Инициированные президентом реформы направлены на устойчивый экономический рост – экспертное мнение

Подписание законов, назначения, Акорда, резиденция Президента РК  , фото - Новости Zakon.kz от 17.03.2025 16:25 Фото: Zakon.kz
С момента вступления в должность в 2019 году президент РК Касым-Жомарт Токаев инициировал ряд политических, экономических и социальных реформ. Как эти преобразования сказались на жизни казахстанцев? Эксперты поделились мнением с корреспондентом Zakon.kz.

Политические реформы

Одним из ключевых направлений реформ стала политическая модернизация. Касым-Жомарт Токаев предложил переход к семилетнему президентскому сроку без права переизбрания, что направлено на предотвращение монополизации власти и обеспечение регулярного обновления высшего руководства страны. Были перераспределены полномочия от президента к другим институтам власти, что способствовало укреплению системы сдержек и противовесов. Введена смешанная избирательная система, позволяющая части депутатов Мажилиса и областных маслихатов избираться по одномандатным округам, что усилило представительность различных слоев общества в законодательных органах.

Политолог Талгат Исмагамбетов считает, что в реформах Токаева учитываются запросы общества.

"Законодательные акты, касающиеся ужесточения наказаний за распространение наркотиков и насилие в отношении женщин и детей, реально отражены и работают. Появилась выборность акимов не только сельских округов, но и городов областного подчинения и сельских районов", – считает Талгат Исмагамбетов.

С 1 января 2023 года начал функционировать Конституционный суд, предоставив гражданам возможность напрямую защищать свои конституционные права. Был принят закон, закрепляющий статус и полномочия Уполномоченного по правам человека, а также усилена правозащитная функция Генерального прокурора.

Политолог Аладин Мустафаев считает, что создание Конституционного суда стало одной из ключевых институциональных реформ, инициированных президентом. Этот шаг направлен на укрепление конституционного контроля, расширение возможностей граждан в защите своих прав и построение более справедливой правовой системы.

"До реформы в Казахстане функции конституционного контроля выполнял Конституционный совет, однако он имел ограничения. Совет не принимал обращений от граждан, а его решения часто носили рекомендательный характер. В результате многие казахстанцы сталкивались с ситуациями, когда их права нарушались, но у них не было эффективного механизма обжалования законов или нормативных актов, противоречащих Конституции. Введение Конституционного суда устранило этот пробел. Теперь граждане могут напрямую обращаться в высший орган конституционного контроля, если считают, что их права были нарушены. Это приближает Казахстан к международным стандартам правовой защиты, таким, как практика Европейского суда по правам человека или конституционных судов Германии, Франции и России", – объяснил Аладин Мустафаев.

Конституционный Суд получил широкие полномочия, включая:

- рассмотрение жалоб граждан на соответствие законов и других нормативных актов Конституции;

- оценку конституционности решений органов власти по запросу президента, депутатов или Уполномоченного по правам человека;

- возможность отмены антиконституционных норм, что ранее было недоступно через Конституционный совет.

По мнению политолога, новый орган стал не просто консультативным институтом, а реальным инструментом защиты прав граждан, что повышает правовую культуру в обществе и делает судебную систему более открытой и подотчетной.

Еще одной важной реформой стало закрепление статуса и полномочий омбудсмена по правам человека. В прошлом этот институт существовал в Казахстане, но его функции были недостаточно четко прописаны, а влияние оставалось ограниченным.

"Теперь омбудсмен может свободно защищать права граждан без давления со стороны властей, направлять запросы в Конституционный суд, что усиливает его возможности по защите граждан", – говорит Аладин Мустафаев.

Реформа также затронула Генеральную прокуратуру, которая получила дополнительные инструменты для защиты прав граждан. Теперь прокуратура не только осуществляет надзор за законностью действий госорганов, но и играет активную роль в восстановлении справедливости в случае нарушений конституционных прав.

"Например, если гражданин столкнулся с неправомерным преследованием или незаконным решением суда, прокуратура может инициировать пересмотр дела в Конституционном суде или потребовать изменения нормативных актов, противоречащих Конституции", – пояснил Аладин Мустафаев.

По мнению политолога, создание Конституционного суда, расширение полномочий омбудсмена и прокуратуры демонстрируют движение Казахстана в сторону укрепления демократических институтов и верховенства права. Это создает новые механизмы защиты прав граждан, повышает прозрачность государственной системы и формирует культуру правового государства.

"Но здесь важно заметить, что многое будет зависеть от реальной практики работы этих институтов. Если Конституционный суд станет независимым органом, который действительно защищает граждан от произвола, а омбудсмен и прокуратура активно используют новые полномочия, эти реформы могут стать одним из важнейших шагов на пути Казахстана к полноценному правовому государству".Аладин Мустафаев

Экономические реформы

В экономической сфере президент Токаев инициировал меры по демонополизации экономики. По результатам работы Комиссии по демонополизации в государственную собственность были возвращены пакеты акций и доли участия в 14 крупных акционерных обществах и товариществах с ограниченной ответственностью, а также значительное количество объектов инфраструктуры. Был принят закон "О возврате государству незаконно приобретенных активов", в результате чего, по данным Генеральной прокуратуры, с 2022 года в государственный бюджет было возвращено около 1,7 трлн тенге, включая более 750 млн долларов из-за рубежа. В 2024 году было возвращено 429 млрд тенге (около 824 млн долларов).

В 2022 году президентом была инициирована программа "Национальный фонд – детям". Ее цель – обеспечить каждому ребенку долю от национального богатства страны. По информации Национального банка РК, в 2024 году каждому ребенку было начислено по 100,52 доллара, в 2025 году – по 129,38 доллара. За два года реализации программы общая сумма накоплений на одного ребенка составила 232,94 доллара. Общая сумма начислений всем участникам программы в 2025 году составила 888,8 млн долларов.

Особое внимание уделялось развитию транспортной инфраструктуры. Были инициированы проекты по строительству 1300 км новых железных дорог и ремонту 30 тыс. км существующих путей. Строительство новых железнодорожных линий в направлении Китая и Узбекистана, а также обхода Алматинского узла направлено на превращение Казахстана в региональный транспортно-логистический хаб. Утверждена "Концепция развития транспортно-логистического потенциала до 2030 года", предусматривающая увеличение объема транзита через территорию Казахстана до 35 млн тонн к 2030 году. Реализуются крупнейшие железнодорожные проекты – вторые пути Достык-Мойынты и обводная линия Алматы.

"За шесть лет было введено 97,8 млн квадратных метров жилья. Реконструировали 4 400 км автодорог республиканского значения, в прошлом году было охвачено ремонтом и строительством 12 000 км магистралей. Идет процесс газификации: к 2025 году уровень обеспеченности населения газом достигнет 62%, что улучшит качество жизни миллионов граждан". Аладин Мустафаев

В энергетической сфере, учитывая дефицит электроэнергии и износ инфраструктуры, были предприняты меры по модернизации объектов энергетики. Заключены соглашения с Россией о строительстве ТЭЦ в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске, а также о поставках российского газа в Казахстан и Узбекистан. Рассматриваются проекты строительства новых АЭС, что, по мнению главы государства, должно способствовать стабильному развитию энергетического сектора страны.

Выступая на IV Национальном курултае, Касым-Жомарт Токаев сообщил, что в стране необходимо сформировать полноценный ядерный кластер и возвести не одну, а три АЭС. В связи с этим им было принято решение создать Агентство по ядерной энергетике.

"Атомная энергетика нам нужна, чтобы не только себя обеспечить энергией и покрыть дефициты, мы сможем обеспечить электроэнергией другие страны, зарабатывая на этом. Совместно с атомной надо развивать газовую и угольную генерацию, ВИЭ. Поэтому создание полноценного ядерного кластера позволит нам использовать все доступные технологические и научные ресурсы, чтобы сделать этот сектор безопасным, эффективным и выгодным", отметил Аладин Мустафаев. 

Также финансист Расул Рысмамбетов отмечает, что финансовые реформы в стране идут, но по многим направлениям впереди еще длинный путь. По его мнению, такие направления, как цифровизация госуслуг и поддержание макроэкономической стабильности действительно работают.

"Работа eGov – хорошая практика, электронное правительство – один из немногих реальных успехов мирового уровня. Финансовые сервисы оцифрованы, онлайн-банкинг работает без сбоев или с минимальными сбоями. Бюрократия сокращается, цифровые платежи развиваются, но цифровизация не решает проблему роста экономики. Более того, есть мнение, что оцифровка – это лишь шаг в сторону реальной, сквозной цифровизации. Цифра лишь улучшает администрирование", – поясняет финансист.

Новый налоговый кодекс: больше прозрачности или больше нагрузки

В 2023 году президент инициировал разработку нового, понятного налогоплательщикам Налогового кодекса, подчеркнув необходимость перезагрузки фискального регулирования и обновления налогового администрирования. Новый кодекс должен снизить давление на бизнес, создать условия для повышения деловой активности, привлечения инвестиций и развития предпринимательства, а также уменьшить долю теневой экономики и обеспечить прозрачность налоговых процедур.

И Правительство решило идти по пути увеличения налоговой нагрузки на крупный бизнес. Особенно в сырьевом секторе. По мнению Расула Рысмамбетова, формально это правильное решение: чем выше налоги, тем больше доходов в бюджет. Однако компании не хотят терять прибыль и ищут схемы минимизации налогов. Он считает, что рост налогов на сырье увеличивает затраты на добычу, что может снизить конкурентоспособность Казахстана.

Социальные реформы

В социальной сфере президент Касым-Жомарт Токаев также инициировал меры по повышению заработной платы учителей, преподавателей вузов и колледжей. С августа 2019 года было объявлено о планах увеличить зарплату учителей в два раза в течение четырех лет, что направлено на повышение качества образования и конкурентоспособности. Так, минимальная заработная плата казахстанцев увеличилась за этот период в два раза – с 42 500 до 85 000 тенге, что позитивно отразилось на доходах населения.

Кроме того, были предприняты шаги по улучшению системы здравоохранения, модернизации медицинских учреждений и повышению доступности медицинских услуг для населения. Ожидаемая продолжительность жизни в Казахстане выросла с 73 до 75 лет, что, по мнению экспертов, стало результатом комплексных реформ в здравоохранении.

В целом, по мнению экспертов, Касым-Жомартом Токаевым взят очевидно правильный курс на развитие, а инициированные преобразования направлены на создание справедливого общества и устойчивого экономического роста. И если реформы будут работать в верном направлении, это приведет к укреплению экономики страны и улучшению качества жизни граждан.

Автор: Венера Касумова

Поделитесь новостью
Поделитесь новостью:
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: