Ашимбаев в авторской статье рассказал об ответе Токаева на кризис идентичности в XXI веке

По мнению Ашимбаева, Казахстан, будучи частью "мирового организма", тоже вовлечен в этот круговорот. А для того, чтобы не утонуть в неумолимом потопе истории, государству необходимо нечто уникальное, прочное, склеивающее нацию в единый монолит.
"Такой молекулярной связью, не позволяющей нации рассыпаться в окружающем хаосе всеобщего кризиса, может быть только единая идентичность, то есть общее для всех граждан ощущение принадлежности к одной на всех культурно-ментальной ценностной матрице", – считает политик.
Именно сильная национальная идентичность, независимо от происхождения, социального положения, религиозных или политических взглядов, тот самый внутренний стержень, который способен противостоять центробежным силам и внешним вызовам, скрепляя Казахстан в единый жизнеспособный организм, продолжает он.
"Что такое Казахстан – этническая целостность, плавильный котел или варящиеся в собственном соку этнокультурные субидентичности, объединенные общим гражданством? Что склеивает ингредиенты национального коктейля – культура, чувство крови, политические ценности, общая история или виденье будущего? Если это культура – едина она или мультикультурна? Присуща ли нам разделяемая всеми суперидентичность, объединяющая нас поверх этнических, религиозных, социальных и политических идентичностей?" – задается вопросами председатель Сената.
И поясняет: сама постановка этих вопросов предполагает множественность возможных ответов.
По словам Маулена Ашимбаева, с переломного 2022 года, заявив о строительстве Нового Казахстана, президент Касым-Жомарт Токаев выдвигает в своей реформаторской повестке ключевой вопрос национального единства с позиций общей для всех граждан Казахстана идентичности. Причем делает это по-новому.
"Если раньше процесс нациестроительства был преимущественно стихийным, а попытки влияния на него "сверху" ограничивались принятием декларативных механизмов, материализация которых сводилась к тематическому дискурсу в СМИ, обеспеченному госинформзаказом, то "Модель Токаева" предлагает проактивную деятельность государства и общества по отбору и выработке общих ценностей, способных не только сплотить нацию, но и дать ей новое качество в XXI веке. "Модель Токаева" берет за основу тот комплекс общих, разделяемых всеми ценностей – культурных, политических, экономических, бытовых, традиционных, жизненных, сформировавшийся за годы независимости, который объединяет, а не разделяет граждан страны и ложится в фундамент новой общенациональной идентичности", – пишет автор статьи.
Уникальность и непохожесть данного подхода он видит в том, что в нем преобладает культурный код "казахскости", определяющий сущностные черты общенациональной идентичности народа Казахстана – примерно так же, как "английскость" определяет лицо британской идентичности. Однако вместе с тем и казахская идентичность вбирает в себя культурные элементы других традиций.
"Именно элементы казахского культурного кода являются тем самым клеем, который наряду с общим гражданством и иными совместными ценностями обеспечивает единство в многообразии, а также придает нации ту самую неуловимую непохожесть на других, ту соль, благодаря которой в толпе иностранцев мы почти безошибочно выделяем "казахов" – независимо от их этнического происхождения. Суть этой модели четко сформулирована главой государства в 2023 году: "сегодня все наши граждане ощущают себя членами одной большой и единой казахской семьи, по сути, нации /…/ При этом наше этнокультурное многообразие, которым мы по праву гордимся, никуда не исчезнет, а наоборот, еще более укрепится за счет единой гражданской основы. У нас сложился свой особый уклад жизни, в котором традиции разных культур сливаются в прочный сплав общенациональной идентичности", – цитирует Ашимбаев президента Казахстана.
Именно смещение акцента нациестроительства с "аморфной, безликой, бессубъектной общегражданской модели" на ярко выраженную субъектность казахского культурного генотипа, как он полагает, является главной сущностной чертой "Модели Токаева".
Между тем, уточняет спикер Сената, следование за естественными процессами – еще одна ее характерная особенность. Это означает принципиальный отказ от попыток создания сложных конструктов, доктрин и программ, уводящих от сути и приводящих только к неоправданным расходам:
"Однако эта простота – не отпускание ситуации на самотек, а активное следование в одном направлении с общественным потоком, корректируя русло, убирая подводные камни и сглаживая острые углы, не мешая без нужды, а помогая естественному течению событий".
Еще одним важным компонентом "Модели Токаева", по его мнению, является прагматизм и нацеленность на результат: на смену реальности дискурса пришла реальность действий. А тот самый прагматизм в деле нациестроительства проявляется в осознанной поддержке и культивировании ключевых направлений, порождающих формирующий эффект: поп-культура, фильмы, мода, еда, спорт, контент в социальных сетях и т.д.
"Из очевидных примеров – мировой прорыв казахской поп-музыки, набирающая обороты индустрия казахского кино, продвижение в последние два года этно-направлений в фешн- и гастро-индустрии, нарастающее количество авторских роликов в соцсетях, посвященных национальной тематике. Глава государства не случайно увидел точку роста национального возрождения именно в креативной индустрии – здесь наиболее ярко проявляется такой важный механизм, как использование soft power, мягкой силы. Не заставлять, не ломать через колено, не погружать в сон медийного гипноза – а активировать точки реального влияния через личный интерес, эмоциональную вовлеченность, путем формирования модных трендов", – убежден Маулен Ашимбаев.
Наконец, ключевым отличительным принципом "Модели Токаева" он назвал установку на формирование нового качества нации будущего и связанный с ней национальный ренессанс. Так, глава государства подчеркнул: "Наша молодежь по-современному возрождает наш национальный дух, соединяя опыт прошлого и горизонты будущего. Задача государства – сохранить и многократно усилить этот позитивный импульс. Сделав это, мы сотворим свой казахский ренессанс и собственную эпоху реформации".
Сенатор отметил, что для возрождения нации XXI веке она должна осознать себя единой семьей, связанной общими ценностями и общим видением долгосрочных перспектив развития. А это осуществимо только путем национального диалога.
Полную версию статьи председателя Сената Парламента Маулена Ашимбаева опубликовала газета "Время". Ознакомиться с ней можно здесь.