Использование ИИ для жизни и бизнеса: эксперты Yandex Qazaqstan рассказали о применении новых технологий

Основной темой обсуждений среди ведущих мировых и отечественных экспертов, спикеров и предпринимателей стали перспективы инновационного развития и цифровой повестки, а также практическое применение ИИ в различных секторах экономики: финансах, промышленности, медицине, образовании и государственных технологиях.
Как нейросети меняют доступ к знаниям
Сервисы Yandex Qazaqstan на основе ИИ вносят вклад в развитие бизнесов страны, формирование цифровой экосистемы. Одно из решений с использованием искусственного интеллекта, "Яндекс Поиск" с "Нейро", постоянно развивается в Казахстане. Сервис не только быстро отвечает на сложные вопросы, используя знания всего интернета, но и помогает решать различные задачи: от повседневных запросов до бизнес-задач, образования, поэтому и аудитория сервиса стремительно растет. Казахстанским пользователям Нейро доступен в Поиске с прошлого сентября на казахском и русском языках. С того момента количество тех, кто к нему обращается хотя бы раз в день, выросло в стране на 69%, а число вопросов от них увеличилось на 49%. Около трети вопросов, которые ежедневно задают Нейро в Казахстане, посвящены образовательной тематике.

Фото: Yandex Qazaqstan
Директор по развитию "Яндекс Поиска" в Казахстане Улан Кайрбеков рассказал, как искусственный интеллект помогает создавать абсолютно новый поиск.
"Как вы видите, последние несколько лет применение ИИ становится все обширнее и популярнее. И "Яндекс Поиск" со своей стороны постоянно вкладывается в развитие этих технологий. Как раз-таки "Яндекс Поиск с Нейро" и есть симбиоз наших технологий поиска с большими генеративными моделями", – отметил эксперт.

Фото: Yandex Qazaqstan
"Нейро" – это по сути максимально облегченный путь пользователя в поисковике. Обычно люди заходят и, чтобы найти конечный ответ, им важно задать правильный запрос, посмотреть несколько ссылок или много раз его уточнить. Что делает "Яндекс Поиск с Нейро"? Ему можно задать вопрос в любой вариации, любой сложности или даже с ошибкой. Все равно сервис распознает запрос, пройдясь по всем релевантным и актуальным сайтам, и соберет оптимальный ответ", – сказал Улан Кайрбеков.
Улан Кайрбеков добавил, что специалисты не просто адаптировали технологию на казахский язык, а разработали сервис так, чтобы выдавать точный ответ для аудитории страны с учетом контекста. Доля запросов на казахском языке составляет 27% от всех запросов к Поиску в стране.
В январе 2025 года число пользователей увеличилось на 28% по сравнению с этим же месяцем прошлого года. Каждый день люди задают около 8 млн запросов к сервису.
Могут ли ИИ-решения повысить эффективность бизнеса
Также представитель компании рассказал, чем сервисы Yandex Qazaqstan могут быть полезны при ведении бизнеса.
"Аудитория Яндекс Поиска растет, и казахстанцы задают ежедневно миллионы запросов к сервису. Такой растущий трафик открывает возможности и бизнесам. Помимо рекламного размещения на страницах поиска, они могут оптимизировать свой сайт в выдаче, тем самым стать еще заметнее, привлекая дополнительных клиентов", – поделился Улан Кайрбеков.
Что дает Yandex Cloud? По сути, облака помогают действующему бизнесу – масштабироваться, а начинающим стартапам – получить преимущество быстрого запуска.
"Иначе говоря, с помощью облачных сервисов крупные и средние компании автоматизируют и оптимизируют свои процессы, а небольшие команды при минимальных затратах тестируют в "облаке" свои гипотезы, а также существенно ускоряют разработку и время вывода продукта на рынок – так называемый, time-to-market. Более того, сегодня "облака" это уже базовая необходимость, особенно для таких сфер как ретейл, e-commerce, банкинг, телеком, то есть, там, где есть высоконагруженные системы массового обслуживания. На платформе Yandex Cloud доступны свыше 30 сервисов, и их линейка постоянно расширяется. Так, например, на Digital Almaty команда ML-AI Yandex Cloud анонсировала запуск с 31 января в локальном ЦОД сервиса SpeechKit – это комплекс технологий распознавания и синтеза речи, который позволяет компаниям создавать умных голосовых помощников и автоматизировать работу колл-центров. Это значит, что теперь у казахстанского бизнеса есть возможность пользоваться SpeechKit без собственной инфраструктуры и с сохранением данных на территории страны", – продолжил Улан Кайрбеков.
Также эксперт упомянул, что API Яндекс Карты – это инновационные возможности использования картографических данных, которые можно эффективно применять в ведении современного бизнеса.
API Яндекс Карты уникальны тем, что предоставляют готовые программные библиотеки, позволяющие компаниям использовать широкие возможности технологий Яндекс Карт, настроив их под запросы конкретного бизнеса. К примеру, встраивать интерактивные карты на сайты и в приложения, уточнять местонахождение нужных локаций и решать задачи, связанные с маршрутизацией и навигацией.

Фото: Yandex Qazaqstan
Специалист пояснил, что инструменты API Яндекс Карт особенно незаменимы для индустрий ретейла, электронной коммерции, логистики, доставки, фудтеха, райдтеха, финтеха, телекома и в целом для всех, кто организует перевозку грузов и товаров.
"Сценариев применения наших решений много. Возьмем для иллюстрации работу маркетплейса или любого e-commerce сервиса. При оформлении заказов клиенты нередко допускают ошибки и опечатки в адресах. Для эффективной организации доставки очень важно определить точное местоположение вплоть до подъезда, чтобы курьер четко понимал, куда везти заказ. В этом помогает наш геокодер на ИИ, который распознает даже неструктурированные адресные запросы с опечатками и сокращениями", – отмечает эксперт.
Вместе с тем логистическим компаниям и курьерским службам сервис помогает строить оптимальные маршруты доставки с учетом не только текущей ситуации на дороге, но и будущей дорожной обстановки, ориентируясь на погодные условия, пробки и тип используемого транспорта. Это позволяет точно рассчитать стоимость и время доставки, улучшая операционную эффективность работы и увеличивая прозрачность для клиентов.
Многие организации и бизнес все чаще используют искусственный интеллект для решения повседневных задач. Это не только оптимизирует деятельность компании, но и выводит проекты на новый уровень. На примере решений сервисов Yandex Qazaqstan заметно, что сфера применения ИИ расширяется, а технологии стремительно меняется и совершенствуются. Области применения ИИ в Казахстане продолжат расширяться с каждым годом, открывая новые возможности для молодежи и предпринимательства.