Праздник Курбан-айт: возвращение в детство

Праздник Курбан-айт: возвращение в детство
Он приходится на 70-й день после окончания поста Ораза. Исчисление,
согласно лунному календарю, ежегодно изменяется с разницей примерно в 10 дней.
Курбан-айт в ауле, где жила моя бабушка, праздновали всегда. Даже во времена
Советского Союза, когда дисциплина «атеизм» преподавалась во всех учебных
заведениях страны, к Курбан-айту готовились с особым трепетом. Сейчас
изменилось все, даже название села: Григорьевка теперь - аул
Жаңа-қала. Не меняются лишь традиции праздника. Как и 20, и 50 лет
назад первый день Курбан-айта начинается с посещения могил предков. Как
правило, происходит это до праздничного айт-намаза.
Мечеть в ауле появилась в середине 90-х. На пожертвования местных меценатов выкупили здание бывшего магазина, своими силами провели реконструкцию.
Содержат мечеть сами сельчане, для этого у входа в молельный зал установили ящик для пожертвований. Основная часть средств уходит на покупку угля и дров. Дверь мечети всегда открыта.
Раньше в мечети постоянно находился имам, его специально прислали из областного центра. Затем, чтобы содержать семью, он был вынужден выйти на работу в крестьянское хозяйство и обязанности священнослужителя исполнял в свободное от работы время. Чуть позже он перевелся в городскую мечеть. Теперь обязанности имама возложены на местного пенсионера, который в эти дни совершал хадж в Мекку.
В переводе с арабского Курбан-айт означает «праздник жертвоприношения». В этот день мусульмане приносят в жертву одно из животных: овцу, корову, барана или верблюда. Купить «жертвенного» барашка можно прямо в ауле за 20 тыс. тенге.
Туша жертвенного животного делится на три части: одна - для семьи, вторая - для соседей, и третья часть - для нуждающихся.
Пока взрослые совершают «курбан-шалу» (забой жертвенной скотины - ред.), дети бегают по аулу и поздравляют односельчан с праздником. Услышав фразу: «Айт қабыл болсын!», взрослые щедро одаривают ребятню конфетами и мелочью. «Чем больше ребятишек придут в дом, тем больше достатка в нем будет», - говорила мне бабушка.
Хозяйки в домах готовятся к приходу взрослых гостей. В гости на Курбан-айт ходят только мужчины во главе с аксакалами. Эта традиция передается из поколения в поколение. В первый день праздника на малую родину приезжают бывшие сельчане, сменившие место жительства на город.
Перед трапезой мулла читает праздничную молитву.
Женщины накрывают на стол, а вот обязанности по раскладыванию мяса в табаки - «ет тарту» - возлагается на мужчину.
Голова жертвенного барашка предназначается для самого старшего аксакала.
Я помню один случай из детства. Как-то на Курбан-айт одному старцу преподнесли голову, а он вдруг резко убрал руки от тарелки, как ошпаренный. Оказалось, что у 70-летнего дедушки еще был жив его 90-летний отец. Бабушка объяснила, что «бас» не подается человеку, у которого здравствует отец. Потому как народная мудрость гласит: «Пока живы наши родители, независимо от их возраста, мы - дети».
В Курбан-айт каждый мусульманин с поздравлениями и пожеланиями добра и благополучия должен обойти 7 домов. В этот праздник все забывают о
былых разногласиях и спорах. А главное пожелание у людей преклонного возраста: «В ясном уме и здравии встретить следующий Курбан-айт!»
Каждый год в Курбан-айт я стараюсь съездить в аул, где жила моя бабушка. Здесь ощущается настоящая атмосфера праздника, праздника с многовековыми традициями.