Лента новостей
0

Модернизация судебной системы: взвешенный подход, реальные результаты

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 11.11.2015 16:01 Zakon.kz
Совершенствование судебной системы в короткие сроки упростит и оптимизирует судопроизводство.
Построение правового государства, где надежно гарантированы права человека и гражданина, обеспечено верховенство закона, устойчиво функционируют основные демократические институты, неосуществимо без создания сильной и независимой судебной власти.

Поэтому развитие демократических процессов в стране неразрывно связано с укреплением судебной системы, способной стать надежным гарантом законности и правосудия, защиты конституционных прав и свобод граждан. Понимание и осмысление этой ответственности и послужило отправным моментом в определении стратегии судебной реформы.

Как отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев на VI съезде судей Республики Казахстан, главной стратегической целью является модернизация судебной системы страны. «Национальная судебная система должна стать надежной гарантией стабильности в обществе, верховенства права, неуклонного соблюдения интересов общества и государства, защиты прав и свобод казахстанцев. В этом состоит главный долг казахстанских судей в сложной работе по реализации «Стратегии-2050», – отметил Глава государства.

Эти задачи наиболее полно раскрывают положения Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 годы, в которой отмечено: «В целях повышения эффективности нормотворческой деятельности необходимо продолжить работу по систематизации действующего законодательства, дальнейшей консолидации в разрезе отраслей законодательства; освобождению его от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании, устранению внутренних противоречий в действующем праве; минимизации отсылочных норм в законах и расширению практики принятия законов прямого действия в рамках круга вопросов, по которым в соответствии с Конституцией могут приниматься законодательные акты».

В связи с этим был принят Указ Президента РК «Об утверждении Концептуального плана законотворческой работы на 2013-2016 годы» от 9 августа 2013 года № 610, в котором определяются пути совершенствования законотворчества по всем отраслям права.

Основой развития правовой системы и успешного становления законодательства страны являются Конституция, а также Закон РК от 24 марта 1998 года № 213 «О нормативных правовых актах».

Вопросы обеспечения и гарантии независимости судей при осуществлении правосудия предусмотрены также Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Согласно Конституции РК правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Взятие на контроль дела, находящегося в производстве суда, государственными органами или их должностными лицами следует расценивать как вмешательство в судебную деятельность в целях воспрепятствования осуществлению правосудия.

Одной из актуальных тенденций дальнейшего совершенствования судебной системы в целях обеспечения эффективного, справедливого, быстрого и доступного правосудия является дальнейший курс на специализацию судов. Благодаря системной работе в настоящее время созданы и функционируют специализированные экономические суды, ювенальные суды, межрайонные специализированные суды по уголовным делам.

По поручению Главы государства штатная численность судей дополнительно увеличена на 450 единиц. В совокупности с другими проведенными мероприятиями это способствовало стабилизации ситуации с нагрузкой в судах.

Одной из стратегических задач организационного обеспечения судебной системы является работа с кадровым корпусом. В Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в закон «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» внесены изменения, предусматривающие демок¬ратизацию комплектования судейского состава страны. Принят комплекс мер по усилению требований к профессиональным качествам судьи, повышению его ответственности за соблюдение законности при отправлении правосудия, а также судейской этики. Создан принципиально новый институт судебной системы -

Судебное жюри при Верховном Суде, призванное давать оценку профессиональной пригодности действующих судей. Его заключение является основанием для освобождения судьи от занимаемой должности, лишения его всего пакета социальных льгот.

Верховным Судом разработаны проекты Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Казахстан», закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования апелляционного, кассационного и надзорного порядка рассмотрения дел, повышения уровня доверия и обеспечения доступности к правосудию», которые приняты 17 февраля 2012 года и введены в действие с 1 июля 2012 года.

Приоритетным является последовательное совершенствование законодательных и процессуальных норм деятельности судов. В этой связи суды выступают одним из главных инструментов практической реализации законов и соблюдения интересов общества и государства.

С начала года функционирует новый Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. В них больший акцент сделан на применение к нарушителям экономических санкций. Новым Уголовным кодексом Республики Казахстан предусмотрены дальнейшая гуманизация уголовного закона, введение двухзвенной системы уголовно-наказуемых деяний, состоящей из преступлений и уголовных проступков. За проступки предусмотрен широкий спектр мягких видов наказаний, в частности, общественные и исправительные работы. Важна декриминализация большинства нарушений закона в сфере экономики.

В новом УПК отмечено расширение судебного контроля в уголовном процессе. Следственные действия, затрагивающие конституционные или иные права и свободы человека, теперь осуществляются с санкции суда.

Уже на стадии досудебного производства у сторон будут равные права, они с самого начала могут указывать на нарушения закона и ограничение конституционных прав. Так, исключены институты доследственной проверки, предъявление следователем обвинения, возвращение судом дел на дополнительное расследование. Упрощено досудебное производство, введено понятие «досудебное расследование», регламентированы вопросы привлечения понятых и применения технических средств.

В уголовный процесс введены форма расследования заключением процессуального соглашения, а также процессуальная фигура «следственного судьи», наделенного рядом полномочий на стадии досудебного расследования.

Принят Гражданский процессуальный кодекс, предусматривающий удобный и быстрый для сторон процесса порядок рассмотрения гражданских дел, ориентированный на широкое использование современных технологий.

Казахстанская судебная система подверглась серьезному реформированию, изменились ее структура, подходы к самой деятельности по отправлению правосудия. При этом постоянно повышалась роль и значимость судебных органов в системе государственной власти.

В контексте совершенствования судебной системы решается вопрос внедрения специализированных административных судов системы административной юстиции, к подсудности которых предлагается отнести дела об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, в результате которых нарушены или созданы препятствия по осуществлению прав и свобод заявителей; незаконно возложена какая-либо обязанность или имело место незаконное привлечение к ответственности.

В этой связи, будут предъявляться высокие требования к профессиональным и личным качествам судей, их процессуальной независимости. Наряду с этим прорабатывается вопрос и о совершенствовании социальных гарантий независимости судей. Особое внимание уделяется подготовке и отбору судейских кадров, повышению их профессионализма. В целях оказания помощи в повышении квалификации и приобретения судейских навыков, адаптации впервые назначенных на должность судей, реализуются программы наставничества и менторства.

В соответствии со ст. 25 закона РК от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации», воздействие средств массовой информации на суд влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами РК. Под предрешением результатов судебного разбирательства применительно к названной норме закона следует понимать такие сообщения средств массовой информации, которые прямо или косвенно направлены на создание общественного мнения о правоте позиции одной из сторон судебного процесса и о законности и справедливости предстоящего судебного постановления лишь в случае вынесения судом определенного решения.

По конкретным делам судьи не подотчетны. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве судебных дел. Судебные акты и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами.

Судами Актюбинской области проведен ряд мероприятий по максимальному обеспечению открытости и прозрачности судебных процедур. В этой связи, работа мобильной группы по выявлению резонансных дел и мер реагирования по ним дает свои плоды. Ежедневно проводится мониторинг и по мере необходимости на брифинге разъясняется либо опровергается информация по тем или иным публикациям, контролируется список резонансных дел.

Необходимо отметить, что представителями СМИ, в свою очередь, выражается благодарность за открытость судебной системы. Так, в 2013 году редакция газеты «Актобе-Таймс» вручила Благодарственное письмо пресс-службе суда за открытость судебной системы области. В 2014 году благодарственные письма от медиа-группы «Рика ТВ» вручены руководству и пресс-секретарю областного суда. Газета «Диапазон» также выразила благодарность пресс-секретарю областного суда за оперативное, объективное и достоверное предоставление информации представителям СМИ.

Положительные отзывы поступают в адрес судейского корпуса за качественное отправление правосудия и справедливость при рассмотрении дел. Среди них благодарственное письмо оправданной судом по уголовному делу гражданки О. Трофимовой, направленное в адрес Председателя Верховного Суда РК, в котором она выражает признательность судейскому составу области за профессионализм и качественное отправление правосудия. Гражданка Т.Крутских в газете «Диапазон» опубликовала слова благодарности председателю Мартукского района М.Дуйсен по гражданскому делу, жительницы области Б.Утибаева и А.Алиева – в адрес председателя Иргизского районного суда А.Бисенгали и Шалкарского районного суда О.Бактыгереева.

В разделе номинации на тему «Терроризм – угроза миру!» на XVI Международном фестивале детективных фильмов «DetectiveFEST», прошедшем в 2014 году, в телепроекте «Черный квадрат» на телеканале «КТК» был признан победителем сюжет «Хочу быть террористом и…». В его основе уголовное дело в отношении несовершеннолетнего Е.Курманкулова, осужденного Специализированным межрайонным судом по уголовным делам Актюбинской области.

В республике разработаны и внедрены в практику все необходимые инструменты по совершенствованию системы правосудия. Законодательными и подзаконными актами регламентирован процесс взаимодействия судей, представителей прокуратуры, адвокатуры, а также других сторон судебного процесса.

В связи с этим, особое место занимает система мониторинга соответствия работы судов утвержденным регламентам и оперативное реагирование на устранение выявленных недоработок. Повышение качества работы судов и ее оценка – одно из важных направлений совершенствования судебной деятельности. В этом направлении ведется постоянный анализ показателей отправления правосудия и качества работы конкретных служителей Фемиды.

С 2014 года в целях совершенствования оценки судебной деятельности введена принципиально новая система критериев, оценивающих деятельность суда в целом. Работает она пока в пилотном режиме, но уже зарекомендовала себя достаточно эффективным инструментом оценки работы судов.

В рамках исполнения поручения Главы государства проводится системная работа по расширению сферы применения примирительных процедур, внедрению альтернативных способов разрешения споров. Разработано положение о реализации пилотного проекта по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации). Новое процессуальное лицо – судья-медиатор, в отличие от действующих медиаторов, будет осуществлять свою деятельность не на платной основе.

Ведется работа по развитию других инструментов альтернативных способов разрешения споров. Новый проект ГПК расширяет возможности применения внесудебной медиации, в том числе досудебное урегулирование споров, в частности, коммерческих, между предпринимателями и юридическими лицами, и для дел об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц, решений госорганов. Эта важная для предпринимателей норма обязывает госструктуры проводить проверки решений нижестоящих звеньев и устранять выявленные нарушения.

В судах внедрена кардинально новая автоматизированная информационно-аналитическая система, которая отличается централизованностью, оперативным доступом к информационному обмену данными, высокой отказоустойчивостью и повышенным уровнем автоматизации в формировании статистических и аналитических отчетов. Ее внедрение позволяет интегрировать имеющиеся сервисы – электронный архив судебных документов, внутренний портал, кадровая система, интернет-ресурсы местных судов, Call-центр, ознакомления с судебными документами. Модернизация интернет-ресурсов судов дала возможность любому пользователю получить нужную информацию на интернет-ресурсе судов. Перспективным и удобным информационным сервисом является проект «Судебный кабинет», позволяющий заинтересованным лицам, не выходя из дома или офиса, подать заявление или просмотреть судебный документ через интернет-ресурс.

Судами Актюбинской области на сегодняшний день через ЕСЭДО получено 3409 документов, отправлено 11 068 документов. По уголовным делам выдано 721 талона, административным – 9564, гражданским – 5586.

Через «Судебный кабинет» зарегистрировано 17 316 электронных документов, направлено 10 439 электронных повесток. С использованием аудио-видеофиксации рассмотрено 15 296 судебных дела, что позволяет говорить о прозрачности судебных процессов.
Жители области могут обратиться и получить консультации по всем вопросам деятельности судебных органов посредством единого контакт-центра с бесплатным звонком на короткий номер 1401.

Внедрение и применение подобных информационных технологий упрощает судопроизводство, снимает бюрократические барьеры, минимизирует контакт сотрудников судебной системы с гражданами. Это способствует снижению коррупции, экономит время и средства населения.

Достижению максимальной открытости и прозрачности судебного процесса и принимаемых решений способствуют меры по повсеместному установлению в судах автоматизированного распределения дел, внедрению электронного делопроизводства, непрерывной аудиозаписи, а в дальнейшем и видеозаписи всех судебных процессов, функционирование официального сайта Верховного Суда и Единой информационно-аналитической базы судебных актов. Введена система видеоконференц-связи с участниками процесса. Залы судебных заседаний поэтапно оснащаются системами аудиовидеофиксации.
Все это реальные меры по совершенствованию судебной системы, защите прав и свобод граждан, обеспечению законности и обьективности принимаемых решений.

План Нации «100 шагов»

Работая в судебной системе более 20 лет, начиная с рядового судьи, в различных регионах страны, в различных судебных инстанциях по роду своей деятельности я неоднократно встречался с гражданами. У многих из них возникает закономерный вопрос: почему отдельные дела длятся продолжительное время, возможно ли их рассмотрение в более короткие сроки, и главное - с уменьшением судебных инстанций. Отдельные предприниматели предлагают рассматривать дела в одной инстанции без последующего обжалования.

В рамках действующего законодательства мы всегда отмечали, что продвижение дел через инстанции судов всех уровней дает возможность вынести объективное решение. Однако нам необходимо помнить, что мы, судьи, работаем, прежде всего, для защиты законных прав и интересов граждан. Простая, доступная и очень конкретная программа Главы государства «100 конкретных шагов: современное государство для всех» точно выразила пожелания населения о необходимости снижения судебных инстанций до трех (первая, апелляционная, кассационная), упростив доступ населения к правосудию, при незыблемости принципов объективности, законности и справедливости выносимых решений.
Этот вопрос требует комплексного подхода и тесно связан с подготовкой и подбором кадров. В советское время и в постсоветский период в отдельных регионах существовала нехватка судейских кадров, приглашались специалисты из различных структур, не всем этот сложный и ответственный груз оказывался по плечу. Ведь труд судьи во все времена был не простым, требующим полной самоотдачи, постоянной работы над собой, необходимости знаний изменений действующего законодательства, психологии и многих других навыков.

Судья, как и любой другой профессионал, в идеале должен быть предан своему делу, любить свою нелегкую работу, быть энтузиастом, обладать хорошим здоровьем, аналитическим мышлением, психологической устойчивостью к различным критическим ситуациям. Очень многие судьи, в том числе и молодые, обладают большинством из этих качеств.

Однако жизнь не стоит на месте и те требования, которые предъявлялись ранее, в настоящее время становятся недостаточными. Это связано с ускорением и усложнением процессов, происходящих в мире и в нашей стране, как части мирового сообщества. И это понятно, ведь любая профессиональная деятельность требует совершенствования, чтобы соответствовать существующим реалиям.

Программа «100 конкретных шагов» затрагивает такой существенный момент, как совершенствование подбора судейских кадров, поскольку судьи в своей ежедневной деятельности призваны защищать права и законные интересы граждан и субъектов бизнеса. Отсюда вытекает особое отношение к судейским кадрам.

К кандидатам в судьи предъявляются достаточно жесткие требования, но, как показывает жизнь, их недостаточно. Предлагаемые меры направлены на взращивание наиболее подготовленных юристов для работы судьей. Такую же цель преследует выделение Института правосудия из структуры Академии государственного управления. Функционирование при Верховном суде Республики Казахстан позволит ему выстроить более четкую стратегию обучения не только кандидатов в судьи, но и действующих судей.

Подотчетность судей и ранее существовала в различных формах. Ныне действующее Судебное Жюри при Верховном Суде Республики Казахстан также рассматривает вопросы ответственности судей по различным основаниям. В областных судах действуют комиссии по судебной этике, рассматривающие факты нарушения судьями норм судейской этики.

Поэтому взвешенного подхода требует рассмотрение вопроса расширения возможности граждан по обжалованию действий судей в Судебное жюри. Нельзя забывать, что судье ежедневно приходится выносить те или иные решения и как показывает практика, другая половина сторон по делу остается недовольной вынесенным решением.

В новом этическом кодексе необходимо четко отразить нормы поведения судьи на работе и в быту, установив конкретные ограничения.

Большинство жалоб от граждан будет все же связано с недовольством по поводу вынесенного решения. В своей практике я не встречал ситуацию, когда сторона, удовлетворенная вынесенным решением, подавала жалобу о нарушении судьей норм этики, даже если они фактически имели место. Поэтому необходимо разграничить жалобы на действия судей, нарушающих этические нормы, от жалоб недовольной стороны, которая тем самым старается компенсировать недовольство вынесенным решением.

Подотчетность и прозрачность – понятия, тесно связанные между собой. Практически в каждом суде сегодня внедрена аудио-видеофиксация судебных процессов. Это удобно и в работе судьи, и дисциплинирует стороны по делу. Вместе с тем, имеются отдельные вопросы по работе технических устройств, поэтому проводится совершенствование технических средств фиксации, внедрение технологий, не позволяющих вмешиваться в работу фиксирующей аппаратуры.

Теперь, что касается института суда присяжных. Создавался он как один из элементов участия общественности в судопроизводстве. В дальнейшем подсудность дел этим судам была сокращена, возможно в связи с отдельными фактами эмоционального подхода присяжных при вынесении вердикта, с чем не были согласны профессионалы из правоохранительных структур.

По нашему мнению, суд присяжных должен рассматривать дела по преступлениям особой тяжести, за исключением преступлений, предусмотренных главами 4, 5, 10 УК РК, поскольку дела указанной категории имеют определенную специфику. Возможно постепенное расширение подсудности суда присяжных.

Процессы передачи следственному судье полномочий, которые ранее были свойственны прокурору, имеют место быть в действующем уголовно-процессуальном законодательстве. Мировой и отечественный опыт подсказывают о необходимости передачи полномочий следственному судье по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.

Судебная защита предполагает открытость и состязательность, что приведет к вынесению более объективного решения. Эти положения, как правильно указано в Программе, должны внедряться постепенно и в совокупности с остальными ранее указанными шагами.

Улучшение инвестиционного климата в нашей стране, как отметил Глава государства, является одной из приоритетных задач. В этой связи создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам, создание инвестиционной коллегии при Верховном Суде для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов, а также создание в г. Астана Международного арбитражного центра станет одним из элементов благоприятного инвестиционного климата, который в настоящее время так необходим нашему государству.

Благодаря руководству Верховного Суда судьи местных судов имеют возможность знакомиться с деятельностью судов других стран. Этот обмен опытом в рамках полезного сотрудничества дает значительный импульс развитию нашей судебной системы.

Создание Международного совета при Верховном Суде РК поднимет судебную систему нашей страны на более высокий уровень, обогатит отечественную судебную систему лучшим мировым опытом.

В соответствии с ныне действующим ГПК высший надзор за точным и единообразным применением законов в гражданском судопроизводстве от имени государства осуществляется Генеральным прокурором Республики Казахстан как непосредственно, так и через подчиненных ему прокуроров.

По нашему мнению участие прокурора обязательно в случаях, когда это предусмотрено законом, и необходимость участия прокурора в данном деле признана судом, а также по делам, возбужденным по инициативе прокурора, затрагивающим интересы государства. Остальные категории могут быть рассмотрены без участия прокурора. Свою основную функцию по осуществлению надзора за точным и единообразным применением законов прокурор может осуществлять без участия в процессе. В данное время все судебные акты доступны для широкого круга лиц, в том числе и прокуроров.

Главой государства обозначены конкретные шаги, выполнение которых укрепит казахстанскую государственность, успешную реализацию Стратегии «Казахстан-2050», планов по вхождению в число 30 развитых стран мира.

Из пяти Президентских реформ обеспечение верховенства закона, совершенствования судебной системы в короткие сроки упростит и оптимизирует судопроизводство, сделает его более доступным для населения, тем самым укрепит доверие граждан к правосудию.

Ерлан Айтжанов, Председатель Актюбинского областного суда

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: