Лента новостей
0

Доклад исполняющего обязанности Министра финансов РК Б.Шолпанкулова «О мерах по снижению уровня теневой экономики» (г. Нур-Султан, 30 июня 2020 года)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 02.07.2020 20:42 Фото: zakon.kz

Доклад исполняющего обязанности Министра финансов РК Б.Шолпанкулова «О мерах по снижению уровня теневой экономики»
(г. Нур-Султан, 30 июня 2020 года)

 

Уважаемый Аскар Узакбаевич!

Уважаемые коллеги!

  

Предвыборной программой партии «Нур-Отан» «Казахстан-2021: Единство. Стабильность. Созидание» была поставлена задача о снижении размера теневой экономики в ВВП с 29% в 2016 году до 25% в 2019 году.

В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 год предусмотрен индикатор по снижению доли теневой экономики к ВВП к 2025г. до 20%

Для достижения поставленных задач, Правительством реализуются План мероприятий по противодействию теневой экономике на 2019 - 2021 годы.

Основными направлениями Плана является:

- цифровизация налогового и таможенного администрирования;

- развитие безналичного расчета;

- противодействие легализации доходов, полученных преступным путем;

- совершенствование законодательства.

 

В соответствии с принятыми мерами в рамках плана, удалось достигнуть снижения теневой экономики до 23,62% к ВВП прошлого года.

Поставленная в предвыборной программе «Нур-Отан» задача выполнена досрочно.

Наибольшее снижение наблюдается в «Торговле», на 10,7%

В целом по отраслям ее уровень составил: «Транспорт и складирование» - 17%, «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» - 9,7%, «Строительство» - 8,3%, «Промышленность»- 6,5% от общей доли теневой экономики.

 

По итогам 2019 года в бюджет дополнительно поступило 1,5 трлн.тенге. Основная сумма, порядка 916 млрд.тенге поступлений, приходится от цифровизации налогового и таможенного администрирования. Остальные 580 млрд.тенге приходятся на другие направления.

Позвольте подробно доложить о реализации основных мероприятий.

Введена в эксплуатацию информационная система «Электронные-счета фактуры».

Так, с 1 января 2019 года все плательщики НДС переведены на обязательную выписку «Электронных счетов-фактур» и на сегодня зарегистрировано более 440 тыс. пользователей которыми выписано 433 млн. ЭСФ.

От пользователей ИС «Электронные счета-фактуры» дополнительно поступило 290,2 млрд.тенге.

По итогам 2020 года ожидаем дополнительно поступлений около 140 млрд.тенге.

Апробирована система маркировки товаров. В результате маркировки меховых изделий в 2019 году доходы увеличились в 2 раза. В 2020 году ожидается поступление до 1 млрд.тенге.

Кроме того, предполагается расширение перечня товаров по маркировке. Таких как, табачные изделия, алкогольная продукция, обувные товары, лекарственные средства и молочная продукция.

С начала текущего года начато обязательное применение онлайн ККМ.

На сегодняшний день общее количество пользователей контрольно-кассовых машин составляет 728 тысяч единиц, из них перешли на онлайн-ККМ 710 тысяч, или 97,45%.

Сегодня в модуле «Виртуальный склад» работает более 5,8 тыс. налогоплательщиков, за счет которых поступило дополнительно 243 млрд. тенге.

На базе действующих информационных систем формируется Национальная система прослеживаемости товаров. Которая состоит из следующих информационных систем: АСТАНА 1, «Электронные счета-фактуры», модуль «Виртуальный склад», «Маркировка товаров», «Система управления рисками» и онлайн контрольно-кассовых машин.

С октября текущего года в информационной системе внедряются электронные сопроводительные накладные на товары.

В целом, система позволит отслеживать всю цепочку передвижения товара до его розничной продажи.

После формирования системы, мы приостановим выписку фиктивных счетов-фактур.

Кроме этого, «Создана база данных третьих лиц для целей налогового администрирования». В 2019 году в бюджет дополнительно поступило налогов в сумме 18,6 млрд.тенге.

Еще одним действенным инструментом является Казначейское сопровождение государственных закупок в сфере строительства.

Так, коэффициент налоговой нагрузки вырос в 2,3 раза у участников гос. Закупок. Дополнительно поступило 54,4 млрд. тенге.

За счет цифровизации и перехода на камеральный контроль, пересмотрены подходы к налоговым проверкам. По итогам их количество уменьшено на 29%. При этом увеличилась выявляемость нарушений в 2 раза или доначислено 344,0 млрд. тенге.

 

Одно из основных направлений министерства это снижение расхождений по зеркальной таможенной статистики.

Сегодня производится электронный обмен таможенными декларациями между Казахстаном и Китаем в режиме онлайн. Это позволило сократить расхождение по импорту Казахстана с из Китая с 60% в 2017 году до 48%/ в 2019 году. По итогам 5 месяцев расхождение снизилось до 39% Дополнительно поступило в бюджет в прошлом году 236 млрд.тенге /

Для выявления рисков, связанных с нарушениями налогового законодательства, запущена ИС «Система управления рисками». о итогам внедрения СУР за 2019 год в бюджет поступило порядка 85 млрд. тенге, с начала 2020 г. 34,9 млрд. тенге.

Так же, создан Ситуационный центр, позволяющий проводить мониторинг процессов вдоль внешних границ ЕАЭС.

По сравнению с 2018 годом увеличено выявление фактов недостоверного декларирования товаров в 5,5 раз. Дополнительно поступло в бюджет по таможенным платежам и налогам 2,3 млрд.тенге.

Усилено налоговое администрирование импорта со стран ЕАЭС, так же запущен в опытную эксплуатацию модуль «Экспортный контроль». В результате дополнительно поступило по НДС 122,0 млрд.тенге.

 

В рамках развития безналичных платежей приняты следующие меры:

- рассматриваются применения электронные счета-фактур в целях подтверждения вычетов по КПН по сделкам свыше 1 000 МРП;

- разрабатывается Мобильное приложение для самозанятых лиц и субъектов микро-малого бизнеса для оплаты налогов;

- расширяется сервисы по безналичной уплате налогов и оповещения через Push уведомления.

Рассматриваются вопрос по ограничению отнесения на вычеты суммы расходов в наличной форме по сделкам свыше 1000 МРП.

 

В рамках законодательства изменены процедуры финансового мониторинга по выявлению преступных доходов. Также, регламентированы процедуры международного взаимодействия с финансовыми разведками стран.

Работа Службы экономических расследований перестроена в сторону выявления преступлений исключительно в теневой сфере.

С августа 2019 года Министерством совместно с Генеральной прокуратурой и КНБ проводится

оперативно-профилактическое мероприятие «STOP-обнал».

В результате снизился темп роста обналичивания с 52% в 2018 году до 14% в 2019 голу;

С начала года наблюдается снижение обналичивания денежных средств на 31%.

 

Хотелось бы отметить, основные комплексные меры сейчас на стадии реализации. Необходима эффективная и слаженная работа всех государственных органов по достижению поставленной задачи.

В этой связи, на базе Проектного офиса выработано порядка 60 дополнительных мер отраслевого характера.

Данные меры направлены на цифровизацию и государственных услуг и совершенствование процедур администрирования.

 

Это позволит снизить административные барьеры и создать благоприятных условий для ведения бизнеса.

В целом мы уверенны, что реализуемые инициативы позволят сократить теневую экономику в стране.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: