Казахстанцам ужесточат выдачу кредитов с 2026 года

Банк, банки, услуги банка, банковские услуги, касса в банке, кассы в банке, банковская касса, банковские кассы, кассовая операция, кассовые операции , фото - Новости Zakon.kz от 23.04.2025 09:31 Фото: Zakon.kz
Агентство по регулированию и развитию финансового рынка подготовило проект постановления, которым вносятся поправки в Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня, филиалов банков-нерезидентов РК, сообщает Zakon.kz.

В частности, предусмотрены следующие поправки:

  • установление критериев классификации физического лица как заемщика с высоким уровнем риска при оценке его кредитоспособности;
  • установление требований к наличию внутреннего порядка принятия кредитных решений по урегулированию задолженности физических лиц;
  • создание подразделения по защите прав и интересов клиентов физических лиц.

Как поясняется, в целях соблюдения интересов потребителей в бизнес-модели банка вводится требование по наличию подразделения, которое будет выполнять контрольные функции в интересах потребителей.

Документ размещен на сайте "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 12 мая.

В АРРФР пояснили, как будет работать система управления кредитным риском.

Банк классифицирует физическое лицо, как заемщика с высоким уровнем риска, при наличии двух или более факторов:

  • срок кредитной истории менее трех лет;
  • просрочка исполнения обязательства по погашению банковских займов или микрокредитов составляет более трех месячных расчетных показателей в течение 30 последовательных календарных дней за последние 12 месяцев;
  • непогашенные банковские займы и микрокредиты в трех и более финансовых организациях;
  • ежемесячная совокупная сумма исполнения обязательств по погашению банковских займов или микрокредитов превышает 45% ежемесячного постоянного дохода физического лица, рассчитанного банком;
  • наличие негативной информации о субъекте кредитной истории;
  • постоянный источник дохода не подтвержден в соответствии с внутренней методикой оценки постоянного источника дохода.

В случае, если совокупная сумма предоставленных займов и условных обязательств юридическому лицу превышает 500 миллионов тенге или 0,2 процента от собственного капитала банка, банк осуществляет анализ кредитоспособности на основе следующей информации и с учетом следующих факторов (но не ограничиваясь ими):

  • анализ финансовой отчетности и основных финансовых коэффициентов заемщиков-юридических лиц (рентабельность, соотношение собственных и заемных средств, план поступления денежных средств (за исключением случаев выдачи займов финансовым организациям, размещения вкладов в финансовых организациях, открытия кредитной линии сроком менее шести месяцев, уровня доходов.


В случае, если совокупная сумма предоставленных займов и условных обязательств юридическому лицу не превышает 500 млн тенге или 0,2 процента от собственного капитала банка, банк осуществляет анализ кредитоспособности на основе следующей информации и с учетом следующих факторов (но не ограничиваясь ими):

  • наличие постоянного и достаточного дохода заемщика;
  • наличие ссудной задолженности, в том числе перед другими кредиторами;
  • платежная дисциплина (кредитная история) по займам;
  • долговая нагрузка;
  • наличие иных источников погашения задолженности перед банком;
  • перспективы развития соответствующей отрасли.

В зависимости от отрасли кредитования и типа заемщика набор количественных и качественных показателей меняется.

В отношении физических и юридических лиц кредитная политика определяет случаи (выдача банковских гарантий, аккредитивов, банковских гарантий, выпущенных под банковскую контргарантию, а также займов, обеспеченных высоколиквидными активами), при которых не применяется анализ кредитоспособности заемщика.

Также предусматривается, что с 1 января 2026 года заемщикам нужно будет иметь налоговую декларацию (в случае, когда сдача налоговой декларации требуется в соответствии с Налоговым кодексом). Банки будут оценивать отсутствие противоречия данных из налоговой декларации с данными из финансовой отчетности, используемой для оценки признаков обесценения и расчета денежных потоков в целях расчета провизий, за один и тот же период.

Расхождения между показателями финансовой и налоговой отчетностей допускаются ввиду различий бухгалтерского и налогового учета. В иных случаях причины существенных расхождений данных между формами отчетности описываются в заключении ответственного подразделения банка по заемщику и рассматриваются уполномоченным коллегиальным органом банка.

Крупные корпоративные клиенты из-за отсутствия декларации не смогут получить кредиты.

Поделитесь новостью
Поделитесь новостью:
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: