Лента новостей
0

Соглашение о сотрудничестве Казахстана и Китая противоречит Конституции?

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 17.10.2013 16:40 Zakon.kz
В конце октября-начале ноября начнется пересмотр Соглашения между правительствами РК и КНР о некоторых вопросах сотрудничества при развитии и эксплуатации нефтепровода «Казахстан-Китай».

Соглашение о сотрудничестве Казахстана и Китая противоречит Конституции?

 

Соглашение о сотрудничестве Казахстана и Китая противоречит Конституции?, фото - Новости Zakon.kz от 17.10.2013 16:40Соглашение между правительствами РК и КНР о некоторых вопросах сотрудничества при развитии и эксплуатации нефтепровода «Казахстан-Китай», которое было подписано еще 7 декабря 2012 года. Ранее этот документ был одобрен сначала нижней, а затем и верхней палатами парламента и даже отправлен на подпись к президенту. Однако глава государства свою подпись не поставил: в информационном поле страны так и не прозвучало, по какой именно причине. По просьбе обозревателей «Радиоточки» эксперты изучили текст законопроекта и пришли к выводу, что статьи документа, который прошел экспертизу парламента, прямо противоречат законодательству Казахстана, и даже больше - Конституции страны.

26 сентября 2013 года сенат парламента Казахстана одобрил проект закона «О ратификации соглашения между правительством РК и правительством КНР о некоторых вопросах сотрудничества при развитии и эксплуатации нефтепровода «Казахстан-Китай» и направил его на подпись главе государства. Выступая на пленарном заседании палаты, министр нефти и газа Узакбай Карабалин подчеркнул, что основная цель этого документа - увеличение пропускной способности нефтепровода «Казахстан-Китай», а также обеспечение стабильности поставок казахстанской нефти в КНР путем создания привлекательных условий для отечественных грузоотправителей.

Однако оптимизм главы нефтяного ведомства представляется несколько преждевременным. По просьбе «Радиоточки», эксперты, изучившие документ, нашли в нем ряд существенных изъянов. По их оценке, в данном соглашении достаточно спорных моментов, которые серьезно ущемляют интересы казахстанской стороны. Особенную тревогу у специалистов вызывает статья 9, в которой говорится, что «к собственникам участков нефтепровода «Казахстан-Китай», в том числе проектной компании не применяются нормы законодательства РК и иных актов в части приобретения (закупок) товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления проектирования, реконструкции, строительства объектов, предусмотренных в рамках проекта увеличения пропускной способности нефтепровода «Казахстан-Китай», за исключением требований по обеспечению местного содержания РК».

Для того чтобы понять эту формулировку, не надо быть юристом: каждый, кто умеет читать, может прийти ко вполне определенному выводу: текст законопроекта не просто противоречит законодательству и коренным интересам РК, он выводит собственников участков нефтепровода в категорию лиц, которые могут игнорировать даже нормы действующей Конституции РК. К частности, как отмечает директор общественного объединения «Формирование налоговой культуры» Наталья Янцен, данная трактовка очень неконкретна и может применяться достаточно широко.

По ее мнению, «нормы законодательства по приобретению (закупкам) товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления проектирования, реконструкции, строительства объектов, ограничиваются только выполнением требований по обеспечению местного содержания РК, тогда как по закупкам законодательством РК предусмотрены различные процедуры как законом «О недрах и недропользовании» (в случае, если развитие и эксплуатация нефтепровода относится к операциям по недропользованию), так и постановлениями правительства, раскрывающими данные нормы. Кроме того, трактовать нормы по неприменению казахстанского законодательства можно и в части неприменения требований  о техническом регулировании, о сертификации, стандартизации закупаемых товаров, каких-либо строительных норм СНИПов и т.д., норм гражданского законодательства в отношении договоров по строительным услугам и т.д.», - пояснила в интервью «Радиоточке» г-жа Янцен.

Эксперт подчеркивает, что если соглашение вступит в силу в нынешнем виде, то ее нормы будут иметь большую юридическую силу, нежели нормы, установленные казахстанским законодательством. Дело в том, что по контексту документа и по факту «собственниками участков газопровода как раз и выступят китайские трубопроводные компании». В этом не сомневается  председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петр Своик. «Соответственно именно на них не будут распространяться казахстанские законы, в частности по лицензированию и сертификации всех товаров и услуг, которые они будут закупать при строительстве нефтепровода». В этом, на взгляд экономиста, и «заключается главная драма».

«Пикантность ситуации в том, - уверен господин Своик, - что иностранные собственники не только имеют в разработке свои месторождения на территории РК, но и тянут оттуда свои коммуникации... Поэтому то, что под эти поправки не попадает казахское законодательство, - не самое страшное. Опасения вызывает то, что вообще изымается на территории Казахстана, создаются некие анклавы, в которых действует уже не местное законодательство. Пока в стране все спокойно, это будет сопровождаться техническими и экономическими издержками. А не дай Бог начнутся у нас разные беспокойства, тогда собственник этого договора вполне по закону - как международному, так и местному - сможет отстаивать свой суверенитет на эту трубу всеми доступными ему средствами. Именно о такой перспективе не хотелось бы и думать», - заявил в интервью «Радиоточке» Своик.

О том, что последствия данного соглашения могут оказаться для Казахстана довольно печальными, также предупреждает представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов. «Все ввозимое новое оборудование должно сертифицироваться, все услуги лицензироваться. Это довольно затратный и долгий процесс, который сильно влияет на сроки строительства и в меньшей степени на его стоимость. Поэтому, так как китайцам нужно строить крайне быстро, то они видимо внесли данный пункт в соглашение. То есть примерно через 1,5 или максимум 2 года нефтепровод расширят до 20 миллионов тонн в год. На мой взгляд, они все действуют ситуативно и только в собственных интересах, которые иногда совпадают с позициями тех или иных держав», - отметил специалист, занимающийся разработкой ТЭО для различных проектов в интервью «Радиоточке».

Любопытно, что все опрошенные «Радиоточкой» эксперты в той или иной степени подтвердили опасения по поводу странных с точки зрения национальной безопасности формулировок закона. Исключение составили только отраслевые специалисты, которые не пожелали открыто высказывать свое мнение по поводу документа, так и не получившего подписи главы государства. Однако в анонимных комментариях они высказали свое несогласие с позицией публичных специалистов и порекомендовали воздержаться от публикации материала, обосновав это тем, что соглашение так или иначе будет пересмотрено уже в конце нынешнего месяца, либо - в начале следующего. Такой же позиции придерживаются и основные разработчики документа, пожелавшие и вовсе остаться за рамками данного материала. Впрочем, на вопрос корреспондента о том, коснутся ли корректировки статьи 9, и в каком виде его подпишет глава государства - источники «Радиоточки» предпочли не отвечать, заметив только, что экспертиза будет выполнена более профессионально.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: