Как остановить насилие, рассказала Смаилова
Основательница движения #НеМолчиKZ обратилась к Касым-Жомарту Токаеву, депутатам и правительству Казахстана с предложениями по изменению законодательства по вопросам защиты прав женщин и детей, противодействия сексуальному насилию, передает корреспондент Zakon.kz.
Послание Президента в части ужесточения мер наказания за сексуальное, бытовое насилие и педофилию Смаилову порадовало.
- Для нас это исторический момент, наша организация шла к этому на протяжении 3-х лет. Наша цель победить насилие, агрессию в обществе, которой сейчас очень много, к сожалению, - добавила она во время пресс-конференции в Астане.
По ее мнению, есть три основных направления, которые могли бы помочь в профилактике насилия и рецидивах совершенных сексуальных правонарушений. Первое предложение Смаиловой – ввести в законодательство понятие "домогательство" и ответственность за него.
- Домогательство - первый шаг к насилию, следующим шагом будет – насилие, третьим шагом может стать убийство. Но ни в одном документе не прописано, что женщины могли бы себя защитить от мужского домогательства каким-то законом, - сказала она.
В пример общественница привела Таджикистан, где 2 года назад в качестве пилотного проекта по борьбе с домогательством был выбран Душанбе (город, где очень распространено уличное домогательство). Тогда глава города поставил в центре, где прогуливаются люди, более 3 тыс. камер. Так что, если мужчина попадает в объектив этих камер в момент домогательства, то он становится героем репортажа СМИ. Новые правила позволяли девушкам, запечатлевшим мужчину, посягающего на ее честь, отправлять видео на телевидение с последующей публикацией.
- Буквально месяц назад у них было громкое дело: молодой человек, проезжая мимо девушки на машине, шлепнул ее по мягкому месту. Этот момент заснял видеорегистратор следующей машины. Нарушитель попал в поле зрения СМИ, полиции. (Причем законом предусмотрен не только штраф, но и 5 суток ареста). Фотографию и видео момента совершения нарушения показали во всех СМИ страны, и общество за счет одного такого громкого скандала научилось правилам поведения. И сам этот парень в следующий раз, я уверена, 100 раз подумает, - резюмировала Смаилова.
Такого рода превентивные меры обошлись бы государству гораздо дешевле, чем содержание насильников в тюрьмах, проведение следственных мероприятий, суды. Также это воспитывает культуру поведения общества.
- Поэтому хотелось бы, чтобы в нашей стране разработали такой закон, мы готовы помочь в этом, предложить какие-то идеи, чтобы на первом этапе мы могли остановить попытки к насилию, - добавила она.
Второе, на что обратили внимание депутатов и законодателей в #НеМолчиKZ – борьба с педофилией. Несмотря на разработанные меры борьбы с этой бедой, и утвержденное более жесткое наказание за надругательство над детьми, педофил, выходя их тюрьмы, остается без присмотра. Служба пробации просто не справляется с большим количеством освободившихся заключенных. И тут может помочь общественный контроль.
- Если взять опыт других стран, например, США, там освободившийся педофил в обязательном порядке носит специальный браслет, который сигналит, если человек приближается слишком близко к местам скопления детей (детские кафе, школы, развлекательные парки и так далее), а значит должен отойти. Кроме того, каждое утро освободившийся отмечается у психолога, который выдает таблетки, подавляющие агрессию, желания и так далее. Фотография педофила висит у него в подъезде и по всему району. Так чтобы все соседи были предупреждены. Насильники, которые соглашаются на эти меры, меньше сидят в тюрьмах (им сокращают сроки). Ведь таким образом за ними усиливается общественный контроль и контроль психолога. И вся эта работа по сути – ежедневная кастрация для него. Это сознательное лечение, - рассказала Дина Смаилова.
В Казахстане же на лечение психики педофилов деньги не тратятся. Описывая сложности работы службы пробации, Смаилова привела пример ВКО, где на контроле службы находится 4500 осужденных, вышедших по УДО, причем 2500 из них – рецидивисты. Так что небольшой штат сотрудников просто не может оказать необходимый контроль за всеми. #НеМолчиKZ предлагают прибегать к более технологичным мерам контроля, соответствующим 21 веку.
- Еще очень хочется, чтобы у нас составили базу насильников, людей, которые после приговора суда попадали бы в определенную базу данных, с фотографиями, личными данными. В идеале вносились бы еще на карту, по аналогии с картой педофилов. Еще нам бы хотелось, чтобы правоприменительная практика нас не подводила, чтобы правоохранительные органы, суда, действительно тщательно обеспечивали полноту следствия и судебных разбирательств, - продолжила она.
Смаилова обратила внимание, что практически все изнасилованные женщины, обратившиеся в суд, подвергаются сильнейшему давлению, "грубому влиянию" как со стороны силовиков, так и со стороны родственников насильников.
Стоит отметить, что сегодня к движению #НеМолчиKZ присоединилось ОО ветеранов спецподразделений и силовых структур "URANKZ", которое окажет юридическую поддержку пострадавшим женщинам.
- Любые действия преступников - это всегда неожиданность для потерпевшего, жертвы. Позвольте и нам создать для них сюрприз, - ответил офицер спецподразделения КНБ на вопрос будут ли офицеры в отставке оказывать какую-то другую помощь женщинам.
Кроме "URANKZ" к движению #НеМолчиKZ присоединяются и другие организации. По мнению Смаиловой, это говорит о том, что общество взрослеет и готово бороться с насилием сообща.
Татьяна Ковалева, Нур-Султан