Лента новостей
0

Главная задача Холдинга «Байтерек» – обеспечить финансирование индустриализации страны

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 24.12.2013 22:38 Фото: zakon.kz
22 мая т.г. Указом Главы государства в Казахстане был создан Национальный управляющий холдинг «Байтерек». В собственность этой госкомпании передали 10 институтов развития. 
В чем актуальность создания Байтерека, какие перед ним стоят задачи и что удалось сделать за прошедшие месяцы работы, рассказал в эксклюзивном интервью ИА Zakon.kz Председатель правления Холдинга Куандык Валиханович Бишимбаев.  

- Куандык Валиханович, создание Холдинга вызвало разную реакцию у общественности. Кому-то это показалось верным и необходимым решением, а кому-то просто очередным прожектом из серии «еще одна нацкомпания за бюджетный счет». Зачем понадобилось создавать Байтерек, почему нельзя было оставить институты развития в Фонде «Самрук-Казына»? 

- Давайте начнем с того, что из 10 институтов развития, переданных в Холдинг «Байтерек», только 5 находились в собственности Фонда «Самрук-Казына». Остальные функционировали при профильных госорганах. Скажу больше, даже те институты, которые входили в состав Самрук-Казына, фактически, управлялись различными министерствами. К примеру, Фонд «Даму» находился под управлением Министерства экономики и торговли, а затем Минрегионразвития, Национальное агентство по технологическому развитию и Банк развития Казахстана координировались Министерством индустрии и новых технологий. Иными словами, единого центра управления институтами развития Казахстана, до возникновения Холдинга «Байтерек», не существовало, компании работали разрозненно, каждая на своем участке. 

- Если же говорить о причинах выделения институтов развития из Самрук-Казына, то здесь все достаточно просто. Институты развития, по своей сути, не ориентированы на извлечение максимальной прибыли. Их основная задача стимулировать развитие определенных секторов экономики, предоставляя различного рода инструменты поддержки бизнесу и гражданам. Безубыточность – это приемлемый показатель экономической деятельности институтов развития. Задачи же крупных промышленных, инфраструктурных компаний, входящих в Самрук-Казына, в первую очередь, коммерческие. Они должны зарабатывать деньги для своих акционеров, поставляя на рынок высококачественные продукты, способные устойчиво конкурировать на самом высоком мировом уровне.  С точки зрения бизнес-целей, институты развития не вписывались в базовую структуру активов Самрук-Казына. Это, с одной стороны, не позволяло Фонду в полной мере сконцентрироваться на развитии бизнеса ключевых компаний, а с другой, ограничивало участие институтов развития в своей основной деятельности, которая часто связана с рисками финансовых потерь. К примеру, Банк развития Казахстана практически перестал фондировать частный сектор, сделав упор на финансировании проектов национальных компаний, которые способны и самостоятельно привлекать заемные средства.   

- Теперь о Холдинге «Байтерек». Как уже отмечалось, последние годы институты развития, фактически, находились под управлением профильных министерств. В результате, их деятельность концентрировалась на реализации политики конкретных государственных органов, что, в принципе, было не плохо. Однако, такая практика в некоторой степени ограничивала деятельность институтов развития. Они не взаимодействовали между собой, не искали возможности для синергии. Кроме того, в силу высокой занятости, недостатка профессиональных кадров, имеющих необходимый опыт управления активами, министерства ограничивались общей координацией деятельности подконтрольных им структур. Потребовалось целостное видение в работе институтов развития и профессиональная управленческая команда, способное это видение реализовать. В результате, Глава государства принял решение создать Национальный управляющий холдинг «Байтерек». 

- Давайте тогда об экономике. Что такого в ней произошло, что потребовалось собирать государственные институты развития в один Холдинг? 

- Мировая финансовая система нестабильна. Возможности БВУ по привлечению длинных и не дорогих финансовых ресурсов ограничены. В результате, реальный сектор экономики недополучает необходимого финансирования. При этом, в Казахстане набирает ход индустриализация. В 2015 году мы приступим к реализации второй пятилетки ГП ФИИР. Собрав финансовые институты развития в Холдинге «Байтерек», государство, во-первых, мобилизовало  ресурсы по привлечению необходимого финансирования в один кулак и, тем самым, значительно их усилило. Как группа компаний, с совокупной стоимостью активов около $12 млрд.,  Байтерек становится серьезным игроком, способным привлекать значительные инвестиции на международных рынках капитала. Холдинг удобен для потенциальных инвесторов тем, что располагает большим объемом собственных ресурсов и может предложить широкий диапазон различных инструментов своих дочерних организаций по принципу «одного окна». 

- Во-вторых, сегодня мы наблюдаем высокую степень усложнения проектов. За предыдущие годы компании, входящие в Холдинг, поддержали свыше 147 крупных инвестиционных проектов в несырьевом секторе экономики. Накоплен определенный опыт и он дает основание утверждать, что бизнес нуждается в комплексных и более гибких инструментах поддержки. Грядет вторая волна индустриализации. И для того, чтобы частный сектор активно вовлекся в это дело, институтам развития необходимо не просто оперировать инструментами поддержки, но и находить новые клиентоориетированные решения. Объединение 10 финансовых институтов в один Холдинг позволяет выходить на рынок с удобными и привлекательными комплексными предложениями, созданными благодаря синергии институтов развития. К примеру, клиент может прийти в Холдинг и воспользоваться сразу несколькими инструментами, которые предлагают наши дочерние компании: оформить кредит, получить на него субсидию или гарантию, привлечь инвестора, застраховать свой экспорт и так далее. Мы, в Байтереке, разработали несколько пакетных решений. Пакет «Поддержка малого и среднего бизнеса» включает в себя софинансирование кредитов в БВУ, межбанковское финансирование, обусловленное финансирование, гранты, гарантии, лизинг, развитие компетенций и доступ к базе данных. Пакет «Капитал для роста» предоставляет долгосрочное кредитование, гарантирование, мезонинное финансирование, синдицированное кредитование, а также фонды и консалтинг по капитальным проектам. Пакет «Гринфилд-проекты» подразумевает проектное финансирование, синдицированное кредитование, фонд и консалтинг по проектам. Пакет «Поддержка экспортеров» предлагает кредитное страхование, обусловленное финансирование через БВУ, лизинг и информационную поддержку. Пакет «Финансирование инновационных компаний на ранних стадиях развития» включает следующее: гранты, венчурный капитал и фонд гринфилд-проектов, программы развития компетенций, обеспечение бизнес-инфраструктуры.

- В-третьих, несмотря на большую работу, которую проделали институты развития за годы своего существования, уровень их участия в развитии экономики все еще недостаточно высок. Холдингу предстоит переформатировать работу дочерних организаций, сделав их локомотивами стимулирования развития экономики. 

- В СМИ проходила информация о диагностике, которую провел Холдинг в институтах развития. Не могли бы Вы рассказать о некоторых ее итогах? 

- Действительно, сразу после образования Холдинга, при помощи компании Deloitte мы провели тщательную диагностику деятельности каждого из 10 переданных нам институтов развития. Изучалось финансовое состояние, оценивалось качество инвестиционного и кредитного портфелей, эффективность систем казначейства и риск-менеджмента. Диагностика позволила выявить ряд системных недостатков в деятельности институтов развития. В отдельных случаях мы обнаружили и откровенные факты хищений и мошенничества. Материалы по ним переданы в правоохранительные органы. Расскажу о наиболее значимых проблемах Группы компаний. 
 
- Выяснилось, что практически ни у одной из наших дочерних организаций нет действенной системы управления рисками. Из-за слабой оценки, мониторинга и контроля рисков, компании продемонстрировали высокий уровень убытков от вложений в проекты, значительную долю проблемных займов в структуре активов. Cуммарный накопленный убыток по группе компаний в 2012 году составил 94,4 миллиарда тенге.  

- Не порадовал нас и уровень инвестиционной активности дочерних организаций. 53% денежных средств институтов развития, а это порядка 972 млрд. тенге в 2012, году оказались временно свободными. То есть более половины всех финансовых ресурсов, которые были выделены государством для финансирования развития, фактически лежали без всякого движения, не участвуя в реализации основной деятельности институтов развития. По сути, ряд институтов развития, вместо того, чтобы выполнять свою основную работу, сидели на деньгах, не вкладывая их в проекты как это требовалось, а просто храня их на депозитах и в ценных бумагах и, тем самым, извлекая из этого какую-то прибыль. 

- Отдельно стоит сказать об уровне доверия бизнеса и общества. Здесь мы видим большой фронт работы. Невысокий уровень прозрачности процедур, а в отдельных случаях и забюрократизированность, отталкивают потенциальных клиентов, негативно отражаются на репутации институтов развития, позволяют менеджменту порой принимать не самые эффективные решения. Диагностика показала и достаточно низкий уровень корпоративного управления в дочерних организациях. У многих институтов отсутствуют даже базовые корпоративные документы, регламентирующие те или иные вопросы, связанные с осуществлением основной деятельности. 

- Куандык Валиханович, прошло больше 6 месяцев как создан Байтерек. Какую пользу он уже принес институтам развития, государству?    

- Выводы наверное делать еще рано, но кое-какую работу Холдинг уже успел проделать. По результатам диагностики, нами были выработаны планы мер по повышению эффективности каждого института развития. В первые месяцы работы мы сконцентрировались на решении первоочередных внутригрупповых задач, но при этом, конечно же не забывали и о глобальных вопросах деятельности Холдинга «Байтерек» в целом. 

- Планы мер утверждены советами директоров дочерних организаций Холдинга. В настоящее время эффективность менеджмента компаний определяется его способностью качественно реализовывать, обозначенные в планах задачи. Прогресс замеряется на ежеквартальной основе.  

- Мы начали активную работу по выстраиванию системы корпоративного управления в дочерних организациях. В кратчайшие сроки разработан и принят целый ряд корпоративных документов. Это позволило систематизировать деятельность институтов развития. Разработаны и внедрены во всех организациях  системы управления рисками, временно свободной ликвидностью. Определены порядок кредитования внутри группы, а также заимствования. За счет открытия возможностей кредитования внутри группы, Байтерек обеспечит экономию институтов развития на выплатах ставок по кредитам в пределах 10-15 млрд. тенге в год.  

- Проведена оптимизация штатной численности дочерних организаций, которая сократилась на 5%. Была завершена сделка по передаче проблемных активов из БРК в ИФК. В результате, очистился баланс Банка, освободились кадровые ресурсы. Это позволяет Банку развития сконцентрироваться на своей основной деятельности – финансировании развития не сырьевого сектора экономики. В свою очередь, Инвестиционный Фонд переформатировался в компанию по управлению стрессовыми активами. И сейчас он эффективно ведет работу по возврату долгов и оздоровлению перспективных, но проблемных проектов. 

- Большая работа проделана по выполнению поручений Главы государства в отношении  повышения эффективности Жилищного сберегательного банка Казахстана. Мы сменили менеджмент Банка. Ограничили возможности для участия руководства Банка в государственных программах жилищного строительства. 7 из 9 руководителей Банка и их родственников вернули квартиры добровольно, по отдельным гражданам дело разбирает суд. Внесен ряд предложений по повышению эффективности Программы «Доступное жилье» в части касательно формирования пулов покупателей.  

- Мы осуществили выход АО «НАТР» из АО «АИФРИ «Венчурный фонд Сентрас»  с прибылью в 91,34 млн. тенге. Доля АО «НАТР» была продана второму акционеру инвестиционного фонда – ТОО «Centrica». В результате, несмотря на высокие риски потерь в венчурном финансировании, общая доходность на государственные инвестиции в Фонд составила 18,27%.  

- Эти и другие действия позволили добиться резкого улучшения общей эффективности деятельности институтов развития. По итогам 2013 года мы прогнозируем, что только две компании завершат деятельность с убытками. В целом же, по группе компаний планируется чистая прибыль в пределах 26 млрд. тенге.  

- На днях было заявлено о том, что Байтерек запускает программу фондирования БВУ. Не могли бы Вы рассказать об этой программе? 

- Целью Программы поддержки индустриально-инновационного развития Республики Казахстан путем финансирования БРК банков второго уровня является стимулирование финансирования индустриально-инновационного развития Республики Казахстан. Программой предполагается поэтапное выделение кредитов банкам второго уровня (БВУ) на общую сумму до 800 млн. долларов США (или эквивалента в тенге). На первом этапе в БВУ планируется разместить 45 миллиардов тенге.  В последствии, эти средства будут выданы частному бизнесу на срок 5 лет со ставкой вознаграждения не более 11,5% годовых (Прим. среднерыночная ставка составляет 13-15%). Суммы займов для субъектов частного предпринимательства составят от 1 до 4,5 млрд. тенге. 

- Эта Программа стала ответом Холдинга «Байтерек» на тот факт, что большая часть денежных средств Банка развития Казахстана является временно свободной. То есть деньги, которые выделены государством и должны работать на экономику, зачастую находятся без движения. В это время, отечественный бизнес не может получить в банке кредит на развитие, потому что у банков недостаток длинных и недорогих финансовых ресурсов. Вот и получается у нас, что потребительское кредитование растет, а реальный сектор недополучает необходимого финансирования. Конечно, в масштабах всей экономики, 800 млн. долларов, которые мы сейчас выделяем, не решат всех проблем, но они начнут работать на индустриализацию, а это уже хорошо. Программа нашего Холдинга позволит решать сразу несколько задач. Бизнес получит длинные кредиты, банки – ликвидность, государство – экономическое развитие и налоги. Кроме того, мы таким образом решаем проблему забюрократизированности процедур Банка развития Казахстана, о которой говорил Глава государства. Теперь БРК, вместо того, чтобы тратить месяцами время на изучение и экспертизу проектов, заставляя ждать предпринимателей и впустую храня деньги в «кубышке», просто передаст часть своих ресурсов в БВУ, которые сами всю эту работу проделают и риски понесут. Это позволит Банку сосредоточится на финансировании крупных инвестиционных проектов стоимость свыше 30 млн. долларов США. Фонд «Даму», используя наработанный опыт, будет следить за тем, чтобы деньги выдавались и тратились по назначению. Это и есть то, что мы называем синергией институтов развития. Еще немаловажно отметить, что финансовые ресурсы, которые мы вкладываем сейчас в реальный сектор, позволят снизить дефицит инвестиций в приоритетных секторах ГПФИИР. По нашим оценкам, до 2019 года этот дефицит, учитывая сложную ситуацию с БВУ, может составить около 10-12 млрд. долларов США. 
   
- В целом по Банку развития мы поставили задачу довести его кредитный портфель в структуре активов с нынешних 34% до 65%. Это позволит в ближайшие годы дополнительно влить в экономику порядка 2,2 млрд. долларов США. При поддержке Главы Государства и Правительства, Холдинг провел дополнительную капитализацию Банка на 30 млрд. тенге.

- Какие еще, кроме Программы Банка развития, новые инициативы уже успел запустить Байтерек?  

- Совсем недавно мы договорились с Исламской корпорацией по развитию частного сектора (ICD) и одним частным инвестором о создании Central Asia Renewable Energy Fund LP. Целью создания Фонда является осуществление инвестиций в портфель активов по возобновляемой и альтернативной энергии на срок от 8 до 10 лет. Целевой размер Фонда планируется в размере 50 млн. долларов США на первоначальном этапе и 100 миллионов долларов США в дальнейшем. Возможно кому-то это может показаться обычным делом. Подумаешь еще один фонд создают и что. Однако, создаваемый Фонд обладает целым рядом уникальных особенностей. Во-первых, Фонд будет финансировать проекты только на территории Республики Казахстан. Во-вторых, более 2-х третей уставного капитала Фонда будет сформировано за счет частных и иностранных инвестиций, государство в лице АО «НАТР» вложит менее трети от общего объема уставного капитала. В-третьих, деятельность Фонда будет построена на принципах исламского финансирования. Планируется, что ICD также выступит Консультантом Фонда, который предоставит свой опыт по структурированию проектов. В-четвертых, уже сформирован перечень потенциальных проектов, которые могут быть профинансированы Фондом. Участие Холдинга «Байтерек» в создании Фонда является вкладом компании в развитие зеленой энергетики Казахстана и подготовку страны к проведению международной выставки «EXPO- 2017». 

- Каковы планы Холдинга на следующий год? 

- Мы продолжим работу по повышению эффективности дочерних компаний, поиску возможностей для углубления взаимной кооперации. В первом квартале следующего годы мы представим на утверждение Стратегию развития Холдинга. Вместе с тем имеется и ряд конкретных проектов, над которым мы сегодня работаем. Расскажу о некоторых из них. 

- Совместно с одним из финансовых институтов Китая прорабатывается вопрос создания Казахстанско-Китайского Фонда прямых инвестиций с первоначальной капитализацией в $500 млн. и возможностью его увеличения до $1 млрд. Фонд мог бы инвестировать в индустриально-инновационные проекты несырьевого сектора экономики. 

- В целях привлечения внебюджетного финансирования в развитие отечественной инфраструктуры, в 2014 году будет создан Фонд инфраструктурных проектов. Сегодня, в стране, как правило, инфраструктура строится за счет государственных средств. Фонд позволит привлечь в это дело и другие источники финансирования. Первоначально, Фонд планируется капитализировать на сумму $200-250 млн. с возможностью увеличения до $500 млн. Сейчас на этот счет ведутся переговоры с международными финансовыми институтами, заинтересованными участвовать в создании Фонда. Также, сейчас совместно с МЭБП РК в 2014 году мы запускаем Центр сопровождения проектов ГЧП. Думаю это придаст значительный импульс для привлечения частного сектора к решению государственных задач. Поясню. Дело в том, что у нас в стране, особенно на региональном уровне, имеется потребность в создании или обновлении инфраструктуры, включая различные ТЭЦ, объекты ЖКХ, дороги пр. При этом, имеется некоторый недостаток бюджетных средств для того, чтобы эту потребность закрыть, но есть представители частного сектора, заинтересованные во вложениях в такого рода проекты. Имеется огромный потенциал для государственно-частного партнерства. Проблема в том, что частный капитал не будет вкладываться в неподготовленные проекты, а государственные органы, особенно на местах, просто не имеют необходимых знаний , чтобы правильно структурировать проекты, просчитывать их и так далее. Создаваемый нами Центр будет помогать госорганам сопровождать и структурировать проекты ГЧП, делая их привлекательными для внебюджетных инвестиций. В качестве консультантов Центра будут привлекаться эксперты международных финансовых институтов, таких как IFC, ЕБРР и др.   

- В целом же для Холдинга «Байтерек» важно обеспечить финансирование объектов индустриализации. В настоящее время мы рассматриваем возможность финансирования 16 проектов на общую с сумму порядка $1,5 млрд., включая строительство завода по производству листового стекла в Кызылорде. Сейчас осуществляется финансирование строительства интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области. Дочерние организации Холдинга уже принимают участие в модернизации Атырауского нефтеперерабатывающего завода. В следующем году мы планируем профинансировать модернизацию Шымкентнефтеоргсинтеза, проект компании «Казтрансгаз Аймак» по модернизации газораспределительной сети ЮКО, Балхашскую ТЭЦ и ряд других крупных проектов. 

- Одним из приоритетов работы Холдинга в следующем году станет возврат долгов по ранее профинансированным проектам и оздоровление проблемных, но перспективных предприятий. К настоящему времени, по 50 искам ИФК суды удовлетворили 36 на общую сумму порядка 15,7 млрд. тенге. Нами определено порядка 30 проектов, которые могут быть реанимированы и возвращены в экономику страны. В их числе, Sillicium Kazakhstan, Семипалатинский кожевенно-меховой завод и OXY Textile в ЮКО. В отношении данных предприятий уже достигнут определенный прогресс и мы надеемся, что они снова заработают в ближайшее время. 

- В целом хочу сказать, что несмотря на имеющиеся проблемы, за годы своей деятельности институты развития проделали огромную работу. Профинансированы проектов на сумму свыше $11 млрд., создано более 84 тыс. рабочих мест. От деятельности поддержанных предприятий ежегодно в виде налогов поступает $480 млн., а ежегодный объем выпускаемой продукции составляет около $7,5 млрд. Но время не стоит на месте. Оно требует новых подходов и ставит перед нами новые задачи. 

- В прошлом году, Глава государства предложил обществу новый политический курс, изложенный в Стратегии «Казахстан-2050». Наша главная цель – это вхождение Казахстана в 30-ку наиболее развитых государств мира. Мы верим, что Холдинг должен и обязательно внесет свой вклад в достижение этой большой общенациональной задачи. Именно на это будут направлены усилия Холдинга и всех входящих в него институтов развития. 

- Спасибо за интервью 

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: