Ночь в метро: что происходит в алматинской подземке, пока город спит
Фото: Zakon.kz
Время – полночь. По платформе еще снуют редкие пассажиры, едет поезд запоздалый, помогающий припозднившимся горожанам добраться домой. А мы сидим себе в комнатке дежурного по станции, и вся "Москва" перед нами – как на ладони. Вернее, на множестве мониторов, куда поступает картинка с камер видеонаблюдения. Эскалатор на спуск уже отключен, на подъем будет исправно работать еще 40 минут.

Фото: Zakon.kz

Фото: Zakon.kz
Пока ждем, замечаем у стены ухватоподобный предмет.

Фото: Zakon.kz
"Этими щипцами с путей достают неосторожно оброненные сумочки, телефоны и прочие личные вещи", – в перерыве между многочисленными вызовами по рации поясняет гостям дежурный по станции Ельдос Алтайбаев.

Фото: Zakon.kz
Трели продолжаются, но он успевает рассказать нам, что на каждую смену выходят по 14 человек. Кассиры, служба транспортной безопасности, дежурные по эскалатору, уборщики – и это только те люди, что задействованы исключительно на станции.
И вот наконец – "осторожно, двери закрываются". Только на этот раз – не в вагон, а на перрон. И распахиваются врата в совершенно новый мир.

Фото: Zakon.kz

Фото: Zakon.kz
Напряжение снято. Освещаемые тусклыми лампами и красными бликами, рабочие углубляются в тоннели. Мы – следом и с небольшим отставанием. Еще бы, ведь "местные" огибают рельсы-рельсы, шпалы-шпалы с суровой грацией настоящего профессионала. Для них это "обычный вторник", для нас – приключение в духе какой-нибудь The Last of Us.

Фото: Zakon.kz

Фото: Zakon.kz

Фото: Zakon.kz
Впрочем, ни зомби, ни тем более драконов в этих подземельях, конечно, нет, как ни фантазируй. Есть только необходимость методично выполнять будничную, но очень важную работу. К примеру, смотрите – группа людей, склонившихся над железной дорогой. С помощью специального щупа один из них проверяет, нормально ли функционирует стрелочный механизм. Стрелки сдвигаются влево, вправо – надо, чтобы между остряком и рельсом не было зазора.

Фото: Zakon.kz
"Вот, знаете, если вдруг камень застрянет или еще что-то инородное, не будет полного прилегания, и тогда случится врез стрелки (принудительный перевод стрелки в другое положение. – Прим.). А это чревато сходом поезда с путей", – спокойно объясняют журналистам.
Рисуем в голове тревожный образ заваливающейся набок многотонной махины и понимаем – не все герои носят плащи. Некоторые предпочитают робу и вооружаются щупом вместо какого-нибудь щита из вибраниума. И стараются не разгрести последствия разрушений, а не допустить оных вовсе.
До следующей компании трудяг – метров 500. От осторожных шагов поднимается пыль, но воздух уже наполняется запахом мокрой земли. Это свидетельствует о старте влажной уборки. Нижнюю часть моют вручную, аккуратно поливают из шлангов, не задевая кабели на стенах. Для верхней придуман промывочный агрегат – машина, тянущая за собой бочку с водой. Та едет и под мощным напором "веером" разбрызгивает воду вокруг, устраняя загрязнения похлеще распиаренных достижений в области бытовой химии.

Фото: Zakon.kz
Каждый – и техника, и люди – занят своим делом. Последние действуют, как отлаженный механизм, ничуть не уступая точным системам. А работы здесь непочатый край, на всех хватит.
"Конкретно наша служба отвечает за содержание и обслуживание подземных тоннелей, обеспечивая их безопасность и надежность для движения поездов. Моем, проверяем, чиним двери..." – говорит тоннельный мастер службы тоннельных сооружений Кайрат Усенов.

Фото: Zakon.kz
И уточняет: сколь высоки ставки, столь строги требования. Заступая на смену, каждый сотрудник должен получить допуск. Так, явившись сюда в нетрезвом виде, можно схлопотать в лучшем случае выговор, в худшем – и вовсе остаться без работы.

Фото: Zakon.kz
Под увлекательную беседу возвращаемся на перрон, где тоже уборка в самом разгаре. Вскоре пред нашими взорами предстает упомянутая бочка, по совместительству – мусоровоз. Уборщик грузит в нее мешки, которые она собирает по всем станциям.

Фото: Zakon.kz

Фото: Zakon.kz

Фото: Zakon.kz
Словом, все кипит и бурлит. И это при том, что мы не запечатлели и половины ночных работ! В целом в их длинный список входит аж 11 позиций:
- Обслуживание и ремонт путей.
- Проверка состояния рельсов, шпал и контактного рельса.
- Обслуживание и ремонт электрооборудования.
- Проверка и ремонт тяговых подстанций, кабельных линий, освещения и других электрических систем.
- Обслуживание и ремонт эскалаторов.
- Проверка ступеней и механизмов эскалаторов, смазка и замена деталей.
- Уборка станций.
- Очистка от мусора, грязи, пыли и дезинфекция.
- Техническое обслуживание подвижного состава.
- Осмотр, мойка, устранение неисправностей.
- Профилактические работы.

Фото: Zakon.kz
И пока мы не успеваем даже объять происходящее объективами камер, службы метрополитена, как в сказке про Золушку, умудряются навести красоту и порядок до утра. Ведь в 04:00 по рельсам пустят "порожняк" для проверки. А в 06:00 – "осторожно, двери открываются". И гостеприимно впускают в нутро метро толпы спешащих пассажиров. Которые никогда не увидят, сколько усилий было приложено ради их комфорта и безопасности.
А волшебники, являющиеся по ночам и создающие тихое, почти незаметное глазу чудо, между тем отправятся отдыхать. Сменяясь другими, такими же скромными волшебниками.