош келдіңіздер. Уақыттарыңызды бөлген үшін алғыс білдіремін. Бүгін энергетика саласында атқарылған жұмыстарды талқылап және алдағы перспективалар туралы айтатын боламыз.

Энергетика министрлігі жұртшылықпен бұдан әрі тығыз байланыста жұмыс жасауға және қоғаммен келісілген маңызды шешімдер қабылдауға аса мән береді.

Осы кездесуде министрлік жұмысының негізгі бағыттары, отын-энергетика салаларын дамытудың басты индикаторлары, жетістіктер және болашақ жоспарлар, сондай-ақ экология мәселелеріне тоқтаймын. Сіздердің сұрақтарыңызға толық жауап беруге тырысамын.

Баршаңызға мәлім, Министрлік мұнайгаз және мұнай-газхимиялық, электрэнергетика, қөмір және атом пайдалану салаларына және қоршаған ортаны сапасын жақсарту бағыттарына жауапты мемлекеттік орган.

Құрметті қауым, былтырғы жылы біздің кездесуімізде Министрліктің қызметін талқылап келесі мезгілге жұмысының басымдықтар мен міндеттерін ортаға салдық. Сондықтан, істелген жұмыстарды және нәтижелерді туралы толығырақ атап өтемін.

Уважаемые участники, если не возражаете, начнем с нефтяной отрасли

В начале 2016 года, ввиду негативных тенденций, вызванных резким падением цен на нефть, и в целях недопущения снижения уровня добычи нефти и стабилизации работы нефтедобывающих компаний нами были предприняты следующие меры:

- утвердили плавающую ставку экспортной таможенной пошлины с учетом мировой цены на нефть;

- 11 компаний получили льготы по налогу на добычу полезных ископаемых;

- индивидуально работали с предприятиями и максимально решали их наиболее проблемные вопросы (штрафы, отчисления, разрешения).

Благодаря этому по компаниям был превышен план на 2,5 млн. тонн (наибольшие объемы добычи были обеспечены на месторождениях Атырауской, Мангистауской и Западно-Казахстанской областей).

На прошлой отчетной встрече было обещано, что в конце 2016 года будет запущен Кашаган. Это обещание выполнено: после 3-х лет ремонтно-восстановительных работ уникальное месторождение успешно запущено в октябре прошлого года и буквально за 2 месяца - ноябрь-декабрь, на нем было добыто около 1 млн. тонн нефти.

Сегодня технологическое оборудование на месторождении работает в стабильном режиме, и в этом году планируется добыть более 5 млн. тонн нефти и 3,1 млрд. м3 газа (за 4 месяца т.г. добыча составила 2,27 млн.тонн нефти и 1,39 млрд. м3 газа).

Таким образом, в 2016 году был достигнут объем добычи в 78 млн. тонн при плане 75,5.

Тем самым, был задан тренд по стабилизации уровня добычи нефти с дальнейшим увеличением. В этом году планируется добыть более 81 млн.тонн.

Справочно: Позиция по ОПЕК

Как Вы знаете, мы присоединились к инициативе ОПЕК по снижению уровня добычи нефти, чтобы стабилизировать мировую цену на нефть.

Как и ранее заявлялось, мы выполняем принятые обязательства перед ОПЕК. Добыча нефти в стране составляет в среднем 1,7 тысяч баррелей в сутки, при этом последние два месяца наблюдался небольшой рост. В мае-июне намечается снижение уровня добычи и в целом по полугодию обязательства будут выполнены полностью.

 

25 мая текущего года в Вене участники встречи ОПЕК договорились продлить существующий уровень снижения в мире на 1,8 млн баррелей в сутки. Срок соглашения будет действовать 9 месяцев, начиная со второго полугодия 2017 года.

Со стороны Казахстана, мы продолжим выполнять свои обязательства по сокращению добычи на 20 тысяч баррелей в сутки от ноября 2016 года. При этом, в ноябре 2017 года возможен будет пересмотр условий по обязательствам с учетом конъюнктуры на мировом рынке нефти.

 

Основной прирост объемов добычи нефти будет обеспечиваться на счет месторождений Тенгиз, Карачаганак, Кашаган.

Вместе с тем, прогнозируется снижение объемов добычи на средних и небольших месторождениях с 36 млн. тонн в 2016 году до 33,2 млн. тонн в 2020 году.

Этот вопрос приобретает особую значимость в свете того, что именно средние и небольшие месторождения являются основными поставщиками нефти на внутренний рынок.

При этом, в нефтегеологоразведке наблюдается недостаточный уровень инвестиций, который нарушает необходимое соотношение между объемами добычи и приростом запасов.

При общем приросте запасов за последние три года в 196 млн.тонн, прирост в результате переоценки составил 126 млн. тонн, а по результатам разведки только 70 млн.тонн или 36%.

Чтобы стимулировать развитие сферы недропользования, в том числе геологоразведку Министерством разработаны кардинальные нормы по упрощению административных процедур в недропользовании в проекты Кодекса о недрах и Налоговый кодекс.

В Кодексе о недрах предложено:

- упрощение получения права недропользования, такие как аукцион по заявлению, 2 вида контрактов - «разведка и добыча» и «добыча», сокращение правовой и экономической экспертиз

- внедрение международной системы отчетности по запасам

- устранение административных барьеров: сокращение перечня базовых проектных документов, исключение отдельных разрешений, сокращение процедур и сроков рассмотрения документов

В Налоговом кодексе нормы по минимизации налогов:

- вычет расходов на геологоразведку за счет другого контракта на добычу повлечет снижение расходов по налогам на прибыль и на сверхприбыль

- отмена бонуса коммерческого обнаружения

- для глубоких месторождений (свыше 5000 м) и морских проектов отмена спецплатежей недропользователей и переход к налогу на финансовый результат.

Для новых контрактов на разведку будут отменены обязательства по обучению, НИОКР, отчислениям на социальное развитие регионов, исторические затраты.

Кодексы планируется внести в Парламент в сентябре этого года. Проработанные меры позволят активизировать работы не только по проектам на суше, но и по морским проектам, таким как Хазар, Сатпаев, Жамбыл.

В целом, минимальный дополнительный объем ежегодных инвестиций в нефтегеологоразведку должен составлять около 800 млн. - 1 млрд. долларов США. И это наша амбициозная задача.

В свою очередь, активизация работы нефтедобывающей отрасли стимулирует развитие нефтесервисного сектора. Как известно, на практике 1 рабочее место в нефтедобыче создает 4-5 рабочих мест в нефтесервисе.

В условиях прошлогоднего спада производственных показателей нефтедобывающих компаний Министерство усилило работу с нефтесервисным сектором для его поддержки. Сегодня поддержка осуществляется активно всеми возможными ресурсами, начиная с проведения форумов и семинаров с участием крупных операторов Кашаган, Тенгиз, Карачаганак до заключения меморандумов, соглашений, создания совместных передприятий. Для нефтесервиса создаются все условия, чтобы поднять свой профессионализм, квалификацию, стать конкурентоспособными.

Экономически и социально важным, в том числе и для отечественного нефтесервиса является Проект Будущего Расширения Тенгиза.

Как мы обещали, нами было форсировано принятие инвестиционного решения по финансированию Проекта ПБР и в ближайшие годы прогнозируется рост инвестиций в разведку и добычу благодаря его реализации, который принесет мультипликативный тройной эффект: рост добычи нефти, создание не менее 20 тыс. рабочих мест и инвестиции в страну, не менее 32% от общей стоимости проекта ($38 млрд.) или $12 млрд. в ближайшие 3-5 лет будут потрачены на казахстанские товары, работы и услуги.

В рамках проекта ПБР в этом году запущена совместная программа Тенгизшевройла и Европейского банка реконструкции и развития по поддержке бизнеса, направленная на помощь предприятиям стать потенциальными поставщиками Тенгизшевройла и стимулировать их доступ к ноу-хау и финансам.

ТШО выделил полмиллиона долларов на Программу и уже 18 казахстанских компаний получили профессиональные услуги отечественных и международных консультантов по внедрению международных стандартов и сертификации, улучшению качества товаров и услуг.

На Карачаганаке мы видим успешные примеры создания партнерства и консорциумов:

- партнерство Атыраунефтемаш и William Hare (Великобритания) по производству стальных конструкций;

- консорциум ТОО «Weatherford-CER» по проведению газового каротажа;

- консорциумом АО «Казбургаз» и «Шлюмберже Лоджелко Инк.» по обслуживанию нефтепромысловых труб.

При содействии Министерства подписано соглашение о техническом сотрудничестве между компанией ABB (Швейцария) и ТОО «Ural Electric» для освоения выпуска электротехнического оборудования под брендом ABB в городе Уральске.

22 мая т.г. подписан Меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества по развитию нефтегазового машиностроения между КарачаганакПетролеум, Акиматом Западно-Казахстанской области, национальной компании «СПК «Орал» и машиностроительными предприятиями региона.

На Кашагане создано 70 совместных предприятий и партнерств с международными компаниями - Сименс, Энерджи Вуд Групп, Сайпем, ЕРС холдинг, Сичим, и т.д.

180 казахстанских компаний прошли обучение и успешно сертифицированы по стандартам ISO (ISO9001, ISO14001, ISO22000, OHSAS18001 и ISO 50001).

Таким образом, нефтесервисным компаниям желаю в полной мере использовать данные возможности и набирать профессионализм.

Следующий наш сектор это нефтепереработка и рынок нефтепродуктов

Уважаемые граждане, постоянный мониторинг за насыщением внутреннего рынка нефтепродуктами и оперативные меры по недопущению дефицита, в том числе отмена регулирования цен на АИ-92 и дизтопливо, дали свои результаты.

Как Вы помните в недалеком прошлом периодически возникали острые перебои на АЗС, однако, заметьте, что на протяжении уже больше года, Вы с дефицитом ГСМ не сталкивались.

За январь-апрель текущего года переработка на трех нефтеперерабатывающих заводах выросла к аналогичному периоду 2016 года и составила 107% (переработано 4,5 млн.тонн), обеспеченность внутреннего рынка в отечественном бензине составила 77,5%, в дизельном топливе 98,9%, авиакеросине - 39 %.

Во-вторых, с прошлого года, была поставлена задача разобраться в вопросе затягивания сроков модернизации наших заводов. Были проведены неоднократные встречи с руководителями заводов, решены вопросы с финансированием, определены окончательные сроки работ, персонально закреплена ответственность руководителей.

На Атырауском и Павлодарском заводах работы вышли на финишную прямую, модернизированные комплексы будут введены в эксплуатацию во втором полугодии этого года.

На Шымкентском НПЗ в рамках І этапа завершены строительно-монтажные работы, начата пуско-наладка. Завершение проекта планируется во втором полугодии 2018 года.

После модернизации объем переработки нефти возрастет с 14,5 до 17,5 млн.тонн. Увеличится производство светлых нефтепродуктов - бензина, дизтоплива, авиатоплива. Снизится производство мазута, а выпуск бензина Аи-80 прекратится (он не соотвествует стандартам К4, К5).

 

Внутренний рынок не будет зависить от импорта высокооктанового бензина (до 30-35 %) и дизельного топлива.

Сегодня, данная импортозависимость, а также отсутствие таможенных постов вдоль границ с Россией, диктуют постоянный поиск ценового «равновесия» этих видов топлива. Другими словами, цена на бензин на нашем рынке не должна быть значительно ниже, или значительно выше цен в России. В случае низких цен на внутреннем рынке возникает угроза дефицита в связи с перетоками отечественного продукта на рынок России, а в случае высоких цен, возможен профицит импортного бензина и как следствие затоваривание казахстанских складов отечественным топливом и последующее снижение объемов переработки на НПЗ.

В этой связи, уважаемые граждане, общественники, будем откровенными, ничего не скрывать и говорить так как есть - в этом году ожидать мер по снижению цен на бензин и дизельное топливо не приходится.

Вместе с тем, основная задача Министерства это не допускать дефицита и обеспечить насыщение рынка ГСМ.

Сами цены регулируются рынком. Мы все с вами живем в рыночной экономике, Казахстан граничит с 5-ю государствами, в 4-х из которых, за исключением Туркмении, уровень цен на АЗС гораздо выше. Если мы хотим низкие цены, мы должны понимать, что в этом случае топливо будет ограничено. И это простой закон рыночной экономики. Я не буду сравнивать цены на топливо в европейских странах с ценами в Казахстане, потому что прекрасно понимаю, что уровень доходов также очень отличается. Но, могу с уверенностью сказать, что в Казахстане одна из самых низких цен на бензин из стран СНГ.

Со стороны Министерства, отмечаю, что мы будем добиваться прозрачности ценообразования, и создавать экономически рентабельные условия поставок нефти на внутренний рынок.

Для этого мы рассматриваем ряд инструментов, в том числе развитие биржевой торговли нефтепродуктами, а в будущем изменение налоговой политики (ЭТП на нефтепродукты, выравнивание акцизов на ГСМ казахстанского и российского).

Газ саласына назар аударайық.

Газ секторында халықты газдандыру жобаларын жүзеге асыруы жалғасуда. Елімізде сегіз млн. астам тұрғындар газға қол жетілімді, бұл 46,3пайызды құрайды. 2030 жылға қарай елдің газдандыру деңгейі 56 пайызға жеткізуі - біздің нысаналы индикаторы болып табылады.

Елімізде кең ауқымды экспорттық және транзиттік газ құбырлары тартылынған:

1) 18 мың шақырым магистральды және 30 мың шақырым газ тарату құбырлары салынды.

2) «Бейнеу-Бозой-Шымкент» газ құбыры салынып пайдалануға берілді.

3) Қосымша құбыр қуаттар іске қосылып отандық газды Қытайға экспорттауға техникалық мүмкіндікке пайда болдық.

2016 жылы ел өңірлерін газдандыру міндеттемелерге сәйкес республикалық және «ҚазТрансГаз» ұлттық оператордың қаражаттар есебінен Батыс-Қазақстан, Қостанай, Ақтөбе, Оңтүстік-Қазақстан, Жамбыл, Маңғыстау және Қызылорда облыстарының 180 000 тұрғындар тұратын 50 елді мекендері газдандырылды.

 

Республикалық бюджет қаражаты есебінен - Батыс-Қазақстан 15 елді-мекен (8,5 мың. адам), Қостанай 10 елді-мекен (25 мың. адам) және Жамбыл облыстарында 10 елді-мекен (9,7 мың. адам).

 «ҚазТрансГаз Аймақ» АҚ есебінен - Маңғыстау облысында 2 елді-мекен (19,6 мың. адам), Ақтөбе облысында 10 елді-мекен (26,9 мың. адам), Қызылорда облысында 1 елді-мекен (75 мың. адам), Қостанай облысында 1 елді-мекен (15,8 мың. адам).

 

Осы жылы газдандыру бойынша 7 жоба жүзеге асырылуда:

- Талдықорған қаласында 2 мен 3 кезекті газ тарату жүйелер салынуда;

- Батыс Қазақстан облысында:

Сырым, Қаратөбе және Шыңғырлау аудандарын және Бөкей орда ауданының 11 елді-мекендерін (Жиекқұм, Жамбыл, Көктерек, Бөрлі, Тереңқұдық, Кеной, Уялы, Сарал-жин, Шұңғай, Сейтқалі, Тайғар ауылдары) газдандыру жұмыстары,

Орал жылу-энергетикалық орталықка жаңа магистральды және газ келтіру құбырларының құрылыс жұмыстары;

- Қызылорда облысының Жосалы ауылга «Бейнеу-Бозой-Шымкент» құбырынан газ бұру құбырының құру жұмыстары;

- Жамбыл облысының Тараз қаласындағы Шолдала тұрғын алабыны газдандыру жұмыстары.

Осы жобаларды жүзіге асыру нәтижесінде 2017 жылда шамамен 52 000 тұрғындар газға қол жете алады.

Солтүстік аудандарды, әсіресе Астананы газдандыру мәселесі бөлек орында түр.

 

 «САРЫ-АРҚА» магистральды газ құбырының құрылысы» жобасының техникалық-экономикалық негіздемесіне Мемлекеттік сараптамадан оң қорытындысы алынды. Тұтынушылар үшін газдың түпкілікті құнын төмендету мақсатында техника-экономикалық негіздемеде осы газ құбырының тарифін бүкіл республика бойынша тарату нұсқасы қарастырылды.

Жоба газ құбыры бойындағы өңірлердің дамуына ықпал етеді, бірақ барлық туындайтын тәуекелдерді азайту мақсатында, соның ішінде бүкіл республикаға тарифтің жүктемені тарату мүмкіндігін егжей-тегжейлі анықтау, газ құбырын және тарату желілерін қаржыландыру, мультипликативті әсерін тигізу, басқа да мәселелерге толық талдауды жүргізу қажет.

Жобаның кешенді талдауы жүргізілуде, қорытындыларға сәйкес жақын арада ұсыныстар қалыптастырылады.

Сұйытылған мұнай газ нарығы

Соңғы 3 жылда сұйытылған газды тұтынуы 65 пайызға өсті. Автомобильшілерінің қажеттіліктері үшін газ сатылуы жылына 100 мың тоннадан 350-400 мың тонннаға дейін өсті.

Бұл, өз кезегінде, ресейдің жанар-жағар майынан импорт тәуелділігін төмендетуыне әсер етеді, сонымен қатар, газдың бағасы бензин бағасымен салыстарғанда 2-3 есеге арзанырақ.

Бүгінгі күні, өздеріңіз білетіндей, сұйытылған газдың көтерме сауда бағасы бекітіледі.

Алайда, шекаралас елдердің бағасының елеулі айырмашылығы елімізден газды заңсыз шығаруды ынталандырады

АРГУС деректеріне сәйкес Ресейдің шекаралас облыстарында сұйытылған газдың орташа көтерме бағасы тоннаға 148 мың теңгені құрайды, Тәжікстанда - тоннаға 119 мың теңге, Қазақстанда бекітілген көтерме баға қосылған құн салығын есепке алғанда тоннаға 31 360 теңгені құрайды.

Сұйытылған газ өндірісінің орташа өзіндік құны тоннаға 45 мың. теңгені құрайды, ол бекітілген көтерме бағасынан асады. Сондықтан, өздеріңіз түсінетіндей, ішкі нарыққа сұйытылған газды жеткізуі өндірушілерге шығынды.

Бөлшек бағасы жоғары болу себебінен, бекітілген төменгі көтерме бағасының әлеуметтік әрекеті көрінбейді. Зауыттар шығындарға ұшырағанда, газ жүйелер ұйымдар 50 % және одан жоғары маржа пайдасын көреді.

Нарықты жетілдіру үшін біз сұйытылған мұнай газдың көтерме бағасын мемлекеттік реттеуден кезең-кезеңмен шығару тетігін және оны электрондық алаң арқылы іске асыруды әзірледік.

Ішкі нарықты жетілдіру мақсатында сұйытылған газдың көтерме сатудың шекті бағасын мемлекеттік реттеуден кезең-кезеңмен шығару және электронды сауда алаңы арқылы сату механизмі әзірленді.

Жаңа нормалардың регуляторлық әсерінің талдауы ішкі нарықта сұйытылған газдың бөлшек бағасының кенет өсуіне алып келмейтіндігін көрсетті.

 Сонымен қатар, газ инфрақұрылымының дамуын, сұйытылған мұнай газды тарату айқындылығын қамтамасыз етеді және кәсіпкерлікте мемлекеттің катысуын азайтады.

Электронды сауда алаңына өтуін келесі шарттарда іске асыру қажет:

-           өндіруші зауыттардың газ тапшылығын болдырмау үшін ішкі нарыққа газды жеткізу басымдылығы міндеттерін орындау және тек қана артықшылықтары экспортталады;

-           көтерме бағаның мемлекеттік реттеуден кезең-кезеңмен шығарылуы:

-           мұнай-газхимия саласының кәсіпорындарға және топтық резервуарлы қондырғылар арқылы тұтынатын тұрғындарға көтерме бағаны сақтау.

 

Мұнайгазхимия саласы

2016 жылда Атырау мұнай өндеу зауытында Қазақстанда бұрын шығарылмаған бензол өндірісі басталды. Сонда 7,2 мың тонна бензол өндірілді, оның ішінде 5,4 мың тонна экспортталды.

Атырау зауытың жаңғыртудан кейін бензол және параксилол шығарумен мұнайхимия режиміне ауысу күтілуде.

Анықтама: Жобалық қуаты жылына 133 мың.тонна бензол, жылына 496 мың/тонна параксилол.

2016 жылы мұнай битумының өндірісі 486 мың тонна, ағымдағы жылы 4 айында 112,2 мың тоннаны құрады, отандық битум өдірісі ішкі нарық қәжетілігін толық қамтамасыз етуде.

Битумға экспорттық кеден салығын төмендету бойынша қабылданған шаралар экспортты ұлғайтуға мүмкіндік берді.

2016 жылы битум экспортты 13,5 тонаны құрады, сонда 2015 жылда - 300 тоннаны құрады. Ал осы жылдың 4 айында - 13,8 мың.тонна экспортталды (Өзбекстан).

Базолық мұнай-газхимиялық өнім экспорттқа бағытталған болып табылады, бұдан басқа оның өндірісі орта және кіші бизнестің дамуына ықпал тигізеді, оның ішінде пластик, орама, құрылыс тауарларының өндірісі.

Осыған орай, елімізде полипропилен (500 мың тонна) және полиэтилен (800 мың тонна) өндірістерінің құрылысы ірі жобалар жүзеге асырылуда.

Осы жылы полипропилен құрылысы басталады. Полиэтилен өндірісі жобасы бойынша инвесторлармен келіссөздер жүргізілуде. 23 мамырда «Бірлескен химиялық компаниясы» және «Mubadala» (әлемдегі ең ірі мұнай-газхимия өндіруші) компаниямен арасында ыңтымақтастық Меморандумына қол қойылды.

Анықтама:

Полипропелин өндіру жөніндегі жоба белсенді фазада. Құрылысты ү.ж II-ші тоқсаныда бастау жоспарлануда. Жобаның құны 2,6 млрд.$. Құрылыстың аяқталуы мерзімі 2020 жыл.

Полиэтелин өндіру жөніндегі жоба стратегиялық әріптесін іздеуде. Жобаның құны 6 млрд$. Жобаның аяқталуы мерзімі шамамен 2023 жыл.

Полиэтилентерефталат өндіру жөніндегі жоба ЖСҚ әзірленді, мем.сараптама жүргізілуде. Қарыздық қаржыландыру мәселесі қарастырылуда. Жобаның құны 0,7 млрд.$. Жобаның аяқталу мерзімі 2021 жыл.

 

В электроэнергетике мы утвердили Прогнозный баланс электрической энергии и мощности на 2017-2023 года и в перспективе до 2030 года.

Наличие значительного резерва мощности энергопроизводящих компаний (свыше 3000 МВт к максимуму нагрузки или порядка 22-25%) позволяет обеспечить электроэнергией рост потребности экономики на перспективу до 2025 года.

Сегодня необходимо концентрировать ресурсы на техническую надежность и качество, которые могут дать технологическая модернизация и цифровизация. Основное направление, которое мы видим - это создание интеллектуальной энергосистемы Казахстана (Смарт Грид).

В первую очередь, для жителей Астаны это будет интересно, что пилотный проект мы предлагаем внедрить в Астане. Предлагается автоматизировать процесс от съема показаний до оплаты за электроэнергию, повысить качество электроэнергии, применить новые высокотехнологичные продукты для нужд потребителей, повысить эффективность энергосистемы, автоматизировать оценку работы сетей.

К проработке предложения подключены Управление энергетики города Астаны, компании «Астана-РЭК», «Астанаэнергосбыт», «Астана Innovations», ТОО «Сайман».

Справочно: Для создания пилотного проекта в Астане с последующим переводом всех потребителей на смарт - счетчики проводиться работа по формированию детального плана внедрения проектов. Направлено письмо - приглашение компании «KTGlobal», которая внедрила собственные проекты Smart grid, Smart metering в Республике Корея.

15 и 18 мая т.г. была проведена встреча с и другими организациями по вопросам возможности реализации проектов Smart Greed и Smart Metering.

Решение задач построено на трех направлениях:

- законодательное (включает комплексные поправки);

- технологическое (включает создание концепции Smart Greed и Smart Metering);

- экономическое (включает в себя поиск, проработку механизмов финансирования).

Предполагаемая стоимость перевода всех счетчиков на смарт технологии в городе Астана по предварительным оценкам составляет порядка 10 млрд. тенге.

Уважаемые граждане, на прошлой отчетной встрече, мы говорили о возможности пересмотра предельных тарифов энергопроизводящих компаний. На текущей момент, наши предложения по снижению предельных тарифов на электроэнергию по электростанциям национального значения (ЭГРЭС-1,2, Аксуская ГРЭС) на 10-15% и гидроэлектростанциям (УК ГЭС, ШГЭС, Шардаринская ГЭС, Бухтарминская ГЭК, Мойнакская ГЭС) на 20-25% находятся на рассмотрении Правительства.

Далее, в рамках программы «Нурлы-Жол» в 2016 году завершен 1 этап проекта строительства высоковольтной линии передачи электроэнергии Север-Восток-Юг протяженностью 1500 км.

Работы по второму этапу идут по графику, срок окончания проекта - 2018 год. Как я уже говорил, проект нужен для повышения качества энергоснабжения южных регионов страны.

 

Экология

По стратегическому направлению улучшения качества окружающей среды Министерством ведется работа по пяти целям устойчивого развития.

Развитие возобновляемых источников энергии

Для развития ВИЭ законодательно созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций и внедрению технологии, утверждены целевые индикаторы развития сектора до 2020 года, в том числе по видам возобновляемых источников энергии. Не превышение этих индикаторов позволит избежать рисков роста тарифа для потребителей.

Разработан План размещения объектов ВИЭ до 2020 года, максимально допустимых мощностей по зонам Единой электроэнергетической системы (ЕЭС), с учетом готовности инфраструктуры, потребности в электроэнергии, а также потенциала ВИЭ.

Данный механизм позволит не превышать лимиты мощностей ВИЭ для надежной работы энергосистемы Казахстана.

На наш взгляд, для развития ВИЭ нужно решать две важные задачи: первая - выбрать и реализовать наиболее эффективные проекты ВИЭ, с правильными инвесторами, с лучшими технологиями. Вторая немаловажная задача - снизить нагрузку от ВИЭ на экономику страны.

Мы считаем, что аукционы могут решить обе эти задачи.

Соответствующая работа по совершенствованию законодательства ВИЭ в части внедрения механизма аукционов ведется в Парламенте (законопроект внесен в Парламент).

Реализация одиннадцатой цели устойчивого развития достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий и усиления экологического контроля.

За последние годы предприятиями увеличен вклад в природоохранные мероприятия на 29%. Снижены выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 13%. Сокращены объемы сжигаемого газа на 68%.

В 2016 году после введения системы управления рисками в области охраны окружающей среды количество проверок сократилось на 41,5 %.

Проводятся мероприятия по сокращению государственных контрольных и надзорных функций на 30 %.

В экологическом регулировании будет внедрен принцип «одного окна» - подается одна заявка, как на разрешение, так и на проект нормативов эмиссий и при выдаче положительного заключений, одновременно с заключением будет выдаваться разрешение на эмиссии и согласованный план природоохранных мероприятий.

Это позволит сократить сроки экспертизы проектов и выдачи разрешений на эмиссии со 120 до 45 дней.

Достижение двенадцатой цели устойчивого развития по обеспечению перехода к рациональным моделям потребления и производства предполагается за счет эффективного управления отходами. На уровень акиматов были переданы функции по организации раздельного сбора и переработки коммунальных отходов.

Были внесены поправки в Экологический кодекс, в частности:

- установление общеобязательных стандартов - требований к предприятиям, работающим на рынке отходов;

- введение запрет на захоронение некоторых видов отходов;

- введение расширенных обязательств производителей (импортеров) на автомобили, шины, масла, аккумуляторы, упаковку, электрооборудование.

Внедрение РОП способствовало увеличению объема переработки автомобильных шин, масел, аккумуляторных батарей в полтора раза - с 26 тыс. тонн в 2015 году до 39 тыс. тонн в 2016 году.

На сегодня в регионах функционируют более 100 предприятий малого и среднего бизнеса, выпускающих свыше 20 видов продукции из вторсырья.

За полгода действия программы по выкупу автомобилей Оператором РОП собрано 20 280 автомобилей для дальнейшей утилизации.

В третьей декаде июня в Караганде планируется запуск I очереди завода по переработке автомобилей, где будет осуществляться шредирование автомобиля. Годовая мощность завода по переработке машин - 55 тыс тонн в год (ок. 50 тыс. машин).

II очередь - запуск оборудования по пиролизу резинотехнических и пластиковых отходов запланирован на декабрь текущего года.

Продолжается работа по ликвидации так называемых исторических загрязнений.

Сегодня в республиканской собственности находятся 14 объектов исторических отходов. Из них по 3-м объектам:

- в Карагандинской области реализованы на 8,8 млн. тенге ртутьсодержащие отходы,

- в Костанайской области в поселке Тогузак от ядохимикатов очищена территория в 4 гектар,

- в Мангистауской области реализовано 304 тыс. тонн нефтяных шламов.

К сведению жителей Мангистауской области, хотелось бы отметить продвинувшуюся работу по проблеме «Кошкар-ата».

В республиканскую собственность переданы опасные отходы, расположенные на хвостохранилище «Кошкар-Ата», в котором размещено 105 млн. тонн отходов, в т.ч. радиоактивных отходов - 51,8 млн. тонн с суммарной активностью 11,2 тыс. кюри.

В настоящее время, сформирована бюджетная заявка для финансирования на 2017-2020 годы.

Тринадцатая цель устойчивого развития по борьбе с изменением климата и его последствиями будет достигнута путем сокращения выбросов парниковых газов на 15% к 2030 году от уровня 1990 года в соответствии с принятыми Казахстаном обязательствами Парижского соглашения по климату.

Реализация таких мер, как развитие ВИЭ, энергосбережение, повышение энергоэффективности, увеличение доли переработанных отходов в секторе промышленности, перевод автотранспорта на экологические виды топлива, а также увеличение площади лесов позволит достичь поставленных целей.

Для осуществления поддержки в реализации данных мер предусматривается также привлечение инвестиций Зеленого климатического фонда и других международных финансовых организаций.

Далее, нами предлагается новый принцип распределения квот, который будет стимулировать конкуренцию между предприятиями в отношении выдаваемых квот.

Предприятие, выбросы парниковых газов на единицу произведенной продукции которого выше по сравнению с другими предприятиями, будет наделяться меньшим объемом квоты.

Внедрение стимулирующей системы квот планируется с 2018 года.

Справочно:

Такой системный подход позволит стимулировать наименее эффективных предприятия к переходу на лучшие технологии, модернизацию, осуществлению проектов по сокращению выбросов парниковых газов.

При применении метода квотирования имеет место сравнение предприятий, занимающихся производством одного вида продукта (выработка электроэнергии, добыча угля, производство клинкера и т.д.), выводится определенное значение одного УКВ для предприятий, производящих аналогичные виды продукта и распределяются квоты.

 

Цель 16 устойчивого развития предполагает содействие построению открытых обществ, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных учреждений на всех уровнях.

В рамках данной цели Министерством проработан ряд следующих мер:

Были приняты законодательные поправки с целью приведения экологического законодательства в соответствие с Орхусской конвенцией.

Утверждены нормы, регулирующие вопросы сбора, хранения, пополнения и представления гражданам полной экологической информации - Государственный фонд экологической информации.

Ежегодно будет издаваться Национальный доклад о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.

Определен перечень проектов хозяйственной деятельности, по которым обязательно проведение общественных слушаний.

Создан Государственный регистр выбросов и переноса загрязнителей для обеспечения прозрачности процесса принятия решений по вопросам окружающей среды и природопользования.

Справочно: С 2017 года ведется работа по сбору информации в рамках ведения ГРВПЗ, который обеспечивает доступ общественности к экологической информации.

Первые пробные отчеты по регистру выбросов и переноса загрязнителе крупных природопользователей с 2013 по 2016 год размещены на сайте Национального Орхусского центра.

На текущий момент проводится ратификация Протокола о регистрах выбросов и переноса загрязнителей.

Протокол включен в Перспективный план заключения международных договоров Республики Казахстан на 2018-2020 годы.

Сейчас идет частичная автоматизация Регистра выбросов и переноса загрязнителей, в июне текущего года планируется запуск веб-страницы.

Совместно с акиматами разработаны целевые показатели качества окружающей среды с учетом специфики регионов.

Сегодня целевые показатели утверждены в Восточно-Казахстанской, Жамбылской и Павлодарской областях, по остальным регионам, в частности в г. Алматы, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях для этих целей выделены средства.

С акиматами на постоянной основе ведется работа по перечню экологических проблем регионов.

Целевые показатели позволят установить приоритеты по решению данных экологических проблем и предупреждению негативного воздействия на здоровье населения.

Поэтому, считаю, что регионам нужно активизировать работу в данном направлении.

Далее, касательно международной экологической деятельности Министерства.

В реализацию инициативы Главы государства активно развивается Программа партнерства «Зеленый мост». Ее задачей является управление «зеленым» экономическим ростом через международное сотрудничество и содействие при передаче технологий, обмене знаниями и финансовой поддержке.

В данной программе участвуют 15 стран и 16 неправительственных организаций. В рамках ЭКСПО мы проведем международный форум «Программа партнерства «Зеленый мост», на котором будут обсуждены механизмы реализации Парижского соглашения.

Сотрудничество с ОЭСР является следующей инициативой Главы государства в свете задачи по вхождению Казахстана в число 30-ти наиболее развитых стран мира. В настоящее время ведется работа по повышению статуса членства Казахстана в Комитетах по политике в сфере охраны окружающей среды и по химическим веществам ОЭСР.

Уважаемые граждане, для освещения политики зеленого экономического роста Министерство провело большую работу по тематическому наполнению раздела «Созидательная энергия» павильона «Казахстан» на ЭКСПО-2017.

Мы подготовили 4 экспозиций:

На первой экспозиции будут представлены все инициативы Главы государства в области энергетики и экологии.

Для формирования второй экспозиции было рассмотрено огромное количество заявок от отечественных ученых, разработчиков, организаций, презентовавших свои технологии новых источников возобновляемой энергетики, системы хранения энергии, снижения отрицательного воздействия на окружающую среду.

Впечатляет креативность и большой потенциал идей у наших ученых, молодых изобретателей.

Было отобрано 28 наиболее интересных и серьезных проектов, в том числе стартап проекты, которые стоит увидеть и испытать гордость за наших креативных и инновационных изобретателей.

Третья экспозиция продемонстрирует готовность Казахстана к развитию «зеленой» экономики. На выставке будет действовать интерактивная карта нашей страны, где можно увидеть по регионам реализацию и планирование проектов «зеленой» экономики.

Четвертая экспозиция представит мировому научному сообществу нашу установку - материаловедческий термоядерный реактор «Токамак».

На выставке планируется с участием Главы государства запуск единственного в мире материаловедческого термоядерного реактора и показать процесс получения плазмы. С введением установки Казахстан войдет в десятку стран, имеющих передовые установки Токамак. Ряд стран уже проявили интерес к научному сотрудничеству.

Таким образом, наш павильон Казахстан будет очень амбициозным и смелым, поэтому приглашаю всех обязательно увидеть наши проекты.

Как Вы знаете, Глава государства поручил сохранить наследие ЭКСПО и использовать для практических результатов. В продвижении Программы партнерства «Зеленый мост» на базе ЭКСПО будет создан Международный Центр «Зеленых технологий», который призван решать задачи трансформации энергетического сектора, перехода к «зеленому» бизнесу, трансферту и адаптации зеленых технологий и лучших практик, развитие зеленых финансов. Это станет достойным продолжением опыта ЭКСПО.

Следующая немаловажная сфера деятельности Министерства это оказание государственных услуг

Продолжается работа по сокращению разрешительных документов, упрощению процедур, автоматизации государственных услуг.

С 2016 года из 43 госуслуг Министерства были исключены 10 госуслуг, сегодня оказывается 33 вида разрешительных документов.

В этом году процедуры экологического регулирования и оказания государственных услуг в области экологии претерпят кардинальные изменения. Планируется до конца года внести изменения в Экологический кодекс по сокращению сроков выдачи разрешений на эмиссии в окружающую среду для объектов 1-ой категории с 60 дней до 15 дней или в 4 раза.

В области экологии самыми востребованными государственными услугами являются выдача государственной экологической экспертизы и выдача разрешений на эмиссии в окружающую среду

Мы планируем объединить эти две государственные услуги в одну и выдавать природопользователю единый документ области экологического регулирования. Так, при выдаче положительного заключения экологической экспертизы, разрешение на эмиссии в окружающую среду выдается одновременно как приложение к экологическому заключению.

В рамках работы по передаче функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям проработано к передаче в саморегулируемые организации 8 функций (регулирующие деятельность экологических аудиторов и в области обращения с коммунальными отходами). В конкурентную среду планируется передать 1 функцию (в сфере экологического мониторинга и информации).

Работа продолжается. Здесь мы тесно взаимодействуем членами Общественного совета Министерства, Национальной палатой предпринимателей и ассоциациями.

Құрметті қауым, Энергетика министрлігі қызметінің негізгі нәтижелері осындай. Өкінішке орай, уақыттың тығыздығы отын-энергетика саласының әр секторы үшін және жеке мәселенің даму ерекшелігін толық немесе жеке баяндауға мүмкіндік бермейді.

Сонымен қатар, өз сұрақтарыңызды интернет-сайтымызда және басқа да қол жетімді желілерде қоя аласыздар. Біз өз тарапымыздан қарастыруға дайынбыз.

Сондай-ақ, есепті кездесуде белсенді қатысқандарыңыз үшін алғыс білдіруге рұқсат етіңізідер. Дайындық кезеңінде біздің сайтымызда форум әзірленіп, бізге шамамен 200-ден астам сұрақтар келіп түсті, олардың барлығына жауаптар берілетін болады.

 

Құрметті қауым, Энергетика министрлігі қызметінің негізгі нәтижелері және бағыттары осындай. Қоғамдық мониторинг және бақылау арқасында сапалық шешімдерін қабылдауға жол береді, сондықтан Министрлік ынтымақтастықты одан-әрі жалғастыру және қоғамдық-маңызды мәселелерді бірлесіп пысықтауға дайын екендігін білдіремін.

 

 

 

 

zkadm
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: