Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 7 марта 2017 года № 20-11/147 «О сохранности пенсионных накоплений в ЕНПФ»
Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 7 марта 2017 года № 20-11/147
Депутатам
Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
На № ДЗ-9 от 19 января 2017 года
Уважаемые депутаты!
Деятельность Единого накопительного пенсионного фонда (далее - ЕНПФ) регулируется Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее - Закон), где прямо определены функции, обязанности и права ЕНПФ.
Законом определено понятие собственных средств ЕНПФ, которые предназначены для обеспечения его финансово-хозяйственной деятельности и предусмотрено четкое разделение пенсионных активов и собственных средств ЕНПФ.
На ЕНПФ возложены задачи расширения охвата населения, модернизации системы учета пенсионных накоплений граждан, повышения качества обслуживания населения, защиты персональных данных, развития IT - инфраструктуры и обеспечения кибербезопасности. ЕНПФ имеет региональную сеть, состоящую из 232 офисов, в том числе 18 филиалов и 196 центров обслуживания.
Представленные задачи требуют наличия в ЕНПФ средств, которые формируются за счет поступлений комиссионного вознаграждения и доходов от инвестирования собственных средств.
С целью усиления контроля за сохранностью собственных средств ЕНПФ и, принимая во внимание, что капитальные расходы требуют от ЕНПФ накопления средств, в январе 2017 года Правление Национального Банка приняло решение о передаче инвестиционной части портфеля собственных активов ЕНПФ в доверительное управление Национальному Банку.
Во исполнение поручения Главы государства Национальным Банком совместно с Правительством Республики Казахстан прорабатываются предложения по передаче функций управления пенсионными активами частным управляющим компаниям.
Появление на фондовом рынке частных управляющих компаний позволит:
- вовлечь вкладчика в процесс управления его пенсионными накоплениями;
- минимизировать конфликт интересов у государственных органов при управлении частными пенсионными накоплениями;
- предприятиям реального сектора получить доступ к пенсионным активам.
При этом размещение пенсионных активов на рыночных условиях требует жесткого контроля и регулирования со стороны государства.
Финансирование малого и среднего бизнеса продолжится в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» при посредничестве банковского и квазигосударственного секторов, тогда как индустриальные проекты с участием крупных транснациональных корпораций в рамках программы индустриализации будут финансироваться напрямую через инструменты фондового рынка.
В заключение хотелось бы отметить, что основной задачей реформирования накопительной пенсионной системы является обеспечение баланса интересов вкладчика и реального сектора экономики, что и было отмечено в Вашем депутатском запросе.
Премьер-Министр Республики Казахстан Б. Сагинтаев
Оглашен 18 января 2017 г.
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Сагинтаеву Б.А.
Депутатский запрос от 19 января 2017 года № ДЗ-9
«О сохранности пенсионных накоплений ЕНПФ»
Уважаемый
Бакытжан Абдирович!
С марта 2013 года фракция ДПК «Ак жол» в официальных выступлениях в Парламенте и депутатских запросах пять раз (!) ставила вопрос о сохранности пенсионных накоплений ЕНПФ и необходимости принятия предупредительных мер персональной ответственности за неэффективное или незаконное использование средств ЕНПФ должностными лицами.
Судя по известным событиям, наши опасения, к сожалению, сбылись и государственное управление пенсионными активами не отменяет злоупотреблений, а лишь монополизирует и увеличивает их масштабы.
Правоохранительными органами ведётся проверка, возбуждено уголовное дело, задержаны прежние руководители ЕНПФ.
Во-первых, не вдаваясь в ход расследования, наша фракция считает необходимым выразить категорическое несогласие с некоторыми пояснениями Нацбанка о том, будто в нашумевшей сделке на 5 млрд.тенге ЕНПФ распоряжался не пенсионными деньгами, а так сказать «собственными средствами».
Фракция «Ак жол» считает, что у ЕНПФ нет и не может быть никаких «собственных средств», а все находящиеся в Фонде финансовые ресурсы являются доверенными ему в управление пенсионными накоплениями миллионов граждан, либо - инвестиционным доходом с этих накоплений.
Следует также напомнить, что средства ЕНПФ не являются добровольными накоплениями, а собираются наподобие налогов, в обязательном порядке, и потому нуждаются в особом внимании и защите.
Поэтому управление всеми средствами Фонда без исключения должно быть абсолютно прозрачным и подотчётным государству.
Во-вторых, мы обращали внимание на образовавшийся конфликт интересов, когда Нацбанк одновременно выступает и регулятором, и оператором ЕНПФ. Тем самым предпосылки к выявленным сегодня нарушениям в Фонде, были заложены ещё при формировании системы его функционирования. Кроме того, монопольное положение и отсутствие конкуренции за внимание вкладчиков - практически де-стимулируют работу над повышением его устойчивости и доходности.
Ещё 12 марта 2013 года, при первом обсуждении концепции ЕНПФ в Мажилисе, фракция «Ак жол» высказывала мнение, что после наведения порядка в провалившейся прежней пенсионной системе, будет необходимо вернуться к конкурентным подходам, на уровне 3-5 крупных частных пенсионных фондов, которые бы предоставляли будущим пенсионерам возможность выбора своих вложений, в зависимости от эффективности и ответственности управления. В свою очередь, и доходы самих частных фондов и их менеджмента напрямую зависели бы от их доходности.
Тогда Нацбанк стоял бы над всеми фондами в качестве независимого регулятора и реально осуществлял бы их мониторинг и контроль.
Считаем, что обсуждаемая сегодня передача части средств ЕНПФ частным управляющим компаниям не решает эту задачу, так как не меняет природу отношений Нацбанка и ЕНПФ.
В-третьих, 5 ноября 2015 года в своём депутатском запросе фракция «Ак жол» предлагала направить средства ЕНПФ не на сомнительные ценные бумаги и поддержание банков, а на поддержку производительной экономики, в лице предприятий реального сектора в рамках программы индустриализации. Гарантией сохранности этих средств могло бы послужить инвестирование пенсионных накоплений в проекты с участием ведущих транснациональных корпораций, о привлечении в казахстанскую экономику которых дал поручение на декабрьском Дне индустриализации.
К сожалению, как показали недавние события, Национальный банк оказался не в состоянии обеспечить соответствующей защиты и требуемой прозрачности в отношении средств ЕНПФ.
Учитывая происходящее события, депутатская фракция «Ак жол» просит рассмотреть следующие вопросы:
1) об отказе от монополии ЕНПФ и возвращении к конкурентным подходам в деятельности пенсионных фондов в лице нескольких крупных
независимых участников, которые бы предоставляли вкладчикам возможность выбора на основе рыночной конкуренции под жёстким контролем государства и Правительства;
2) о включении в перечень инвестиционных инструментов пенсионных накоплений - прямых инвестиций в индустриальные проекты с участием крупных транснациональных корпораций в рамках программы индустриализации.
С уважением, депутаты фракции ДПК «Ак жол» |
Д. Еспаева А. Перуашев Е. Никитинская К. Абсатиров Б. Дюсембинов Е. Барлыбаев М. Казбекова
|
исп. Хаматханова Р. тел. 74-63-64