Мошенники маскируются под e-Salyq Azamat: как распознать угрозу

Хакеры, программисты, кибербезопасность, мошенничество, мошенники, защита данных, взлом данных, личные данные, персональные данные, защита персональных данных, фото - Новости Zakon.kz от 19.05.2025 15:23 Фото: freepik
С начала текущего года зафиксирован рост случаев, когда злоумышленники, представляясь сотрудниками e-Salyq Azamat и других государственных структур, вводят граждан в заблуждение с целью получения персональных данных, кодов подтверждения или доступа к государственным услугам.

Мошеннические схемы становятся все более изощренными и внешне напоминают официальную коммуникацию: звонки с подменных номеров, сообщения от имени знакомых сервисов, убедительные просьбы подтвердить "доставку" или "заявку".

Как именно действуют злоумышленники и какие меры предосторожности надо соблюдать, рассказал Александр Терентьев, директор Департамента социальных проектов и повышения финансовой грамотности Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

"Заказное письмо" с подвохом

Самая распространенная схема – звонок от якобы сотрудника "Казпочты". Мошенники звонят потенциальной жертве и сообщают, что пришло заказное письмо. Пока жертва соображает, какое письмо должно прийти, мошенники уточняют время, удобно ли получить его в течение двух часов. Как только вы соглашаетесь, он просит подтвердить доставку кодом из SMS. Однако сообщение приходит не с официального номера 1499, а с 1414 – это сервисные номера e-Salyq Azamat или eGov. Завладев кодом, мошенники получают доступ к вашим госуслугам и персональным данным и могут использовать их для оформления кредитов, рассылки фейковых сообщений от вашего имени и других противоправных действий.

В соцсетях пользователи делятся, что такие звонки часто поступают с номеров из ближнего зарубежья. При этом собеседники настаивают, что они сотрудники национальной компании. Цель у них все та же – украсть ваши данные и получить ваши деньги как можно быстрее.

Еще один способ мошенничества – вам приходит сообщение якобы от E-Salyq Azamat о том, что письмо или посылка прибыли, но для доставки не хватает полного адреса. Далее мошенники просят перейти по ссылке, чтобы дополнить недостающие данные. Разумеется, ссылка ведет на поддельный сайт "Казпочты" – мошенники хорошо научились подделывать любые ресурсы. И если вы перейдете по ссылке, ваши данные и средства могут оказаться под угрозой.

Фишинг через мессенджеры и лжесотрудники

Мошенники также активно используют WhatsApp и Telegram, представляются сотрудниками госорганов, отправляют вредоносные файлы, получая доступ ко всем вашим личным данным.

Есть и сложносоставные схемы. Например, злоумышленники прикрываются E-Salyq Azamat, представляясь сотрудниками энергетической компании. Они звонят человеку и сообщают, например, что ему в срочном порядке нужно заменить счетчики, иначе его ожидает штраф. А для ускорения предлагают поставить в электронную очередь. Для этого они просят сообщить SMS-код от E-Salyq Azamat или eGov. Дальше в игру вступают лжеполицейские, которые звонят с сообщением о том, что банковский счет жертвы был взломан, но его можно защитить, переведя деньги на "безопасный" счет. При такой схеме человек по своей воле отдает мошенникам и личные данные, и деньги.

В последнее время мошенники также стали все чаще представляться сотрудниками регистратуры поликлиник и даже могут называть правильные адреса и названия – для достоверности. При разговоре аферисты говорят, что якобы правила изменились и теперь записаться к врачам и вызывать скорую можно только по номеру медицинской декларации. Под предлогом этого мошенники выманивают одноразовый код для входа в приложения E-Salyq Azamat или eGov. Получив шестизначный код от доверчивого гражданина, они получают полный доступ к его персональному аккаунту.

схема о том, как защитить себя от цифрового мошенничества, фото - Новости Zakon.kz от 19.05.2025 15:23

Фото: АРРФР

Также популярна легенда о "замене счетчиков по госпрограмме". Мошенники звонят, представляясь сотрудниками коммунальных служб, например, "Астана Энергосбыт" или "Алматы су". Они рассказывают о некой "государственной программе по замене счетчиков" и расспрашивают о последних проверках. Затем оформляют фиктивную заявку и отправляют на телефон код под предлогом ее подтверждения. Конечно, на самом деле этот код нужен им для получения доступа к государственным цифровым сервисам.

Как защитить себя от цифровых мошенников?

1. Никогда не сообщайте шестизначные коды. Ни Казпочта, ни банки, ни госорганы их не запрашивают.

2. Проверяйте номер отправителя. У Казпочты – 1499. Никакие 1414 или зарубежные номера не имеют отношения к доставке.

3. Не переходите по сомнительным ссылкам. Все действия лучше выполнять через официальные сайты или приложения: qazpost.kz, eGov.kz, eGov mobile.

4. Не открывайте файлы, присланные незнакомцами через мессенджеры – это может быть вирус.

5. Проверьте информацию через официальные каналы. Завершите разговор и перезвоните в компанию или учреждение самостоятельно.

6. Установите запрет на кредиты через "Стоп-кредит". Это можно сделать в eGov или eGov-mobile. Так мошенники не смогут оформить на вас займы.

7. Сообщайте о подозрительных звонках в полицию и делитесь информацией с близкими.

Самое главное, что нужно помнить: сотрудники государственных и правоохранительных органов, национальных компаний, банков никогда не требуют перевода денег на сторонние счета и не запрашивают шестизначные коды. Любые такие требования показывают, что перед вами мошенники, а не госслужащие.

Кроме того, как бы на вас ни давили мошенники, обязательно прерывайте телефонный разговор и перезванивайте по официальному номеру, чтобы уточнить информацию, а также сообщайте обо всех подозрительных звонках в правоохранительные органы.

Поделитесь новостью
Поделитесь новостью:
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: