Обособленное проживание казахских семей за рубежом позволило сохранить родную культуру
Обособленное проживание казахских семей за рубежом позволило сохранить родную культуру
Мурат Кирал, родившийся в Стамбуле, говорит, что он - истинный казах. И этому есть объяснение. Обособленное проживание казахских семей за рубежом и отсутствие связей с исторической родиной позволило им сохранить самобытность культуры казахского народа, которая в Казахстане подверглась ассимиляции.
- Мурат, когда ваши родители оказались в Турции?- В 1952 году они эмигрировали из Алтая в Пакистан, где прожили пять лет. Потом родители написали письмо в МИД Турции и получили статус oskan dokuman. Это официально расселенные мигранты, которым по турецким законам предоставлялось гражданство, выделялись земля, жилье и скот. - А на каком языке вы обучались?- И в школе, и в колледже я учился на турецком языке. Я рос среди турецких детей и никогда ничего плохого от них не видел. Я отслужил в армии, а когда в 1992 году умер мой отец, стал трудиться в сфере торговли. - Вы прекрасно говорите по-казахски…- Родители всегда говорили с нами на родном языке. Правда, пишу я только на латинице. Мой брат живет в Стамбуле, женат на казашке. А двоюродные братья и сестры живут в Париже, Стокгольме и Мюнхене.
Все мои братья прекрасно говорят по-казахски, получили высшее образование. А вот двоюродная сестра, которая работает профессором университета в Эскишехире, не так хорошо знает родной язык. Да и сестра из Мюнхена по-казахски плохо понимает. - Вы бы хотели вернуться на историческую родину?- Я об этом часто думаю… Ведь мне придется начинать жизнь с нуля. Кроме того, пугают ваши высокие цены на жилье, проблемы с трудоустройством, незнание казахстанских законов. А еще климат у вас очень суровый.* * * В 1960 году, когда казахские семьи были расселены в разных районах Турции, их дети стали посещать турецкие школы. Это привело к тому, что часть казахской молодежи подверглась процессу «отуречивания». Чтобы как-то остановить это, у аксакалов возникла идея поселиться в одном месте, где можно было бы открыть казахскую школу. Так в стамбульском районе Гунешли-кей возник Казахкент. В декабре 1986 года было организовано культурно-просветительское общество турецких казахов «Вакиф». Первым его председателем был избран Токтоубай Топлу. Казахская община Турции благодаря превосходной способности к адаптации, генетически заложенной кочевым образом жизни, имеет хорошие отношения с коренным населением страны.
Высшее образование в Турции очень дорогое, поэтому оно недоступно многим представителям казахской молодежи. Но те, кто смог поступить в вуз, становятся одними из самых лучших студентов. Много казахов в Турции занимаются обработкой, шитьем и продажей кожаных изделий.