Венецианская Биеннале-2019: Ку-ку, кумыс или о чем кричат мировые художники

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 03.09.2019 09:13 Zakon.kz
Тему для каждой очередной Биеннале задает куратор центрального павильона.

Всемирный смотр современного искусства – Венецианская Биеннале - проходит в итальянском городе на воде раз в два года. Корреспондент Zakon.kz побывал в Венеции, своими глазами увидев самые актуальные и выдающиеся на данный момент произведения современного искусства.

Венецианская Биеннале, открывшаяся 11 мая, расположилась на трех основных городских локациях- Арсенал, Гьярдини и Форте Маргера. Это не временные, а стационарные павильоны: за время существования выставки на протяжении 20 века ведущие страны мира выстраивали собственные павильоны, спроектированные видными национальными архитекторами. Помимо страновых павильонов здесь есть главные павильоны, где выставлены работы 79 художников и арт-групп со всего мира — преимущественно это 30–40-летние авторы, многие с успешной международной карьерой.

Тему для каждой очередной Биеннале задает куратор центрального павильона. Эта тема призвана отразить современное состояние искусства. Всем участникам Биеннале предлагается так или иначе следовать обозначенной куратором теме. В связи с этим особое внимание профессионалов приковано к выбору главного куратора. В 2019 году это Ральф Ругофф, руководитель лондонского центра современного искусства Hayward Gallery, а девизом и основной темой стала фраза “May you live in interesting times” (псевдокитайское изречение, аналогичное русскому "Не дай вам бог жить в эпоху перемен")

Достаточно беглого взгляда на работы, выставленные в главном павильоне La Biennale в Гьярдини, чтобы понять: современных художников не просто волнуют, а даже тревожат изменения, происходящие в мире.

Китайские деятели искусства Сунь Юань и Пен Ю остерегают современников от увлечения достижениями научно-технического прогресса. Их работа "Can’t help myself" представляет из себя промышленного робота с ковшом, который поворачивается и беспокойно сгибается в своей прозрачной клетке, почти как существо, захваченное и выставленное на обозрение. Эта жидкость, похожая на кровь, постоянно вытекает, вызывая срабатывание датчиков робота и побуждая машину сдвинуть ее на место.

Художник Генри Тэйлор затронул проблемы бедности мирового населения, когда люди вынуждены жить на улице словно гиены, а Александра Биркен в инсталляциях "Walking house" и "Snoopy" недвусмысленно намекнула, как опасны мотогонки.

Белоснежный коридор - тоже инсталляция.

А вот так, по мнению Джорджа Кондо, выглядит Facebook в лицах. Сплошная чернуха, одним словом.

Интересная инсталляция со знакомыми жителям Казахстана и Центральной Азии словами предвосхищает зал с другими, не менее интересными работами .

Настоящий бархатный "Мурал" в стиле модернизма подготовил Эд Минолити.

Задача национальных павильонов на Биеннале – не только поговорить о мировых проблемах, но и рассказать о своей стране. До начала нынешней Биеннале мы сообщали, что у Казахстана также может появится свой павильон на всемирном смотре современного искусства, поскольку кураторы отобрали работы двух художниц, в том числе Бакыт Бубикановой. Однако в последний момент стало известно, что профильное министерство отказало в финансировании, поэтому работы наших соотечественников в Венеции в этом году мир не увидел.

Обход выставочных павильонов всех стран-участниц – дело непростое, потому любители искусства отдыхают прямо здесь же, в парке на лужайке. Либо сидят на ступеньках.

Страна-хозяйка Биеннале – Италия, представлена двумя павильонами. В "Арсенале" находится огромный итальянский павильон, а в парке Гьярдини – павильон Венеции. Его кураторы креативно подошли к делу. Во-первых, современное искусство - не только визуальное наслаждение, но и ощущения, впечатление. А во-вторых, Венеция сама по себе уникальна, и рассказать о ней без вдохновения невозможно. Поэтому венецианский павильон наполнен водой, заходить в него нужно только босиком и по 8 человек.

Внутри посетителей ожидает настоящее приключение!

О переменах задумались в египетском павильоне: здесь у Сфинксов вместо голов телевизоры и спутниковые тарелки, а ходить нужно как по лабиринту.

Израиль развернул целый госпиталь (Айя Бен Рон, "Field hospital"), затронув темы насилия над детьми и женщинами.

Бразилия представила зажигательные танцы.

Польша обнажила самолет, показав все, что скрыто под обшивкой. (Роман Станьчак, "Flight").

Французский павильон целиком и полностью посвящен проблеме загрязнения окружающей среды.

А канадский – местным коренным жителям, вынужденным соседствовать с цивилизацией.

Павильон Дании представлен работой Лариссы Сансор "Heirloom": художника беспокоит будущее планеты Земля в связи с тотальным загрязнением окружающей среды.

Япония посвятила свою экспозицию последствия землетрясений и цунами, а совместный павильон Скандинавских стран напоминает об изменениях климата, уже происходящих в мире.

Бельгия показала инсталляцию с движущимися куклами размером с человека, выполняющими определенные действия.

Многие страны выставили более специфические работы своих художников, в том числе видеофильмы, инсталляции.

В Британском павильоне выставлена экспозиция, включающая гербарий, высушенных насекомых, посуду.

Она, несмотря на свою минималистичность, занимает 6 комнат, и одновременно ее могут смотреть только 8 человек.

В павильоне США выставлены интересные скульптуры из современных материалов.

Российский павильон наполнен мрачной композицией, подготовленной Государственным Эрмитажем – главным музеем Санкт-Петербурга. По окончании Биеннале в начале следующего года экспозицию обещают привезти в Москву, Астану и Амстердам. Экспозицию в Главном штабе Эрмитажа представят в расширенном варианте, будет точно не так как в Венеции, а чуть-чуть по-другому, будет по-петербургски, а потом по-московски. Впервые за последние 20 лет российское государство отказалось от финансирования павильона в Венеции.

Читайте также: Венецианский кинофестиваль-2019: Armani, флаг Казахстана и звезды на прогулке

Идея Венецианской Биеннале возникла у консула Венеции Риккардо Сельватико в 1893 году. Основой для этого послужил успех однократно проведённой в Венеции в 1887 году Национальной художественной выставки (итал. Esposizione nazionale artistica).

Венецианская Биеннале была учреждена в 1895 году как "Международная художественная выставка города Венеции". На первой Биеннале были представлены работы художников из 16 стран. Престиж Биеннале вскоре достиг международного масштаба, а когда после Второй мировой войны, в 1948 году её регулярное проведение возобновилось, она стала площадкой общепризнанного международного авангарда. В 1930-х годах в рамках Биеннале основаны международные фестивали музыки, театра, кино, в 1975 — Международная выставка архитектуры.

Во второй половине 20 века Венецианская Биеннале сыграла ключевую роль в становлении современного искусства. Художественные явления, представляемые странами-участницами и оценивающиеся международным жюри, вписываются в историю мирового искусства и существенно влияют на направление его развития. Жюри вручает приз за лучший национальный павильон и особо отмечает одного или нескольких художников. Так, в 1964 приз был вручен Роберту Раушенбергу, что стало одним из важных эпизодов международного признания поп-арта.

К 2019 году Венецианская Биеннале разрослась и включает 90 национальных павильонов, 29 из которых перманентно находятся в садах Гьярдини и считаются собственностью стран-участниц. Когда в садах стало не хватать места для строительства новых павильонов, а количество желающих принять участие увеличилось, к Биеннале добавилась вторая площадка, расположенная на месте бывших доков, — Арсенале. Следующая Венецианская Биеннале пройдет в 2021 году.

Альберт Ахметов, Венеция

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: