Денис Кривошеев: Каспийское море для Казахстана - новая точка притяжения
Фото: zakon.kz
Перед правительством стоит дилемма, где на чаше весов помимо экономики, есть и горянки.
Запад Казахстана это житница нашей Родины, сюда едут всё больше и больше.
Правда, ни в Актау, ни в Атырау, да и в Уральске вы не увидите бескрайных пшеничных полей, подсолнуха до горизонта, или несчитанные стада коров. Здесь житница углеводородная, невидимая глазу. Все самое важное далеко под землей и целая империя построена на том, как добраться до этих богатств.
Сотни тысяч людей связывают свое будущее с этим суровым краем, в котором можно увидеть только бескрайние степи или пустыни, выжить в которых задача неимоверно сложная. Все лето жара, изнуряющая, выжигающая даже мысли, при этом простая холодная вода, покрытая испариной, только на время возвращает к жизни, чтобы потом снова вернуть в состояние иступленного поиска тени. Кондиционеры не справляются, когда на термометре выше сорока, мир становится похожим на бесконечную череду флэшбэков из «Дюны» и «Безумного Макса». Но здесь наше все, здесь наша альфа и омега. Прошлое, настоящее и будущее. Другого нет. Нефть фактически единственный источник доходов государства. Целая страна живет и развивается благодаря небольшому пяточку около Каспия. Трем областям, куда с инспекцией прибыл Премьер.
Визит в каждую область начинается практически одинаково. Небольшой самолет главы правительства приземляется в аэропорту и в течение нескольких минут ему докладывают о способности аэропорта отразить террористическую угрозу, какие меры безопасности используются, проведена ли реконструкция или только планируется. Казахстан остается с жёлтым уровнем террористической угрозы и это, судя по всему, надолго, так что такая проверка боеготовности только на пользу. Если аэропорты Актау и Атырау Масимов осматривал полностью, то в Уральске довольствовался изучением наглядного материала. О том, что здание не реконструировано, известно всем. Планы по его реконструкции есть, но когда она начнется, пока не ясно.
Далее варианты разные, либо на вертолетах вглубь области, либо на машинах в областной центр. Так в Атырау первым делом Премьер вылетел на «Остров «Д» - так называется рукотворный остров на месторождении Кашаган. Все чаяния и надежды правительства на рост связаны, в первую очередь, со стартом этого проекта, который не раз откладывался. Он был нужен в 2005 году, когда цена на нефть росла быстрее, чем плывет осетр на нерест, но в 2016 его тоже ждут и управляющая компанией пообещала начать коммерческую добычу не к середине декабря, как планировалось, а к 1 октября. Вполне возможно, что экономический рост удастся достигнуть именно за счет запуска добычи, отсюда и спешка. Два месяца активной работы может уже сформировать серьезный коммерческий объем. Правда, не ясно, как повлияет появление нового игрока на рынок сырой нефти, который и так перенасыщен предложением. Многие специалисты прогнозируют резкий спад цен, но чиновники всё равно не унывают.
Конечно, из всей поездки «Остров «Д» произвел наибольшее впечатление. Двадцать пять минут лёта, и ты попадаешь в совершенно другой мир какого-то космического порядка. Как если бы тебя отправили в двигательный отсек какого-нибудь «Энтерпрайза» из саги «Звездный путь». Графики, которые ты читал, превращаются в реальные тысячи километров труб на острове, которого не было. Да, много вопросов к экологии, разумности и перспективности проекта, но не впечатляться невозможно. Любой скептик на пальцах объяснит, что разводить осетра в естественных условиях выгоднее, что нефть потеряет свою привлекательность уже через 10 лет, но все теряется, когда вертолёт облетает это поразительное сооружение.
Кстати, о рыбе. Очевидно, что Каспийский бассейн мог бы стать источником экономического роста только благодаря разведению осетровых. Так, в Израиле с 2008 года растет экспорт черной икры. Её поставляют в Японию, Америку, Европу и даже в Россию. Цена продукта от 3 до 5 тысяч долларов за килограмм, а качество впечатляет даже избалованных гурманов. Все выращено на фермах. И это в стране, где осетровые никогда не водились, и их там вообще никогда раньше не видели. Они были завезены сюда эмигрантами из Румынии, так что ни квот, ни дикого вылова, только чистая прибыль. Лучшая икра сорта «Карат», более четырёх тонн ежегодно, к столу императоров и президентов по всему миру. Даже в Молдавии чёрная икра производится в промышленных объемах, свыше тонны в год, тогда как на западе Казахстана, где осетр испокон веков была рыбой для бедняков, это продукт сегодня деликатес, не говоря уж о всей остальной стране. Попытки изменить ситуацию есть и на один из таких проектов Caspian Royal Fish Премьер приезжал в Атырау.
Там же он посмотрел выставку производителей, но то, что они предлагают - мизер, неспособный перекрыть собственные потребности. Тот же Caspian Royal Fish, который занимается искусственным разведением осетровых и переработкой рыбы, построил завод более чем за 6 миллионов долларов и способный давать в обозримом будущем до тонны икры. А сегодня он выдает около 200 килограммов, тогда как в Израиле такое же предприятие обошлось в 10 миллионов и дает в четыре раза больше продукции. При этом, еще раз повторюсь, у них нет под боком Каспия. Никто не может объяснить, почему море не используют для разведения рыбы.
Каспийское море вообще для Казахстана - новая точка притяжения. Буквально на днях Россия запретила транзит украинских грузов через собственную территорию, а значит, работать с партнерами и из Восточной Европы мы сможем только через южный коридор – Грузию и Азербайджан. Этот обходной путь тем интереснее, чем сложнее отношения у северного соседа с миром в целом. В конечном итоге, маршрут Западная Европа -Западный Китай может и не пойти через ЕАЭС, а остановиться в Казахстане. Все актауские порты, новые и старые, на которых побывал Масимов, легко встраиваются в такие геополитические сдвиги.
Поездка в Уральск оголила огромный технологический конфликт, который образовался между угольной и газовой отраслью. Десятки тысяч человек, задействованных в добыче угля, могли бы давно остаться без работы, если бы правительство приняло решение о переоборудовании теплостанций на газ. Это не просто логично с точки зрения экономии, потому как голубое топливо дешевле, а значит, произведённые из него тепло и свет доступнее, но и с точки зрения экологии более оправдано. Россия давно начала процесс модернизации отрасли, постепенно отказываясь от казахстанских поставок. Объемы экспорта падают, как, впрочем, и рентабельность самого производства. Тем временем, газовики говорят, что готовы хоть сейчас поднять добычу газа на треть с 45 до 60 миллиардов кубов, вместо далекого 2030 года, но для этого нужна инфраструктура. Так что перед правительством стоит дилемма, где на чаше весов помимо экономики, есть и горняки.
Вообще люди в Казахстане - особая забота правительства. Связанные по рукам и ногам, они вынуждены искать компромисс между спокойствием и экономической логикой. В ближайшие пять лет на рынок выйдет более миллиона человек и встанет в очередь на рынке труда. Что с ними делать, никто и понятия не имеет. Уровень знаний и компетенций, а также необходимость их профессий вызывают сомнение. По оценке экспертов, более половины из них не смогут претендовать на востребованность. Сегодня Запад уже столкнулся с проблемой нехватки высокооплачиваемых рабочих мест. В золотые годы нефтесервисные копании были куда доходнее нефтедобытчиков, теперь заказы сократились, люди либо сокращены, либо в отпусках. При этом у них сохраняются потребительские привычки, они перекредитованы, так что сервисники на полном серьезе требуют от государства развернуть масштабную кампанию по бурению новых скважин, как средство поддержания занятости. То, что нефть никому сейчас не нужна, их не волнует. Искать новые источники, перепрофилироваться никто и не собирается. Расставаться с высокими доходами даже в мыслях нет, как нет желания уезжать из региона, в котором уровень безработицы всё выше и всё меньше возможностей. Наоборот, на запад едут всё больше и больше.
Денис Кривошеев специально для Zakon.kz
Фото matritca.kz
Поделиться новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript