Наиб-имам Нурмухамед Иминов: Слово «талак» нельзя произносить даже в шутку

Проституция в исламе не может быть халяльной.
Халяль проституция по-казахски… Эта тема, не так давно поднятая в СМИ, вызвала большой резонанс в обществе. Напомним, в публикации говорилось, что в Казахстане молодые девушки выходят замуж за представителей радикальных течений ислама, затем их мужья, произнося слово «талак» или «развод», разводятся с ними и передают их своим друзьям. В результате женщина за один только год может поменять несколько мужей, родить детей, но не будет знать, чей это ребенок. Что на самом деле означает слово «талак»? Как в исламе прописаны процедуры заключения брака и развода? Как ислам относится к семье и семейным ценностям? - с этими вопросами мы обратились к наиб-имаму Центральной мечети Алматы Нурмухамеду Иминову.


- Нурмухамед Зибибуллаевич, как вы оцениваете статью «Халяль проституция по-казахски», действительно ли в Казахстане имеются такие факты?

- К сожалению, в последнее время некоторые представители нетрадиционных радикальных течений ислама начали по-своему практиковать религиозный развод (талак), что порождает немало проблем, связанных с брошенными на произвол судьбы девушками, которых они зачастую используют для удовлетворения своих низменных страстей и пагубных целей. Поэтому неудивительно, что данная статья вызвала широкий резонанс в обществе, уже само ее название как бы намекает на расцвет одной из форм проституции среди верующего населения Казахстана.

- О ком конкретно идет там речь?

- Думаю, будет лучше, если на этот вопрос ответят авторы статьи, так как в ней не указаны названия течений, которых придерживаются эти люди, и вообще нет никакой информации о них, поэтому мы не можем подтверждать приведенные в публикации данные о жертвах деструктивных течений. Скажу лишь, что к нам такие люди не обращались. Но даже если эта статья и правдива и у нас действительно есть случаи, которые там описываются, то, думаю, они единичны и нельзя говорить, что в Казахстане эта ситуация набирает обороты, масштабы.

Но самое главное, мы должны понять, что такие вещи ни в коем случае нельзя приписывать религии ислам, в традиционном исламе такого нет, и не может быть, это к исламу не имеет никакого отношения, ибо сама по себе проституция противоречит исламу, канонам религии, также как название «халяль-проституция» противоречит истинному исламу. В исламе проституция – харам, то есть категорически запрещенное и является большим грехом, за который следует наказание в обоих мирах. В исламе нет никакой «халяль-проституции», как не может быть и любой другой дозволенной проституции. Проституция в исламе запрещена в любом ее виде и в любых ее формах. И даже если эксперты приписывают подобные случаи тем или иным нетрадиционным течениям, то выявить их и назвать весьма сложно в силу того, что сегодня сама молодежь, которая попадает в сети деструктивных объединений, не знает, кто они на самом деле. То есть незнание религии, основных постулатов ислама, низкий уровень религиозной грамотности являются причинами того, что наша молодежь становится жертвой различных псевдорелигиозных объединений.

- Уважаемый наиб-имам, давайте, воспользовавшись случаем, подробно расскажем нашим девушкам, что такое никах и талак (брак и развод по исламу), чтобы они действительно не попали в сети мракобесия и деструктивных течений.

- Начнем с первого. В исламе есть условия заключения брака (никах), создания семьи. И только при их соблюдении никах будет действителен с точки зрения религии. Любой, кто желает жениться, выйти замуж, создать семью, должен соблюдать эти условия. Одним из главных условий никаха является обоюдное согласие молодых, то есть никто никого не может заставить выйти замуж или жениться. О девушках хочу сказать особо, их согласие выйти замуж обязательно, никто не имеет права выдавать замуж насильно, даже отец родной.

Во времена Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) был случай, когда к нему пришла одна женщина и сказала: «О Посланник Аллаха! Мой отец заставил меня выйти замуж за сына своего брата». Тогда Посланник Аллаха предоставил ей выбор согласиться с этим браком или отказаться от него. И этот наглядный пример показывает, что девушка имеет право выбора. Следовательно, брак, заключенный без ведома или против воли одного из супругов, считается недействительным.

Вторым условием является присутствие свидетелей при заключении брака, как минимум двоих мужчин или одного мужчины и двух женщин. Это должны быть знакомые молодоженам люди, которые в дальнейшем при необходимости могли бы подтвердить заключение брака. Если это будут просто случайные прохожие, то потом их найти будет очень проблематично, поэтому имамы при заключении семейных уз, просят молодых привести с собой знакомых людей и таким образом, избежать каких-то нежелательных последствий, недоразумений.

Также по канонам шариата необходимо присутствие «вали», это отец девушки, который дает свое согласие на заключение брака. Связано это с тем, что отец несет ответственность за свою дочь и ответственность за последствия этого никаха. Но поскольку мы живем в светском государстве, не стоит пренебрегать законами, поэтому мы бы порекомендовали сначала официально расписаться в ЗАГСе, и только потом приехать в мечеть и заключить никах.

Следующее условие - никах не должен нести временный характер. Если человек априори женится или выходит замуж с целью развесить, то такой никах не может считаться религиозным бракосочетанием и относится к временному никаху, что также категорически запрещено в исламе. Подобного рода никах является «никахом мутаа», когда одна из сторон ставит условие о дальнейшем разводе, даже если срок не определен. Иными словами, при создании семьи человек должен иметь намерение прожить со своим супругом или супругой всю свою жизнь.

- Но жизнь есть жизнь и в жизни всякое бывает, в том числе, когда люди уже не могут жить друг с другом, и вынуждены расстаться

- Понимаю вас, супруги действительно могут прибегнуть к разводу как к крайней мере решения семейного конфликта, но я сейчас говорю о другом: если человек изначально ставит себе цель развестись в дальнейшем, то этот никак не будет считаться легитимным с точки зрения религии - в исламе временный брак запрещен. И если молодые люди поступают так, значит, что они не знают шариата, не знают условий никаха.

- Общеизвестно, что заключение никаха зачастую происходит не в мечетях, а в других местах, скрытно. Как с этим бороться?

- Первое - должен быть родительский контроль. Если каждый родитель будет интересоваться своим ребенком, чем он занимается, с кем проводит большую часть своего времени, с кем знакомится, то эту проблему можно будет избежать еще на стадии знакомства с сомнительным молодым человеком.

А тем, кто скрывает свой брак от родителей, хочется сказать, что не стоит ждать счастья от такого никаха, потому что без благословения родителей семейное благополучие хрупко. В хадисе говорится «Довольство Аллаха - в довольстве родителей». То есть без довольства родителей, без их благословения достичь счастья в этом мире и в мире вечном будет весьма сложно.

Второе - низкий уровень религиозной грамотности, сокрытие факта заключения брака. Если бы молодые люди пришли в мечеть, обратились к официальному духовенству, им бы подробно объяснили условия никаха и талака, а также обязанности супругов в семейной жизни. Однако приверженцы нетрадиционных религиозных течений стараются не просвещать своих будущих жен в вопросах заключения брака и развода по исламу, им выгодно, чтобы они не знали истинные нормы шариата, так им легче ими манипулировать, запугивать.

- То есть они действуют по принципу: для женщины незнание лучше знаний?

- Верно. Они приводят «фетвы» своих псевдошейхов и действуют так, как им удобно.

- Что делать тем, кто уже сделал скрытый, запрещенный никах?

- Если одно из условий никаха не было соблюдено, то такой никах считается недействительным, поэтому этим людям нужно покаяться, понять, что все это время жили в грехе, осознать свою ошибку и зарегистрировать свой брак в ЗАГС, затем заключить никакх в мечети в соответствии с шариатом.

- Теперь о талаке - процедуре развода по исламу…

- В исламе семья имеет большое значение в жизни каждого верующего. Семья – это островок тепла, уюта, любви. Но как бы это ни было прискорбно, в жизни бывают случаи, когда человек, как вы сказали, вынужден развестись. Причины могут быть разные. Это и физические недостатки супруга, к примеру, бездетность, это и частые разногласия, и прелюбодеяние одного из супругов и т.д. В шариате прописаны условия развода, без соблюдения которых развод считается недействительным.

Во-первых, о разводе супруг сообщает словом «талак». Термин «талак» в исламском праве подразумевает намерение развестись со своей супругой и происходит он от арабского «талака», что означает быть свободным, получить развод. Более точный смысл его таков: с этого момента мы с тобой разведены и ты не моя жена. То есть талак это полный разрыв супружеских уз и прекращение совместной жизни.

Во-вторых, в исламе запрещено заявлять о разводе сразу более одного раза. После того, как муж впервые произнес слово «талак», должен пройти один менструальный цикл, после чего он может еще попытаться сохранить семью, не отпустить жену или, наоборот, опять повторить слово «талак». И так три раза до полного развода.

Талак, развод вступает в силу в момент произнесения этого слова независимо от того, сказано оно было в шутку или всерьез, поэтому в исламе возбраняется его произнесение даже в шутку, или в порыве гнева, или в качестве устрашения. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Три действия таковы, что будь они сказаны в шутку или всерьез, они вступают в силу, - это никах, талак и отзыв талака». Поэтому супруг, прежде чем произнести слово «талак», должен четко осознавать всю серьезность своего решения и подходить к этому предельно взвешенно, вдумчиво. Ведь если он опять потом захочет жениться на своей бывшей жене, то есть захочет вернуть ее к себе, то сможет это сделать лишь после того, как она выйдет замуж за другого и разведется.

- В упомянутой нами статье говорится, что, объявив жене талак, муж через несколько дней позвонил другу и предложил взять ее к себе в жены. Такое допустимо в исламе?

- Это не то чтобы допустимо, это в корне противоречит исламу и указывает на незнание шариата. В исламе разведенная женщина не может выйти замуж за другого до тех пор, пока не закончится идда. Идда - это период, когда женщина ждет три менструальных цикла, чтобы выяснить, беременна она или нет. Если она окажется беременной, то идда продлевается вплоть до родов. При этом она живет в доме мужа, с которым еще не развелась, он ее содержит, полностью обеспечивает. Это обязательное условие.

За это время муж должен подтвердить свое намерение о разводе, сказав три раза «талак» после каждого менструального цикла, либо взять свои слова обратно и не разводиться. Как видим, ислам досконально прописал как условия заключения брака, так и правила развода. То есть в исламе развод допустим, но в тоже время эта процедура описывается как самое ненавистное из всего дозволенного. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Из дозволенных деяний самым ненавистным для Аллаха является развод». Развод – крайняя мера, когда уже невозможно сохранить семью и вместе жить, вести хозяйство, рожать и воспитывать детей.

- Откуда представители радикальных религиозных течений берут такие «фетвы», которые нарушают все нормы ислама, дозволяют попользоваться девушкой, а потом бросить ее на произвол судьбы?
- Из интернета. К сожалению, сегодня в Сети полно различных проповедей сомнительного толка, поэтому хотелось бы посоветовать девушкам быть более разборчивыми, осторожными, повышать свою религиозную грамотность, культуру, духовность, а если они все же попали в какую-то нехорошую ситуацию - обращаться в официальное духовенство, благо сейчас для этого есть все условия. К примеру, созданы и действуют сайты Духовного управления мусульман Казахстана, где можно задать онлайн-вопросы или написать письмо, или позвонить по указанным там телефонам. Также можно прийти в ближайшую мечеть и обратиться непосредственно к имаму, представителю традиционного ислама и я уверяю, ни одно такое обращение, ни один вопрос не останется без внимания.

Еще одни момент, на котором хотелось бы заострить внимание - это разумность поступков. В статье «Халяль проституция по-казахски» приводится пример, когда взрослая женщина, имеющая определенный жизненный опыт, в течение пяти лет девять раз вышла замуж и развелась. Данный факт трудно воспринять даже с точки зрения логики. Конечно, бывают случаи, когда девушка может ошибиться с выбором спутника жизни, и вынуждена, расторгнув брак, выйти замуж за другого человека. Но когда это повторяется неоднократно, тем более в такой короткий срок, то стоит задуматься, насколько сам человек дает себе отчет о правильности своих действий. Такое противоречит не только канонам ислама, но даже не вписывается в общепринятые человеческие рамки разумности.

Торгын Нурсеитова

Актау Актобе Алматы Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: