Private 5G в действии: как Kcell превращает шахты и карьеры в цифровые экосистемы

Беспилотная техника, автоматизация и нулевая задержка – не проект будущего, а реальность казахстанского производства.
В рамках панельной сессии "ГМК в эру искусственного интеллекта" директор Департамента развития бизнес-рынка Kcell Динара Касымова рассказала о первых в стране кейсах внедрения промышленного Private 5G на производстве от карьеров до потенциала подземной связи в шахтах. Участники конгресса смогли увидеть, как цифровизация уже сегодня повышает безопасность и эффективность в самых тяжелых производственных условиях.

Фото: Kcell
Самосвалы без водителя: Private 5G на карьере
Kcell стал первым оператором в Казахстане, внедрившим промышленную частную сеть 5G в реальной эксплуатации. Проект реализован на разрезе "Восточный" компании ERG, где беспилотные самосвалы управляются дистанционно через сеть Private 5G.
"Это не просто технологическое новшество, это реальный шаг к повышению эффективности и безопасности в промышленности. Один оператор может управлять до 10 единицами техники одновременно. Private 5G позволяет снижать затраты, минимизировать простои и свести травматизм к нулю", – рассказала Динара Касымова на сессии AMM 2025.

Фото: Kcell
Проект уже приносит результат:
"На разрезе "Восточный" мы впервые в Казахстане запустили самосвалы-беспилотники и уже внедрили новые специальности – оператор беспилотных самосвалов. Комплекс роботизированной техники обслуживают всего два человека. Водитель-оператор следит за соблюдением правильных скоростей, траекторией и безопасностью маневров трех машин. А сервисный инженер обслуживает комплекс, также строит маршруты и актуализирует площадки погрузки и разгрузки. Благодаря их мастерству машины-беспилотники уже перевезли более 2,5 млн тонн горной массы. Они совершили 22 тыс. беспилотных рейсов – это 96 тыс. км", – говорит генеральный директор ERG в Казахстане Серик Шахажанов.
Что дает Private 5G промышленности
Частная сеть связи – это закрытая, защищенная цифровая инфраструктура, развернутая специально под нужды конкретного предприятия. Она позволяет управлять техникой и оборудованием в режиме реального времени, а также интегрировать IoT, видеонаблюдение, цифровых двойников и М2М-связь, строить внутренние экосистемы, не зависящие от внешней связи, и гарантировать безопасность данных и непрерывность процессов.

Фото: Kcell
Private 5G от Kcell обеспечивает скорость до 10 Гбит/с и задержку всего 1 миллисекунду. Это критично для автоматизации, удаленного контроля и внедрения ИИ в горнодобывающие процессы.
А под землей? Kcell готов и к шахтам
Во время обсуждения на сессии прозвучал важный вопрос: можно ли внедрить такие частные сети не только на поверхности, но и под землей, то есть в шахтах? Оказалось, да. У Kcell уже есть технологические решения, позволяющие развернуть Private LTE и 5G даже в условиях подземной добычи. И если горнодобывающие предприятия проявят интерес, такие проекты могут быть реализованы.
Особенно актуально это для шахт, где вопросы безопасности сотрудников стоят острее всего. Стабильная связь, мгновенный отклик систем и возможность централизованного мониторинга способны значительно снизить риски и оперативно реагировать на нештатные ситуации.

Фото: Kcell
Напомним, Kcell уже внедрил частные сети на объектах KAZ Minerals, Polymetal International и ERG. Только на шести комбинатах ERG установлено более 40 базовых станций, охватывающих территорию свыше 200 кв. км, – это сопоставимо с площадью целого города, например, Тараза.

Фото: Kcell
Проект, одобренный на высшем уровне
Отметим, что промышленный Private 5G от Kcell был впервые представлен широкой аудитории в марте 2025 года на выставке AlmatyFair.ai. Тогда проект продемонстрировали президентам Казахстана и Узбекистана. В режиме реального времени главы государств увидели, как беспилотная техника на производстве управляется через частную сеть. Это стало наглядным примером того, как технологии формируют новый стандарт безопасности и эффективности в промышленности.