Утвержден регламент по безопасности гидротехнических сооружений
Фото: primeminister.kz
В зависимости от характеристик и степени потенциальной опасности для окружающей среды и жизнедеятельности человека ГТС распределяются на классы опасности в порядке от наивысшего к наименьшему.
К ГТС I класса опасности относятся:
- плотины высотой более тридцати метров или объемом водохранилища более 100 миллионов кубических метров;
- гидроузлы с пропускной способностью более 100 кубических метров в секунду.
К ГТС II класса опасности относятся:
- плотины высотой более двадцати метров или объемом водохранилища более 50 миллионов кубических метров;
- гидроузлы с пропускной способностью более 50 кубических метров в секунду.
К ГТС III класса опасности относятся:
- плотины высотой более десяти метров или объемом водохранилища более 20 миллионов кубических метров;
- гидроузлы с пропускной способностью более 20 кубических метров в секунду.
К ГТС IV класса опасности относятся:
- плотины высотой более пяти метров или объемом водохранилища более 10 миллионов кубических метров;
- плотины высотой до пяти метров или объемом водохранилища менее 10 миллионов кубических метров, в случаях если разрушение этих ГТС может причинить вред жизни, здоровью человека и окружающей среде;
- гидроузлы с пропускной способностью до десяти кубических метров в секунду, в случаях если разрушение этих ГТС может причинить вред жизни, здоровью человека и окружающей среде.
Требования по безопасности гидротехнических сооружений, отнесенных к потенциально опасным сооружениям
Обеспечение безопасности осуществляется на основании требований, предъявляемых к проектированию, строительству, эксплуатации, реконструкции консервации и ликвидации ГТС.
Для обеспечения безопасности ГТС проводятся натурные наблюдения (мониторинг) за их работой и состоянием как в процессе строительства, так и при эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации.
Указывается, что при расчетах учитываются результаты инженерных изысканий, функциональное назначение и характеристики месторасположения ГТС, предполагаемые последствия разрушения несущих строительных конструкций, а также неблагоприятные сочетания нагрузок и воздействий.
Для предотвращения возможных опасных повреждений и аварийных ситуаций при строительстве ГТС в сейсмоопасных районах применяются специальные проектно-конструкторские решения.
Собственник ГТС обеспечивают безопасную эксплуатацию ГТС по функциональному назначению, безопасный уровень их технического состояния, а также техническое обслуживание, текущий ремонт и модернизацию.
При угрозе возникновения аварий, связанных с предполагаемыми или случившимися чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, собственник ГТС принимает меры по обеспечению безопасности, а также по выводу ГТС из эксплуатации, в случае несоответствия контролируемых параметров ГТС установленным требованиям безопасности на основании правил эксплуатации ГТС.
Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на ГТС осуществляется собственником в соответствии с планом мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и проектной документацией по восстановлению ГТС.
Указывается, что при наличии на ГТС средств защиты от пожара, взрыва и других опасных ситуаций собственник ГТС поддерживают их работоспособное состояние в соответствии с паспортами водохозяйственных сооружений, разрабатываемых на основании правил проведения паспортизации водохозяйственных и гидротехнических сооружений, а также форму паспорта водохозяйственных и гидротехнических сооружений.
Поддержание безопасного состояния ГТС при эксплуатации обеспечивается собственником путем проведения периодического обследования, технического обслуживания и текущего ремонта на основании правил проведения многофакторного обследования ГТС и формы декларации безопасности ГТС.
Разработка программ ремонтных работ и работ по реконструкции ГТС производится на основе оценки состояния систем и сооружений и уровня риска возникновения аварии (уровня безопасности) эксплуатируемых ГТС.
Собственник ГТС при проведении на прилегающей территории работ, представляющих опасность для людей, принимают меры по предотвращению случайного доступа в опасную зону.
Собственник ГТС при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод принимает следующие меры:
- соблюдает правила эксплуатации ГТС;
- систематически анализирует состояние безопасности ГТС;
- проводит регулярные обследования технического состояния ГТС;
- поддерживает в постоянной готовности локальные системы оповещения гражданской защиты на ГТС.
Также предусмотрено, что собственник ГТС обеспечивает безопасность физических лиц на ГТС.
Также установлены требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при проектировании и строительстве, а также во время консервации.
Приказ вводится в действие с 3 августа 2025 года.
Ранее мы рассказали, что водохозяйства и гидротехнические сооружения получат паспорта.